Aztec Empire Comic Series
7 постов
7 постов
1 пост
3 поста
5 постов
4 поста
Было непросто, но я очень рад представить вам свой magnum opus этого года. Подробнейшее описание Камня Солнца, самого известного памятника ацтеков, – такого не найдёте нигде.
Постарался собрать всё самое важное и актуальное – пришлось даже приобрести доступ к паре статей. Но это неважно, ведь теперь знания доступны всем!
Статья вышла очень объёмной и с большим количеством иллюстраций. Делить не стал, чтобы всё было в одном месте. Да и праздники впереди! Так что сохраняйте статью в избранном, чтобы вернуться к ней, если покажется слишком.
Камень Солнца – пожалуй, наиболее известный ацтекский памятник. Часто его ошибочно называют «Календарём ацтеков». Почему ошибочно? Если кратко: ацтеки не использовали его в качестве календаря в нашем понимании.
Камень Солнца – это, скорее, что-то вроде инфографики ацтеков на тему восприятия времени и пространства.
В этой статье мы кратко остановимся на истории обнаружения и исследования Камня Солнца. И очень подробно – на его богатой иконографии.
Для начала давайте познакомимся с основными концепциями и понятиями, которые пригодятся нам далее.
Во-первых, для обозначения дней ацтеки пользовались 20 знаками дня (о них – далее). Обозначение даты в календаре ацтеков имеет вид:
Дня: число от 1 до 13 + имя одного из 20 знаков дня
Года: число от 1 до 13 + имя одного из 4 знаков дня
Названия лет заключены в квадратную рамку, а названия дней – нет. Мы увидим это при исследовании Камня Солнца.
Во-вторых, календарей у ацтеков было два:
Тональпоуáлли (tonalpohualli, «счёт дней/судеб») – ритуальный календарь. Числа от 1 до 13 комбинируются с 20 знаками дня, итого 260 комбинаций, или 260 дней. Как мы знаем из статьи про рождение ребёнка, по такому календарю, например, называли детей.
Шиупоуáлли (xiuhpohualli, «счёт лет») – календарь солнечного года. Он состоит из 365 дней, объединенных в 18 месяцев по 20 дней плюс 5 безымянных дней, считающихся зловещими.
Подробнее эти два календаря мы рассмотрим в другой раз.
В-третьих, время в понимании ацтеков циклично. Грубо говоря, 1 января 2000 года и 1 января 2052 года ацтеки изобразили бы одним и тем же глифом – и поди узнай, что именно они имеют в виду. Ацтеки мыслили циклами в 52 года (или 4 четверти по 13 лет) – это такой «ацтекский век»:
Цикл в 52 года начинается с года «1 Кролик», а заканчивается годом «13 Дом». После него цикл начинается вновь со всё того же года «1 Кролик», но для нас это был бы другой год
Обратите внимание, что выше представлена лишь структура цикла. Основные события в ацтекской истории расположены в соответствии с именем года, и может показаться, что они идут друг за другом – однако они произошли в ходе разных циклов!
Цикличность дат позволяла сопоставлять мифологические и исторические события друг с другом, тем самым познавая повторяющийся характер истории и неизбежность определенных событий.
Например, год «1 Кролик» стойко ассоциировался у ацтеков с голодом, потому что 1) эпоха Пятого солнца началась в этот год с потопа, и 2) голод на протяжении долгого времени случался именно в этот год.
Каждые 52 года в ознаменование конца старого цикла и начала нового проводилась грандиозная Церемонию Нового огня:
В ночь события все огни в городе гасились. Дома жители били всю посуду, ведь в новом цикле у них будет всё новое. Жрецы поднимались на холм и наблюдали за ночным небом. Когда они видели Плеяды, они понимали: мир не умрёт, у них есть ещё 52 года...
А теперь к делу.
Камень Солнца был закончен предположительно в период с 1502 по 1521 гг. во время правления Мотекусомы II. После падения Теночтитлана испанцы плотно взялись за отмену тёмного языческого прошлого ради праведного христианского будущего и начали рушить ацтекские здания, памятники и ритуальные объекты. Под раздачу попал и Камень Солнца, который, однако, аж до середины XVI века оставался в районе современной главной площади Мехико Сóкало (Zócalo). Монах-летописец Диего Дуран пишет:
«...самый прославленный и почтенный дон Алонсо де Монту́фар […] приказал закопать [камень], видя, какие злодеяния и убийства происходили рядом с ним. Также, как я подозреваю, его убедили в необходимости убрать его оттуда, чтобы память о древнем жертвоприношении, случившемся здесь, была утеряна...»
К 1560-м гг. Камень Солнца был закопан. История стала легендой, легенда – фарсом. А потом уже и анекдотов насочиняли. Так или иначе, Камень Солнца был случайно обнаружен декабре 1790 года в ходе работ по выравниванию Сокало. Базальтовая громадина диаметром 3,5 м. и весом более 24 тонн была закопана всего-то не более чем на полметра лицевой стороной вниз.
Площадь Сокало сегодня. Камень Солнца нашли буквально в центре современного Мехико
Всепрощающие христиане-католики, более двухсот лет не знавшие горя, тут встрепенулись и задумали было использовать эту находку как ступеньку у Кафедрального собора: удобство для прихожан, да и о триумфе над язычеством лишний раз не грех заявить. Пока решали, Камень лежал около места обнаружения, а «деревенские люди и дети» потихоньку повреждали рельеф.
Мексиканский писатель и учёный Антонио де Леон-и-Гама вмешался и убедил всех, что Камень Солнца – не религиозная скульптура, поэтому нельзя с ней так. Спасённый памятник поставили у одной из стен Кафедрального собора, где он простоял до 1882 года.
Пока Камень находился рядом с собором (блин у стены слева), он привлекал туристов, которые часто называли его «Часы Мотекусомы»
Есть байка, что во время Американо-мексиканской войны 1846-48 гг. занявшие Сокало американские солдаты от безделия якобы стреляли по Камню Солнца как по мишени, тем самым разрушив изображение в центре. Однако подтверждений этому нет, да и посмотрите, что я нашёл:
Первая фотография (дагеротип) Камня Солнца, сделанная в 1839 или 1840 гг. Повреждения были уже тогда, а до войны 6 лет
После 1885-го многострадальный памятник переместили в музей недалеко от центра. И только в 1964-м Камень Солнца обрёл свой покой в Национальном музее истории и антропологии Мехико.
Иллюстрация в книге Антонио де Леон-и-Гамы, изданной им вскоре после обнаружения Камня Солнца. Он же первым описал возможные интерпретации всего, что мы тут можем увидеть
С момента обнаружения и до 1870-х гг. полагали, что Камень Солнца – это ацтекские солнечные часы, отмечающие солнцестояния, равноденствия и переходы в зенит с помощью теней (просто кое-каких частей не достаёт).
Затем появилась версия о том, что Камень Солнца – это ритуальный сосуд, куаушикáлли (cuauhxicalli), или жертвенный камень, темалáкатль (temalacatl). Или и то, и другое сразу. На него могли укладывать людей для принесения в жертву, либо помещать извлечённые сердца в углубление в центре.
Примерно вот так это выглядело: фото 1 — куаушикалли, фото 2 — темалакатль (пленный, привязанный к камню, должен был сражаться с воинами в качестве ритуала)
Ещё одно предположение насчёт функции Камня Солнца говорит, что он отражает имперский политический курс Мотекусомы II. Если в предыдущих интерпретациях Камень Солнца должен был располагаться горизонтально рельефом вверх (скорее всего, на небольшой платформе), то в этой версии он должен был стоять вертикально.
Такого рода плакат, говорящий всем: «А ты принёс жертву богам? Без твоей крови "завтра" может и не настать...»
или же «Подчинись, а иначе...»
Верования ацтеков связывали продолжение жизни с непрекращающейся борьбой. В нашем современном понимании смена дня и ночи, лета и зимы естественна и неизбежна. Для ацтеков же это события непредсказуемые, результат космической борьбы:
Каждое утро солнце победоносно всходило и захватывало дневное небо, прогоняя луну и звезды. Но победа солнца была лишь временной, ведь каждый вечер усталое солнце проигрывало эту борьбу, а луна и звезды возвращали себе небеса. Успех солнца здесь зависел от того, насколько хорошо оно питается сердцами и кровью жертв.
Таким образом, существование человека обусловлено. Миф о происхождении Вселенной говорит, что целых четыре предыдущих мира были уничтожены. Текущий мир будет существовать лишь до тех пор, пока солнце будет сыто человеческими жертвоприношениями.
Камень Солнца, полный символизма монумент, отражает эту взаимосвязь между насилием, отношениями с богами и космическими циклами. Ацтекская элита вполне могла использовать всё это для сохранения контроля над населением. Камень Солнца мог быть их инструментом, наглядно отражающим идеологию и укрепляющим легитимность государства и его место во Вселенной.
Ещё один памятник с явным политическим значением – Теокалли (храм) Священной войны. Обратите внимание на очень похожее на Камень Солнца изображение на вершине лестницы: здесь он расположен вертикально
Наконец, самая молодая версия состоит в том, что Камень Солнца ранее обозначал центр большой рыночной площади Теночтитлана, служил «местом встреч» во время общественно-значимых событий. В таком случае он был бы самой навороченной версией таких разметочных камней, момóцтли (momoztli – «повседневное место», т.е. доступное всем место).
Справа – Камень-момоцтли из Чалько
Размещение таких камней на торговых площадях служило для определения центра пространства. А Камень Солнца как раз был найден на том месте, где во времена ацтеков была огромная площадь перед дворцом Мотекусомы II, аж до XIX века бывшая рыночной.
Сегодня Камень Солнца висит на стене в музее. Изначально наиболее вероятной была горизонтальная позиция. К тому же он не был закончен – слева и справа сверху выступает необработанный камень. Виной всему скол в породе:
Обратите внимание на выделенные места: отколовшаяся порода не позволила закончить работу так, чтобы боковая поверхность Камня Солнца была ровной. Остаётся лишь догадываться, какая судьба постигла бедолаг-каменщиков...
Прежде чем мы пойдём дальше, предлагаю вам посмотреть, как Камень Солнца с большой долей вероятности мог выглядеть во времена ацтеков. Всего у ацтеков было пять цветов: красный (кошениль), жёлтый (охра), белый (кальцит), чёрный (копоть) и голубой разных оттенков (минералы + растения в разных пропорциях). По микроскопическим остаткам краски в породе удалось определить, что основными цветами камня были красный и жёлтый с небольшим содержанием голубого/бирюзового:
Реконструкция оригинальной окраски Камня Солнца
Камень Солнца на науатле называется Ōllin Tonatiuh, или Движение Тонáтиу/солнца. Вся центральная часть повторяет ацтекский глиф «Движение», Ōllin:
В глаза сразу бросается страшное лицо: открытый рот с высунутым языком, пустые глазницы. Нос этого персонажа, к сожалению, не дожил до наших дней. Кто же здесь изображён?
Общепринятая сегодня версия – это бог солнца, Тонáтиу, отсюда и название Камня. Помните историю про создание Вселенной? Боги четырежды создавали мир, который затем и разрушали. В конце концов, Тонатиу стал солнцем, требующим постоянные кровавые подношения со стороны людей, иначе новый день не настанет. Это соотносится как с возможным применением монумента, так и с иконографией, которую мы сейчас рассмотрим.
Существуют и альтернативные версии, утверждающие, что изображён не Тонатиу, а другие боги: Тлалтекутли (бог земли, изображался с языком-кинжалом и когтистыми лапами), Шиутекутли (бог огня и бирюзы) или Йоуальтекутли (бог ночи, «солнце ночи»). Есть даже вполне серьёзные подозрения, что это сам Мотекусома II!
Так или иначе, у персонажа есть корона, на которой изображены две точки и знак дня «Тростник» – очевидно, дата «2 Тростник». Чем важна эта дата? Есть мнение, что Мотекусома II не хотел проводить Церемонию Нового огня в неблагоприятный год «1 Кролик», поэтому взял и передвинул на следующий, «2 Тростник».
Видим волосы и украшения в носу и ушах, какие носила ацтекская элита. Морщины вокруг глаз говорят о мудрости. Изо рта торчит кремневый нож-язык – такой нож использовался для жертвоприношений. Наконец, слева и справа от лица изображены клешневидные руки с когтями, сжимающие, без сомнения, человеческие сердца.
Так мог выглядеть центр Камня Солнца. Цвета иллюстрации справа не соответствуют общепринятой теории изначальной раскраски (см. выше)
Вокруг лица божества расположены четыре прямоугольника, каждый из которых указывает на одну из четырёх эпох, или солнц, о которых мы узнали из мифа о сотворении Вселенной (начинаем с правого верхнего изображения и двигаемся против часовой стрелки):
Солнце Ягуара, глиф «4 Ягуар» – мир, погибший через 676 лет, когда всех людей сожрали. Изображен ягуар, животное выражение Тескатлипоки, который был в эту эпоху солнцем.
Солнце Ветра, глиф «4 Ветер» – мир, просуществовавший 364 года, после чего ураганище сдул всё его население, а кто выжил превратились в обезьян. Изображён Кетцалькоатль (или его ипостась, Эéкатль, божество воздуха).
Солнце Дождя, глиф «4 Дождь» – мир, который через 312 лет существования был уничтожен огненным дождём. Изображён Тлалок, бывший солнцем в эту эпоху.
Солнце Воды, глиф «4 Вода» – мир, затопленный горькими слезами через 676 лет после создания. Изображена Чальчиутликуэ – солнце четвертой эпохи.
Почему везде 4? Ацтеки назвали свои эпохи по дню, в которые они были уничтожены. Наша эпоха Пятого солнца с глифом «4 Движение» должна погибнуть в день «4 Движение» от землетрясений («движения земли»).
Идём дальше – к четырём глифам по периметру центральной части:
Начнём сверху.
Слева изображён именной знак ацтекского правителя Мотекусомы II, представляющий собой королевский головной убор – шиууитцолли (xiuhuitzolli - от xiuh, «бирюза/год/комета/трава», и huitzolli, «что-то заострённое»). Это тиара или диадема, заострённая спереди и закрепляемая на голове при помощи тканевой ленты с узлом тлапилони (tlapiloni).
На рисунке глифа слева сверху видны: почётное украшение из перьев асташелли (aztaxelli), волосы, ушное украшение шиунакочтли (xiuhnacochtli) и украшение в носу йакашиуитль (yacaxihuitl)
Такой головной убор мог быть покрыт небольшими кусочками настоящей бирюзы или сделан из дерева, выкрашенного в синий цвет.
Справа легко угадывается глиф «1 Кремень», ведь он похож на язык божества в центре. Так здесь изображается очень важный для ацтеков год – «1 Кремень».
Первая сцена Кодекса Ботурини: отплытие ацтеков из Ацтлана в год «1 Кремень»
Именно в этот год они отправились из Ацтлана в поисках лучшей доли и встретили Уицилопочтли (считается, что в этот год он и родился), который стал их покровителем и главным божеством. Подробнее про это можно почитать здесь. А красный кружок с завитушкой называют «дымящимся зеркалом», главным атрибутом Тескатлипоки.
В одном из мифов Тескатлипока создает огонь при помощи кремней. Поэтому кремневый нож связан также с происхождением огня – символа Солнца и звёзд.
Вместе эти два глифа можно трактовать так: обожествленный правитель Мотекусома II, воплощающий или сливающийся со сверхъестественной личностью покровителя ацтеков Уицилопочтли.
Смешение черт правителей и богов – важнейший аспект в концепции власти уэй тлатоани. На том же Теокалли Священной войны Уицилопочтли (слева) и Мотекусома II (справа) стоят на одном уровне, как равные
Слева снизу различается дата «1 Дождь», справа – «7 Обезьяна»:
В данном случае, это указание на конкретные дни. В эти дни Камень Солнца мог впервые использоваться по назначению. Интересно, что между этими датами 32 дня (попробуйте посчитать на картинке ниже, начав с глифа «Дождь») – одна из версий говорит, что в переводе на наше время это даты 23 июня и 25 июля соответственно. Возможно, смысл в том, что 22 июня было летнее солнцестояние, с 23.06 по 25.07 были торжества по случаю освящения Камня Солнца, а 26-го июля был новый праздник, связанный с движением солнца.
Вокруг центральной части располагается кольцо из 20 символов, читаемых по кругу против часовой стрелки (см. картинку ниже). Большая стрелка над головой божества будто указывает на начало отсчёта. Каждый символ обозначает один из 20 дней ацтекского календаря. Круг наглядно изображает цикличность времени в ацтекском сознании: как только круг заканчивается, он же начинается снова.
Каждый из 20 дней имеет своё название и знак. Начинается круг с Крокодила и идёт против часовой стрелки
Далее следует тонкое кольцо квадратиков с пятью точками в каждом (как на игральной кости) – это ацтекская рулетка Вегастлан, только у ацтеков кроме «5 красное» ставить было не на что. Щютка.
Квадратики с пятью точками могут означать либо бирюзу (которая на науатле xihuitl – и огонь, и год одновременно), либо уменьшенную копию центральной композиции (четыре эры и в центре пятая). Четыре внешних точки также могут указывать на четыре астрономических события в жизни солнца: два солнцестояния (июнь и декабрь) и два равноденствия (март и сентябрь).
Также есть мнение, что это четыре стороны света и центр, но тогда эта концепция дублировала бы имеющиеся на Камне Солнца большие стрелки.
На кольце видно 4 группы по 10 квадратиков
Исследователи полагают, что часть квадратиков (12 шт.) закрыта большими стрелками (в принципе, более-менее это так – проверил в Фотошопе). Тогда всего здесь 52 квадратика с 5 точками (52 х 5 = 260, совсем как дней в ритуальном календаре). В то же время, 52 - это число лет в «ацтекском веке».
Помимо квадратов видим узор в виде петелек, обозначающий перья. Далее над ними располагаются символы в виде перевёрнутой буквы «Y», которые ассоциируются с каплями крови. Кольцо из этих букв «Y», расположенных в группе по четыре штуки, прерывается шестью прямоугольными «домиками» со знакомыми уже квадратиками из пяти точек, точкой-нефритом и перьями на крыше.
Четыре большие стрелки указывают на четыре стороны света. Ацтекское сознание разделяло мир на четыре части, за каждую из которых отвечал один из «первоначальных» богов (Тескатлипока, Уицилопочтли, Кетцалькоатль и Шипе Тотек – см. тут). Между этими стрелками есть ещё четыре, поменьше:
Эти промежуточные направления удобно указывают на четыре знака дня, чьими именами может называться год у ацтеков: Дом, Кролик, Тростник и Кремень.
Наконец, мы подобрались к внешнему кольцу, представляющему собой двух змей, Шиукóатлей (бирюзовых/огненных змей, Xiuhcóatl). Такая змейка олицетворяет огонь и выступает копьём бога Уицилопочтли.
Обе змеи буквально пылают (завитушки, похожие на тонущий Титаник или мёртвого динозаврика), а из пасти каждой в нижней части Камня торчит лицо. Одна из интерпретаций говорит, что это два наших главных затейника, Кетцалькоатль и Тескатлипока, которые навели шуму в процессе создания Вселенной.
Альтернативные версии: бог солнца Тонатиу и бог огня Шиутекутли; Кетцалькоатль-Венера и Тонатиу-Солнце как противостояние ночи и дня соответственно
Кто бы это ни был, языки змей касаются друг друга как олицетворение непрерывности времени и непрекращающейся борьбы богов между собой. Носы-хоботы загнуты и украшены символами покеболов-звёзд.
В верхней части камня меж хвостами змей помещена очередная дата, указывающая на год: «13 Тростник». О важности даты можно судить по его размеру, центральному расположению и тому факту, что Шиукоатли целиком состоят из повторяющегося глифа.
«13 Тростник» соотносят с 1479 годом: именно тогда родилось наше солнце, когда боги пожертвовали собой в Теотиуакане.
Из глифа «13 Тростник» исходят два Шиукоатля, как бы указывая на течение времени с момента сотворения Пятого солнца
В начале статьи мы говорили о цикличности времени и о 52-летнем ацтекском цикле (или 4 четверти по 13 лет). «13 Тростник» – это последний год второй четверти цикла, а сразу за ним следует год «1 Кремень», с которым мы уже встречались. Иначе говоря, эти два года отмечают ровно середину цикла.
В силу цикличности эти два глифа могут указывать на разные года. Кроме того, они очень тесно взаимодействуют между собой, посмотрите сами:
1427 год – фактически родилась ацтекская нация. Тогда тлатоани стал Ицкоатль. Ацтеки начали осознавать себя великими и ощущать свою историческую миссию, а Теночтитлан из плательщика налогов превратился в крупнейшего их собирателя в Мезоамерике.
1479 год – рождение Пятого солнца.
1531 год – и даже после завоевания в год «13 Тростник» произошло кое-что интересное! Считается, что именно в этом году впервые явился образ Девы Марии Гваделупской, наиболее почитаемой святыни в Латинской Америке. Совпадение? Не думаю.
Год отплытия ацтеков из Ацтлана, встреча с Уицилопочтли.
1376 год – коронация первого уэй тлатоани ацтеков Акамапичтли.
1428 год – ацтеки восстали против тепанеков и получили независимость, фактически начав свой путь к строительству будущей империи.
И исход из Ацтлана, и победа над тепанеками – завоевательные действия, которым благоволил Уицилопочтли. И обратите внимание, в каждой группе дат шаг составляет 52 года.
Таким образом ацтеки придавали вес своему правлению, ведь его начало связывалось с важнейшим событием вселенского масштаба в прошлом. Установление связи между мифическим прошлым и текущими событиями наверняка имело политические цели.
На боковую поверхность Камня Солнца почти никогда не смотрят, её не фотографируют, не говоря уже об интерпретации. Вот она:
На вставке похожее на рельеф Камня Солнца изображение из Кодекса Борбоникус
Рельеф шириной 20 см изображает ночной небосвод (или просто небосвод). Изображение сбоку можно разделить на две части. Верхняя часть в виде точек обозначает звёзды. Нижняя часть, отделённая от верхней двумя сплошными линиями, показывает Венеру (глиф похож на цветок), чередующуюся со сдвоенными кремневыми ножами.
Так ацтеки изображали солнце, заходящее в потусторонний мир, в Миктлан, в ночь, чтобы потом снова родиться на следующее утро. Кремневые ножи здесь обозначают его лучи, пронзающие небо.
Аналогичные изображения Венеры на верхнем и нижнем краю Календарного камня в музее Йельского университета
Загадку ацтекского Камня Солнца вот уже более 200 лет пытаются разгадать бесчисленные интерпретации. Однозначно одно: Камень Солнца – это сложное изображение, каждый элемент которого, объединяясь с другими, передаёт целостное сообщение о движении Солнца и звёзд по небу, о смене дня и ночи, об устройстве времени в понимании ацтеков, об истории и месте человека во Вселенной. Все эти смыслы можно найти в Камне Солнца.
Кроме того, Камень Солнца отражает двойственность, присущую ацтекской философии и искусству. Уицилопочтли и Мотекусома II как отражение разных категорий солнца (один – мифическое, другой – «солнце ацтекской нации»), солнце и земля, день и ночь...
Наконец, Камень Солнца служит напоминанием о былой славе ацтеков, о разрушенном порядке мироздания и о свергнутом правителе, бывшем в центре всего этого.
Мексиканские песо, образующие вместе «портативный» Камень Солнца
Так или иначе, если вы читаете эти строки – поздравляю вас! Теперь в определённом смысле вы знаете Камень Солнца в деталях как свои пять пальцев и сможете рассказать друзьям значение каждого его элемента в мельчайших подробностях.
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке.
Буду очень рад вашей поддержке!
(c) mexicalli
Использованные для подготовки статьи источники литературы и изображений указаны здесь.
💎 Друзья, привет! 💎
Вот и подходит к концу очередной год. Кажется, только вчера писал пост по случаю Нового 2023 года, а оно вон уже как.
У всех год, конечно, прошёл по-своему — для меня он выдался довольно трудным и полным перемен типа «с ног на голову». И, признаюсь честно, на сегодня совсем никаких сил не остаётся.
Но таков ход времени, оно циклично. Периоды немощи и усталости сменяются (при должном отдыхе и восстановлении) временем радости и творчества. Я и раньше чувствовал это, но не мог самому себе объяснить. Все мы плывём не только вперёд по линии времени, как это каждый наверняка себе представляет — математика в младших классах поселила в голове изображение времени в виде отрезка, стремящегося из нуля в правую бесконечность. Познакомившись с ацтекской/мезоамериканской концепцией устройства Вселенной, я ясно вижу — движение происходит и «вокруг» времени. События если не повторяются в точности и через определённые промежутки времени, то ощущение от этих событий — вполне себе. Разумеется, это вопрос восприятия — попробуйте понаблюдать.
🦋👁🦋👁🦋👁🦋👁
С приближением окончания года сегодня наступает особенный для меня день — мой день рождения. Прекрасная возможность задуматься о пройденном пути в этом году и в жизни. И отличная возможность поблагодарить всех вас за то, что вы были рядом. Спасибо, что вы читаете канал, интересуетесь миром древней Мезоамерики и находите время для моих публикаций.
Когда я начинал вести этот канал, я не ставил целью заработок на этом — меня просто колбасило от ацтеков, это вдруг стало моим основным хобби. Потом к ацтекам присоединились другие мезоамериканские (а потом — и перуанские) цивилизации. Вот и сегодня, уделяя бóльшую часть своего свободного времени исследованию самых разных тем (от авокадо и волос до ритуалов и шедевров изобразительного искусства), я делаю это, просто потому что прёт 🐒
Если канал вам нравится и вы хотите поздравить меня с днём рождения — буду рад вашей поддержке. Для меня это дополнительное вдохновение и мотивация придумывать новые способы рассказать вам о далёком, но уже не таком неизвестном мире Мезоамерики.Как и в прошлый раз, желаю вам в новом году терпения воина-орла 🦅, стойкости воина-ягуара 🐯, много солнца 🌞 и сил, чтобы принимать мир вокруг таким, какой он есть. Здоровья вам и вашим близким. И пусть ваши тоналли, тейолия и иийотль будут в гармонии!
Да и это просто приятно.
Поддержать можно здесь (CloudTips) или здесь (Boosty).
Вселенная в понимании мезоамериканских культур разделялась на три части: небеса из тринадцати этажей, наш земной мир и подземный 9-уровневый мир. Про царство мёртвых мы, кстати, уже беседовали — здесь подробно освещается каждый из девяти уровней.
На каждом этаже небесного и подземного мира обитали различные боги и второстепенные сверхъестественные существа. Кодекс Риос, или Ватиканский кодекс 3738, являет нам всё мироустройство сразу — на иллюстрации (фото 1) привожу названия и перевод каждого из уровней. На самом верхнем уровне, Омейокане, обитал Ометеотль в лице Ометекутли и Омесиуатль.
Нижний, земной, водный мир — источник рек, ветров и облаков. Нижний мир полон богатств, но воспринимался земледельцами, зависимыми от непостоянства дождей, как жадный и жестокий. Они воспринимали этот мир как осквернённый смертью и ревностно охраняемый опасными «хозяевами» источников и лесов. Даже сегодня места-источники природных богатств (реки, леса, пещеры) воспринимаются как места связи между миром людей и потусторонним миром, охраняемые духами оуикан чанеке (ohuican chaneque, «хозяевами опасных мест»).
Наш земной мир воспринимался как прямоугольник, окруженный морскими водами и разделённый на 4 сегмента (фото 2). И соединялись эти лепестки гигантского цветка мира (см. фото) в центре, пуповине мира, который изображался как драгоценный зелёный камень. Каждому из четырех сегментов приписывался свой цвет и знак дня:
🔪 — север (Миктлампа, Mictlampa): чёрный, кремень;
🏠 — запад (Сиуатлампа, Cihuatlampa): белый, дом;
🐰 — юг (Уитцлампа, Huitzlampa): синий, кролик;
🌱 — восток (Тлапаллан, Tlapallan): красный, тростник.
На каждом краю света высилось колоссальная опора неба. В источниках эти опоры описываются как священные деревья или как один из четырёх тлалоков (которые помощники Тлалока, бога воды и гроз). Кодекс Борджиа показывает нам все четыре опоры в виде деревьев. Но они выступали не только в этой роли: по ним, как по путям, боги и их силы путешествовали к земле. Влияние богов небес и подземного мира, огонь судьбы и времени, расходилось от четырёх деревьев к центральной точке, «пупу земли». А в центре, заключённый в зелёный драгоценный камень, жил Старый Бог, мать и отец богов, повелитель огня и перемен в природе вещей.
На изображении из Кодекса Борджиа (фото 3) показаны четыре направления и знаки дней, связанные с каждым из них. Например, с запада (правый нижний сектор) приходят силы знаков дня, с которыми спускаются женщины-богини сиуатетео: орёл, дождь, дом, обезьяна и олень.
А теперь вопрос знатокам: почему это у ацтеков север справа?
Продолжаем подниматься на ацтекский Олимп, беседуя по пути о строении Вселенной в мезоамериканском понимании.
Уже не раз мы с вами касались одного из основных принципов ацтекского сознания — двойственности, противопоставления взаимодополняющих элементов. Повсеместное её присутствие в культурах Мезоамерики может даже показаться навязчивым.
Всё во Вселенной состоит из двух видов вещества в разных пропорциях. В зависимости от преобладания одного из этих видов, существа относятся либо к стороне светлого, сухого, высокого, мужского, горячего и сильного, либо к стороне тёмного, влажного, низкого, женского, холодного и слабого. Это создаёт знакомые всем пары противоположностей: Солнце/Луна, день/ночь, орёл/ягуар, огонь/вода, жизнь/смерть и т.д.
Важный момент: в число этих противоположностей не входило столь характерное для других религий мира противостояние добра и зла.
С помощью двойственности объяснялись все процессы во всех сферах мышления и деятельности.
🌊 Влажная половина года считалась женской, питающей, холодной, тёмной и связанной со смертью, в то время как сухая половина была мужской, плодородной, горячей, светлой и связанной с жизнью.
🌶 Здоровая еда должна идеально балансировать ингредиенты холодной и горячей природы: как в случае, например, с помидором и чили.
👴 Для поддержания здоровья необходимо соблюдать баланс между горячими и холодными качествами внутри организма, а болезни (из-за дисбаланса) лечились лекарствами противоположной природы.
Горячие и холодные качества не всегда имеют прямую связь с температурой: например, град считается горячим.
Двойственность можно найти даже в метафорах и языке в целом. Например, выражение in tochtli, in mázatl (букв. «кролик, олень»), означающее «бродяга». Оно построено на астральной оппозиции: кролик 🐰 — это ночное, лунное животное, а олень 🦌 — солнечное. Как Луна и Солнце, очевидно, бродят по небосводу.
Концепция двойственности объясняет всё движение во Вселенной как вечную борьбу двух сил: женская, олицетворяемая водой, побеждается более могущественной мужской силой, олицетворяемой огнём. Однако победа ослабляет мужскую силу, что позволяет женской силе восстановить своё преобладающее положение. Это приводит к циклу, который проявляется в смене дня и ночи, сезонов дождей и засухи, смерти и жизни.
Вот и боги воспринимались как пары, действующие совместно — часто как супружеские пары (бог/богиня земли или бог/богиня смерти). Сам Верховный Бог, Ометеотль, разделялся на две фигуры — Отца и Матери, каждая из которых отвечала за свою половину Вселенной.
Впервые идею божественной дуальности описывает монах Хуан де Торкемада:
Среди богов, выдуманных этими слепцами-мешиками ..., были двое: один назывался Ометекутли, или «два господина», а другой — Омесиуатль, или «две женщины». Эти два мнимых божества представляли мужчину и женщину … и обитали в славном городе, расположенном над одиннадцатью небесами, на высочайшем из них. В этом городе они наслаждались всеми возможными удовольствиями и обладали всеми богатствами мира. Считалось, что они правили и управляли всем зримым и незримым миром, оказывая влияние на все души и на … всех существ — как разумных, так и неразумных. Таким образом, … они верили, что мир управлялся двумя существами: одно было богом мужчин, другое — богиней женщин.
В интернете встретил: Кетцальмигонкуганькоатльктенотчетлан — бог дикции и памяти. Как это читать! По частям: кетцаль, мигон, кугань, коатль, тенотчетлан. Странное имя, не так ли?
Конечно, странное. Ведь это «шутка» такая — нет такого бога. Незнакомый с Мезоамерикой человек может принять это за чистую монету, но мы-то с вами здесь прошаренные 🙂 Одно лишь окончание «-тлан» говорит о том, что это как минимум название места (как Теночтитлан, корявым названием которого и завершается это слово), а не имя божества. Всё, форточки можно закрывать.
👀🌞👀🌞👀🌞
На самом деле, ацтекский бог с самым длинным именем — Тлауицкальпантекутли (Tlāhuizcalpantēcuhtli), «Господин Дома Рассвета». Это двуликий бог планеты Венера, объединяющий в себе две её ипостаси: Утреннюю Звезду (Кетцалькоатля) и Вечернюю Звезду (Шолотля). Его почитали во всей Мезоамерике ещё задолго до ацтеков как бога яркой звезды, чей уникальный яркий свет появляется очень рано утром на восточном небе.
Фото Венеры — NASA (https://science.nasa.gov/venus/)
Во всей Мезоамерике считалось, что лучи Венеры, восходящей перед Солнцем, были чрезвычайно мощными, даже смертоносными. Лучи приходили из мира духов и несли с собой его устрашающую силу. Во многих кодексах Венера изображается как один из самых свирепых божеств на небе — арене бесконечных космических битв (наиболее очевидной — между днём и ночью). В Кодексе Коспи, например, Венера-Тлауицкальпантекутли метает дротики: конкретно на фото — в солнце, восседающее на троне:
Сцена кстати отражает эпизод ацтекского мифа о создании Пятого Солнца. Солнце и луна сначала были недвижимы в небе. Тонатиу (бог солнца) сказал: либо боги жертвуют собой, либо он не двинется с места. Тлауицкальпантекутли, разгневанный таким высокомерием, метнул свой дротик в солнце. Однако он в цель не попал — солнце в ответ метнуло свой и пронзило голову Утренней звезде. В этот момент Господин Дома Рассвета превратился в бога камня и холода, Ицтлаколиуки (Itztlacoliuhqui). Именно поэтому на рассвете всегда холодно...
Так что если уж шутить, то с умом. И со словарём:
Ацтекский бог с самым длинным именем — бог дикции и памяти Тланамикицтличикауатиктенкицатекутли (Tlalnamiquiliztlichicauhticatenquizatecuhtli), буквально — «Господин здоровой памяти и артикуляции».
Какие длинные слова вы знаете (реально существующие)? :)
Вы когда-нибудь задумывались о том, что делали люди, когда ещё не было ни зубных щёток, ни тем более специальных паст? Неужели ходили с жёлтыми гниющими зубами и воняли налево-направо? Ацтеки, оказывается, уделяли большое внимание состоянию своих зубов и ртов.
Есть такой документ, известный как «Рукопись Бадиануса: ацтекский травник» 1552 г. — он хранится в библиотеке Ватикана и считается старейшим известным американским травником. В нём описаны лечебные свойства различных растений, используемых ацтеками. Он был переведен на латынь Хуаном Бадиано с оригинала на науатле, который до наших дней не сохранился. Помимо прочего, он содержит чёткие инструкции по гигиене полости рта:
«Нечистые зубы следует полировать очень тщательно; после удаления зубного камня, зубы следует натереть небольшой тканью, намазанной белым пеплом, смешанным с белым мёдом, чтобы сохранились их элегантная яркость и надлежащий блеск...».
В принципе похоже на нашу обычную чистку зубов: неким веществом трём зубы. Дальше — больше:
«Слабые и гниющие зубы сначала прокалывались мёртвым зубом. Затем корень высокого кустарника, называемого теонóчтли [teonochtli, «божественный кактус»], следует размолоть и сжечь с оленьим рогом; драгоценные камни ицтаккетцаллицтли [yztacquetzallitztli, белый нефрит], чичилтик тапачтли [chichiltic tapachtli, красная коралловая ракушка] и немного муки грубого помола следует нагреть с солью. Всё это следует завернуть в ткань и несколько раз прижать к зубам, особенно к тем, которые имеют повреждения от гниения или неприятности боли. Наконец, белые благовония [копаль] и мазь, которую мы называем шочиокóтцотль [xochiocotzotl, ликвидамбар], следует сжечь на углях, а толстый тампон из ваты наполнить парами и часто прикладывать к щеке, а ещё лучше привязать».
Ацтеки чистили зубы после каждого приёма пищи, а рот полоскали холодной водой. В качестве зубной пасты использовалась смесь соли, квасцов, чили и кошенили (для полировки) либо порошок из коры куаутепоцтли (cuauhtepotztli, копаифера) с водой и копалем. А в роли щётки выступал корень тлатлаукапатли (tlatlauhcapatli, вид герани). Для профилактики зубного камня в качестве полоскалки использовали уголь и солёную воду — средство, которое было известно по всему миру до появления зубных паст.
Вездесущий наш Бернардино де Саагун во Флорентийском кодексе тоже приводит подробности о зубах:
«При зубной боли необходимо найти червя, который обычно размножается в навозе, измельчить его, смешать с окотцотлем [ликвидамбаром] и положить на щёки вокруг больного места; и разогреть чили, и когда он станет горячим, прижать его к самому больному зубу, прижать крупинку соли, проколоть дёсны и положить на них ... траву, называемую тлалкакауатль. И если этого недостаточно, зуб следует удалить, а в пустую полость положить немного соли. Чтобы предотвратить эту болезнь зубов ... зубы следует чистить после еды, а мясо следует удалять из промежутков маленькой палочкой, потому что оно часто гниет и портит зубы».
И напоследок немного экстремальной традиционной медицины от Саагуна:
«От налёта на зубах необходимо [всё то, о чём мы уже прочитали выше — прим. mexicalli] ... или полоскать зубы мочой, чистить [их] полынью ... И будет хорошо соскоблить затвердевший налёт каким-нибудь металлом, а затем приложить немного молотых квасцов, кошенили, соли и чили».
Знаете факты о гигиене древности в других частях света? Пишите в комментариях — интересно!
🐰🐰🐰🐰🐰🐰
Пожалуй, одним из самых популярных и известных блюд мексиканской кухни сегодня, знакомых многим, является гуакамоле — соус из авокадо, томатов, кинзы, лука и лимона. Авокадо сегодня является одним из самых ценных фруктов на столах мира, поскольку его используют для приготовления соусов, супов и салатов и даже в качестве ключевого ингредиента в косметике. Наряду с кукурузой и перцем чили, авокадо является частью кулинарной традиции, окружённой историей, религией, ритуалами и обычаями прошлых столетий.
Человек впервые научился выращивать деревья авокадо в долине Теуакан (не путать с Теотиуаканом!) в штате Пуэбла, Мексика. Возраст самой древней косточки авокадо, найденной в пещере Кошкатлан (Coxcatlan), составляет около 9–10 тысяч лет. Существуют доказательства, что изначально было как минимум 4 отдельных сорта культивируемого человеком авокадо: гватемальский (quilaoacatl), мексиканский (aoacatl), антильский (tlacacolaocatl) и коста-риканский (недавно обнаруженный). Ко времени прибытия европейцев авокадо уже достигло широкого ареала, а сорта, скорее всего, смешались между собой — получившийся гибрид и был описан во Флорентийском кодексе.
В 1601 году началось «мировое турне» авокадо: растение сперва было завезено в Испанию, а далее растение добралось до Индонезии и Австралии. К 1908-му авокадо выращивали в Османской империи.
🌊🥌🌊🥌🌊🥌🌊🥌
В интернете расхожа версия, что слово «авокадо» пришло из науатля и переводится как «яички, тестикулы дерева». А гуакамоле тогда — соус из яиц, ха-ха. Строго говоря, авокадо происходит от испанского агуакáте (aguacate), а оно, в свою очередь, — от науатльского «ауáкатль» (āhuacatl). Алонсо де Молина, автор важнейшего словаря науатля 1571 года, переводит название этого плода с двух сторон: с науатля на испанский и с испанского на науатль.
Если поикать слово «яичко, тестикула» в испанско-науатльской части, то мы найдём слово atetl, буквально вода (atl) + камень (tetl). Водяные камни или камни, плавающие в воде? Вроде как смысл есть :) Если в древних текстах идёт речь о яичках в биологическом смысле, используется именно это слово. Однако в науатль-испанской части словаря основное определение для слова auacatl — «известный фрукт», т.е. авокадо. А Молина добавил второе, метафорическое значение — «яичко».
И вот, где течичи зарыта: ни в одном из сохранившихся текстов слово ahuacatl не используется для обозначения яичек. Похоже, что Молина просто описал случай сленгового использования: что-то вроде «орехи», «шары» или «бубенцы» — эвфемизм. И эта его запись — единственное известное упоминание авокадо в этом смысле. Поэтому учёные не воспринимают такую версию слишком серьёзно, а считают, что ahuacatl буквально означает «сущность с дуба/дерева».
Это, кстати, не единственная странность словаря Молины. Он, например, спокойно добавил слово, не имеющее с ацтеками и науатлем никакой связи — мечеть, Mahomacalli (буквально Мохаммед + дом).
И в заключение приведу тысячу и одно имя этого замечательного плода: агуакáте (Испания, Гватемала, Сальвадор, Колумбия), аллигаторовая груша (США), авокадо (Венесуэла, США, Испания), кура (Венесуэла), пагуа (Куба), пальта (Чили, Перу, Уругвай, Боливия и Аргентина), абакатейро (Галисия), ауакатеондоа (огосподи! Страна Басков), альвокат (Каталония) и авокат (Франция). Но это он для друзей такой — официальное имя: Persea Americana.
Любите авокадо? 🥑👌
Наверное, не для кого не новость, что в Мексике каждый год 1 и 2 ноября проводится Día de Muertos, День Мёртвых. Принято думать, что этот праздник берёт своё начало ещё с доиспанских времён, хотя «Дня Мёртвых» у ацтеков и других мезоамериканских цивилизаций в современном виде, конечно, не было.
В гражданском календаре ацтеков шиупоуáлли (xiuhpohualli) было две веинтены («месяца» из 20 дней), когда чествовали умерших. Далее будут некоторые непроизносимые названия, но я уверен, мы справимся 😊
🌷В месяц Тлашочимáко (Tlaxochimaco, «подношение цветов» — 9-я веинтена из 18) проходил Миккаилуитонтли (Miccailhuitontli, как Михаил Луи Тонтли — «маленький праздник мёртвых»). Ритуалы были связаны с Тескатлипокой, Уицилопочтли и Миктлантекутли. Главной составляющей торжеств были цветы.
За два дня до начала месяца люди принимались усиленно искать всевозможные цветы для украшения храмов живыми гирляндами. Всю ночь накануне праздника готовили еду: тортильи, мясо индейки и собаки. Поутру подношения цветов делали сначала Уицилопочтли, а затем остальным богам. Последующая трапеза переходила в танцы с полудня и до захода солнца. Не обходилось и без принесения в жертву детей и человека, олицетворяющего Миктлантекутли.
🌽В месяц Шóкотль Уэтци (xócotl huetzi, «падение плодов/шокотля») проводился Уэй Миккаиуитль (Huey Miccaílhuitl, или эй! Михаил Уитль — «большой праздник мёртвых»). Богами-покровителями этого месяца были Шиутекутли, Якатекутли и Миктлантекутли. В это время происходил переход в сухое время года, и божества леса, воды и жизни «срубались», уступая дорогу божествам огня и тепла.
Ещё во время Тлашочимако в город приносили огроменный ствол дерева, называемый шóкотль (xocotl, «фрукт»). С него обрубали все ветки, но оставляли нетронутыми побеги наверху кроны. Этот ствол устанавливали перед Темпло Майор. Празднества начинались с трёхдневного поста в честь усопших. На четвёртый день люди, встав лицом на север, звали своих умерших. Семьи ставили алтари с подношениями в память о них (так делают и сегодня). В предпоследний день веинтены на вершину ствола-шокотля устанавливали фигурку Шиутекутли, сделанную из теста тцоалли (tzoalli, «амарантовая сладость»). Оно готовилось из амарантовой муки и мёда из агавы.
🔥🔪❤️
В последний день пленников, изображающих мимишкоа («звёзды севера») приносили в жертву: бросали в костёр, а потом доставали еле живых, чтобы жрецы извлекли их сердца. И снова танцы. В завершение фестиваля люди подходили к шокотлю у Темпло Майор и пытались забраться на него по заранее подготовленным верёвкам. Первый достигший вершины скидывал тцоалли на землю, а люди внизу боролись за его кусочки. Потом дерево валили — то самое падение шокотля. Ритуал со стволом явно связан с «Танцем воладорес» — его и сегодня можно встретить в некоторых местных общинах:
В современной Мексике празднование Дня Мёртвых в разных штатах, городах и общинах может различаться. Но главный принцип всегда один:
семьи собираются вместе, чтобы приветствовать своих близких, которые возвращаются из потустороннего мира.