Симбиоз
5 постов
Все на Пикабу обсуждают демографию, а тут как раз попался мне очень интересный разговор двух умных людей, и я не удержался, чтобы выложить оттуда тезисы для тех, кто предпочитает читать.
Ссылка на видео в комментариях.
Александр Баунов (журналист, главный редактор сайта Московского центра Карнеги, иноагент).
Соответственно:
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БАУНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕРМАНОВИЧА
- Как сейчас демографически разделен мир?
Алексей Ракша (демограф):
- Раньше на протяжении веков разделение проходило по линии Хайнала (Петербург - Триест), которая отделяла католический и протестантский мир от православного. И к западу от этой линии смертность была ниже, рождаемость была ниже, брачность была ниже и позже.
Сейчас в 2024 году в "западную" часть попала большая часть континента, включая Китай, Вьетнам, Тайвань, Японию, обе Кореи, Малайзию, Индию, Турцию, Иран.
В Евразии остались лоскуты высокой рождаемости: Ирак, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Чечня, Ингушетия, Казахстан и аравийские монархии, если вычесть оттуда мигрантов. Мигрантам там рожать запрещено.
В Америке - только самые нищие страны: Гаити и Гватемала.
- То есть, разделение не связано со следованием традиционным ценностям?
- Так было лет 30-40 назад. Была четкая граница между СССР, Европой, США и всем остальным миром к югу от них. Сейчас эта граница развилась и остались только очаги высокой рождаемости, связанные с религией, как, например, в Израиле, семейственными укладами и связями, как в Казахстане и Чечне, или с нищетой, где только начался демографический переход, как в Афганистане, Йемене и многих странах Африки.
- А может ли ухудшение демографии быть связано с отходом от традиционных ценностей? И может ли злонамеренно ухудшить демографию конкурентам путем навязывания культуры отказа от традиционных ценностей?
- Оба вопроса - скорее да. Но заметное снижение будет заметно только в бедных малообразованных странах. В богатых развитых странах рождаемость как правило низкая не зависимо от декларируемых ценностей.
- Это связано с урбанизацией?
- Это урбанизация, контрацепция и образование. Но ещё раньше начинается борьба с младенческой смертностью и женские руки требуются в экономике, потому что труд стал не физическим.
Это связано с переходом от архаического общества к современному.
- То есть повлиять культурно на рождаемость можно, но не когда тренд на низкую рождаемость уже сложился?
- Да. И, конечно, очень важен рынок жилья, в каком возрасте дети съезжают от родителей, наличие арендного жилья, религия и семейные связи.
- Что бы Вы посоветовали правительству?
- Я был в администрации президента на совещании, и мы с другими демографии в один голос предлагали больше финансировать ЭКО и ВРТ. Помогать людям финансово, давать им больше попыток, может быть расширить возрастные рамки. Оплачивать не только процедуру, но и анализы, и дорогу в репродуктивные центры.
К нам не прислушались. В традиционной стране люди должны рожать традиционным способом.
- Можно ли развернуть тренд на низкую рождаемость при помощи религии, денег, идеологии патриотизма или милитаризма?
- По факту, кроме денег ничего не работает. Государство не может сделать атеиста верующим. Но религиозность общества растет по естественным причинам. Потому что у верующих в среднем вдвое больше детей, чем у атеистов. В России два процента воцерковленных православных рожают четыре процента детей. За поколение их доля удвоится, если не будет диффузии. С диффузией - увеличится раза в полтора.
Сейчас Россия становится всё более гетерогенной. Нормально и не иметь детей вообще, и иметь 4-5 даже в Москве. В 70х-80х на это покрутили бы пальцем у виска.
С 2006г рождаемость третьих детей выросла в 2,5 раза, рождаемость четвёртых детей - более, чем в три раза. Многодетность перестала быть стигмой, и это хорошо. Собственно, это один из признаков второго демографического перехода. Но в мире не так много стран, где во время второго демографического перехода выросла многодетность.
- А что такое второй демпереход? Первый - это урбанизация?
- Первый - это снижение младенческой смертности, борьба с инфекциями, а также урбанизация, повышение уровня образования, использования контрацепции и снижение религиозности.
В Европе он начался во Франции в конце 18 века. С середины 19 века начали подключаться другие страны.
К 20м годам 20 века технологически передовое ядро Европы перестало воспроизводить себя.
В России начался в начале 20 века и закончился в 60х годах.
Второй демпереход - это разрыв между сексуальныи, матримониальным и репродуктивныи поведением, увеличение разнообразия жизненных семейных траекторий и размывание, и даже исчезновение, такого понятия, как "норма".
Это скорее качественный переход, чем количественный, но он четко виден в средних сроках рождения первенца, а также в доле детей, рождённых вне брака. В России это 95 год и 86-87 года соответственно.
На первых порах второй демпереход дополнительно понизил рождаемость в России. И наша власть решила, что это из-за идей, пришедших с запада.
Но основная причина - это катастрофическое обнищание населения, резкий рост неравенства, бандитизм, безработица и разрушение социального устройства.
В нулевых немного пошел обратный процесс: увеличение многодетности, снижение среднего возраста рождения первого ребенка, брачность немного подросла.
И тут начался маткапитал, который взрывным образом увеличил многодетность. Он принес примерно 2-2,5 миллиона дополнительных вторых и последующих детей за период 2007-2022.
Но сейчас его влияние убывает, потому что он перенесен на первого ребёнка. Даже власть сейчас понимает, что это было ошибкой, но назад уже не отыграешь.
Выходом было бы ввести два дополнительных маткапитала на второго и третьего ребенка, эквивалентных одной комнате по площади. Это 1,5-2 миллиона рублей. И тогда бы мы вышли на первое место в Европе по рождаемости. С 1,45 ребенка на женщину до 1,65.
- Но 1,65 - это всё равно не рост.
- И это следующая проблема. Многие пропагандисты и чиновники говорят: "Если ваша мера не сделает 2,1 - то пошла она куда подальше". Это максимально контрпродуктивная позиция.
- А действительно население России могло достичь 500 миллионов, как прогнозировал Менделеев?
- Менделеев делал прогноз, когда не было не только понятия "демографический переход", но и признаков его не было. И он не мог предсказать всех катастрофических событий 20 века: Первая Мировая, гражданская волна и голод, эмиграция, сталинская индустриадизация и жутчайший голод, Великая Отечественная и опять голод, ну и репрессии. Если бы всего этого не было, население Российской Империи и современной России даже с демографическим переходом было бы в два раза больше. Хотя тенденций это бы не поменяло и сейчас оно тоже сокращалось бы.
И когда коммунисты говорят, что население росло - они не понимают, что оно росло по инерции. Мы начали 20 век с цифры 7 детей на женщину - это высочайший показатель в Европе и мире. А когда Сталин ушел, было уже 2,6. Если сейчас в Нигерии снизить рождаемость до уровня 2,1, то по инерции количество населения все равно будет расти и удвоится в течении поколения.
- Можно ли сказать, что снижение численности населения - это цивилизационная драма? И что в России слишком маленькое население для такой территории?
- Для планеты рост населения - это плохо. Для России - это хорошо. Многие инфраструктурные проекты у нас не окупаются, потому что ими некому пользоваться. Чтобы в России было комфортно жить, её население должно быть больше в несколько раз. Это не говоря уже о геополитике и мягкой силе, которая тоже зависит от численности населения.
- Почему?
- Мягкая сила - это люди. Поэтому Индия - одна из сверхдержав будущего. Россия, Германия, Франция, Великобритания никогда не будут больше сверхдержавами. США останется сверхдержавой. Пакистан - не знаю.
- А Нигерия станет влиятельней, чем, например, Италия?
- Да. Даже нищая Нигерия будет влиятельней Италии, если там будет в 10 раз больше населения.
- Есть ли какие-то демографические последствия для России из-за конфликта на Украине?
- Я Вас удивлю, но практически нет. В ближайшие 10 лет Россия потеряет 6 миллионов человек. На этом фоне конфликт на Украине в демографическом плане малозаметен.
- Это из-за того, что воюют более возрастные мужчины, чем в предыдущих войнах?
- Да. И со временем средний возраст участников растет. Если посмотреть возраст погибших, то максимум приходится в 22 году на возраст 20-35 лет, в 23 году - на 28-40 лет, а сейчас - на 30-45 лет. Но это статистика от иностранного агента Медиазона и БиБиСи. Но в Украине погибшие ещё старше. Это 32-47.
- Но там и призывной возраст был выше. Его только недавно снизили.
- Там ситуация куда тяжелее. Потери сопоставимые, а население там в 5-6 раз ниже. И процент уехавших гораздо выше.
Население Украины сейчас 27-29 миллионов.
Население России с Крымом около 140 миллионов. Ещё около трёх миллионов на новых территориях. И около 6 миллионов мигрантов. Это не только гастарбайтеры, но и студенты, путешественники, родственники и прочие.
- Какие черты с точки зрения демографии отличают Россию от остального мира?
- Одна из самых высоких смертностей мужчин в трудоспособном возрасте. Россия из-за курения теряет 275 000 человек в год. И 150-200 000 человек в год из-за крепкого алкоголя.
В 2005 году обе эти цифры были около 0,5 миллиона. И ситуация улучшалась вплоть до Ковида.
- Почти самая молодая рождаемость первого ребенка в Европе - 26 лет. Моложе только в Украине и Грузии, если Грузию считать Европой. При этом во многих странах рождаемость выше чем в России. Это опровергает миф, что нужно раньше рожать, чтобы родить больше.
- На фоне Европы большая доля детей рождается в официальном браке - почти 80%. И даже пособия, которые вызвали всплеск разводов не сильно снизили этот процент.
- Почти рекордная разница в количестве мужчин и женщин из-за высокой мужской смертности в трудоспособном возрасте из-за поведенческих факторов.
- Большая концентрация населения в столичном регионе для такой страны. Москва и область - 15% населения.
- Большая разница в демографическом поведении разных народов.
- Самый большой прирост многодетности с 2006 года среди всех стран мира.
- В России долго было очень низкая бездетность, но сейчас она быстро растет. И с 5% вырастет до 15-18%.
Многоуважаемые пикабутяне и пикабутессы, прошу высказаться по таким вопросам:
Рантье, получивший квартиру от бабушки в Москве и живущий с её сдачи - социальный паразит или счастливчик внутри справедливой системы?
Я лично считаю, что возможность оставлять детям и внукам накопленные ценности стимулирует людей производить эти ценности и делает общество богаче.
Мой оппонент, многоуважаемый @Obozrel, считает, что ценности нужны чтобы пользоваться, а передавать их нет смысла.
Мне же кажется, что о смысле чего-то можно судить только с позиции полезности для какой-то высшей цели.
Если высшей целью является получение чувственных удовольствий, то да - ценностей должно быть ровно столько, чтобы человеку хватило на жизнь.
А если высшей ценностью является благо для твоих детей и внуков, то передать им квартирку в Москве - это сильно облегчить им жизнь. Кому-то дать хороший старт, кому-то - достойную старость.
Да и с эволюционной точки зрения такой взгляд более успешен: усилия потомков меньше направлены на выживание и могут быть больше сконцентрированы на рождении и воспитании детей.
Итак, имеет ли для Вас смысл не превратить имеющиеся у Вас ценности в высокий уровень жизни для себя, а передать их наследникам?
Имеет ли смысл копить на квартиру, если жить в ней будете не Вы, а ваши дети?
Наша система спаривания очень усложняется тем, что мы передаем свое состояние потомкам.
Наследование от родителя богатства или статуса для человека не уникальна. Есть птицы, наследующие родительскую территорию, оставаясь помогать им в выращивании следующих выводков. Гиены (самки которых доминируют над самцами и превосходят их по размеру) и многие обезьяны наследуют доминантный статус от матери. Но люди довели эту повадку до уровня искусства. При этом они чаще стремятся передать наследство сыновьям, а не дочерям.
На первый взгляд, это невыгодно. Мужчина, оставляющий богатство последним, уверен, что оно будет передано дальше его внучкам.
А вот тот, кто оставляет свое добро первым, не может быть убежден, что наследующие состояние внуки — это действительно его внуки. В нескольких матрилинейных обществах половые связи настолько неупорядочены, что мужчины не могутбыть уверены в отцовстве, и социальную роль отцов играют дяди с материнской стороны.
В социально стратифицированных обществах бедняки часто ценят своих дочерей больше, чем сыновей. Но это — не из-за неуверенности в отцовстве, а из-за того, что бедные дочери будут размножаться с большей вероятностью, чем бедные сыновья. Скажем, сын феодального крестьянина имел большие шансы остаться бездетным, зато его сестра, которую бесцеремонно забирали в местный замок, могла стать плодовитой наложницей. Потому-то, по некоторым свидетельствам, в XV и XVI веках в Берфордшире крестьяне оставляли больше добра своим дочерям, чем сыновьям.
Но у верхушки сообщества существовала обратная тенденция. Средневековые лорды часто отправляли дочерей в монастыри. По всему миру богачи всегда поддерживали сыновей, причем, нередко — только одного из них. Богатый или облеченный властью отец, передающий свои статус и состояние сыновьям, оставлял им все необходимое для того, чтобы стать успешными любовниками, у которых будет много незаконнорожденных сыновей. Дочери же такой возможности не имеют.
У этого момента есть интересное следствие: лучшее, что может сделать мужчина или женщина — это произвести богатому человеку законнорожденного наследника. Такая логика предполагает, что донжуаны не могут быть неразборчивы. Они должны соблазнять женщин с превосходными генами и с превосходными мужьями — таких, которые произведут наиболее плодовитых сыновей. В Средневековье это было доведено до уровня искусства. Адюльтер с наследницами и женами великих лордов считалась высшей формой рыцарской любви. И различные турниры были не более, чем способом произвести впечатление на жен сеньоров.
В эпоху, когда законнорожденные сыновья великого лорда наследовали от него не только состояние, но и полигамность, наставление ему рогов стало своеобразным видом спорта. И желание произвести богатых наследников стало главным камнем преткновения между церковью и государством. К этому привела череда несвязанных друг с другом событий, случившихся примерно в X веке. Власть королей слабела, а местных феодалов — росла. По мере того, как устанавливалось право первородства, сеньоры стали больше беспокоиться о производстве законнорожденных наследников. Они разводились с бесплодными женами и оставляли свое состояние старшим сыновьям. В то же время набиравшее силы христианство боролось с конкурентами за доминирующие позиции на севере Европы. Ранняя церковь была одержима вопросами брака, развода, полигамии, измены и инцеста. Еще одним важным моментом оказалось то, что в X веке она стала набирать монахов и священников из аристократии.
Впрочем, одержимость церкви вопросами сексуальных отношений оказалась довольно избирательной. Она мало говорила о полигамии или о производстве большого числа незаконнорожденных детей (хотя и то, и другое было широко распространено и, вообще говоря, противоречило церковной доктрине), а сконцентрировалась на трех вещах. Во-первых, на разводе, вторином браке и усыновлении. Во-вторых, на грудном вскармливании и периодах полового воздержания. В-третьих, на «инцесте» и запрете браков между людьми определенной степени родства. Во всех трех случаях церковь делала все, чтобы у лордов не было законнорожденных наследников. Мужчина, следовавший наставлениям церкви в 1100 году, не мог развестись с бесплодной женой; ни в коем случае не мог жениться вторично, пока была жива первая жена; не мог «легализовать» своего незаконнорожденного наследника; не мог заниматься любовью с женой «три недели в пасху, четыре — в Рождество, от одной до семи — на Троицу», а также в воскресенья, среды, пятницы, субботы (дни для покаяния и проповедей) и в различные праздники; не мог родить законнорожденного наследника от жены, если она была его менее, чем восьмиюродной сестрой — что исключало из числа потенциальных жен большинство благородных женщин на 300 миль вокруг; его жена не могла отдать грудную дочь кормилице, чтобы быстрее вернуться в фертильное состояние и зачать второго ребенка (в надежде, что теперь это будет сын). Все это использовалось в длительной кампании против рождения законных наследников. Эта борьба между церковью и лордами за наследование началась тогда, когда первая стала наполняться младшими братьями богачей. Представители церкви (лишенные наследства младшие сыновья) пытались регламентировать сексуальные нравы, дабы увеличить состояние самой церкви или даже вернуть себе собственность и титулы. Произведенный Генрихом VIII роспуск монастырей, последовал за его разрывом с Римом. Который, в свою очередь, произошел из-за неодобрения последним развода Генриха с бездетной Екатериной Арагонской. Это хорошая иллюстрация всей истории отношений церкви и государства.
Их борьба — просто частныйслучай в череде разношерстных эпизодов борьбы за богатство. Право первородства — основной способ удержать в семье богатство и связанную с ним полигамность, передать их в следующие поколения. Но существовали и иные варианты разбогатеть. Во-первых, сам брак. Взять в жены богатую наследницу — самый простой путь. При этом, стратегический брак и первородство работают друг против друга: если женщина не наследует отцовский капитал, то женитьба на ней ничего не даст. Однако среди представителей королевских династий Европы, в большинстве которых женщины тоже имели право наследовать трон (при отсутствии кандидатов-мужчин), любому наследнику всегда можно было найти хорошую кандидатку в супруги. Элеанора Аквитанская «принесла» английским королям большущий кусок Франции. Война за испанское наследство началась только ради того, чтобы предотвратить наследование тамошнего трона французским королем, на что тот претендовал в результате стратегического брака. Вплоть до начала XX века, когда английские аристократы женились на дочерях американских миллионеров, альянсы великих семей были надежным способом накопления богатства.
Другой вариант, практиковавшийся, в основном, рабовладельческими династиями американского юга, состоял в заключении брака внутри семьи. Мужчины там женились на своих двоюродных сестрах чаще, чем на ком-либо еще. Примерно половина браков была внутрисемейными или состояла в «обмене родственниками» (когда, например, два брата женились на двух сестрах). В тот же самый исторический момент в семьях северян всего 6 % браков являлись родственными. Богатство лучше строить на земле, которая, являясь дефицитом, ценна всегда, а не на удаче дельца которая кому-то улыбается, а от кого-то отворачивается.
Но если одни люди пытаются использовать брак для накопления богатства, то другие хотят им в этом помешать. Верховные владыки в этих вопросах имеют и свои интересы, и инструменты для их соблюдения. Как раз данное обстоятельство и может объяснить распространенность запретов на кровосмесительные браки между двоюродными родственниками в одних сообществах и отсутствие таковых в других. Сильнее всего брак регулируется в наиболее социально расслоенных популяциях. У бразильских трумаи, слабо различающихся по своему достатку, брак между двоюродными родственниками всего лишь не одобряется. У социально более расслоенных восточноафриканских масаев он наказывается «жестокой поркой». У инков же любого, кто опрометчиво женился на своей родственнице (в достаточно широком смысле), лишали глаз, а затем четвертовали. Император, конечно, являлся исключением (его жена приходилась ему родной сестрой), а начиная с Пачакути возникла традиция брать в жены всех своих сводных сестер. Все эти правила вообще не связаны с генетическим вредом инцеста: они позволяли правителям предотвратить накопление богатства в других семьях, кроме его собственной. Потому-то они и делали для себя исключение из всех правил.
По книге М. Ридли "Секс и эволюция человеческой природы".
Совершенно не хочется сегодня клепать серьёзные посты. И работать не хочется.
И утëнку не хочется вылезать из яйца, хотя давно пора. Ему уже давно намекают, даже скорлупу разбили, чтобы он не задохнулся.
Но если оставить его в покое, то придётся идти работать, а мне лень.
Так что иди сюда, дружочек, будем с тобой снимать документалку.
Для ЛЛ - выделенный текст.
Для Лиги Разбитых Сердец: Shit happens. Так было всегда и у этого есть заложенные внутри нас причины.
Люди — такие же произведения эволюции, как и любые другие животные. Из-за сложного поведения людей, отдельные эволюционные принципы проще изучать на ком-то попроще, но люди подвержены им точно так же.
Те, кто считают, что это некорректно из-за особой уникальности людей, обычно выдвигают один из двух аргументов. Первый: любые особенности человеческого поведения являются результатом обучения. Второй (и так считают большинство людей): поведение — если бы оно наследовалось, — было бы нелабильно, а оно у нас очень лабильно (функционально подвижно) и способно к адаптации. Первый аргумент — преувеличение, второй — ложь. Мужчина испытывает вожделение не потому, что научился этому у отца, он чувствует голод или злится не потому, что его обучили. Это — человеческая природа. Он родился со способностью чувствовать вожделение, голод и злость. Он научился направлять голод на гамбургеры, злость — на опаздывающие поезда, а вожделение — на женщин (когда это допустимо). Так он «изменил» свою «природу». Наши наследуемые стремления пропитывают все, что мы делаем — и они лабильны. Нет природы, не направленной в определенное русло обучением, как не бывает обучения, игнорирующего природу. Считать иначе — все равно что говорить, будто площадь поля определяется его длиной, но не зависит от ширины. Любое поведение — продукт инстинкта, пропущенного через опыт.
Даже сейчас множество антропологов и социологов считают, что эволюционная биология ничего интересного им не скажет. Они убеждены, что, хотя тела людей являются продуктом естественного отбора, их разум и поведение — продукты «культуры». Они не считают последнюю проявлением человеческой природы — скорее, наоборот. Это ограничивает социологов исследованиями межкультурных и индивидуальных различий — и приводит к преувеличению таковых. Меня же больше всего интересуют не различия культур, а общечеловеческие универсалии: грамматический язык, иерархия, романтическая любовь, ревность, длительные парные отношения (в известной степени — брак). Эти обучаемые инстинкты присущи всему нашему виду и являются такими же продуктами эволюции, как глаза и пальцы.
Для мужчин женщины — посредники, передающие их гены в следющее поколение. Для женщин мужчины — источник вещества, которое может превратить их яйцеклетки в эмбрионы. Два пола друг для друга — ценный ресурс, который они стремятся использовать. Вопрос — как? Одна крайность — собирать как можно больше представителей противоположного пола, спариваться с ними, а затем навсегда их покидать — как это делают морские слоны. Другая — найти единственного индивида и разделить с ним все родительские обязанности — как это делают альбатросы. Каждый вид с присущей ему «системой спаривания» попадает в какую-то часть этого спектра. Где же место человека?
Есть пять способов выяснить это. Первый — напрямую исследовать половое поведение современных людей и описать то, что они делают, как систему спаривания человека. В этом случае ответ получается таким: обычный, моногамный брак.
Второй путь — оглянуться на человеческую историю и попытаться разглядеть в ней типичные сексуальные установки. Картина открывается довольно мрачная: в прошлом богатые и влиятельные люди собирали большие гаремы из рабынь-наложниц.
Третий способ — изучать людей, принадлежащих к современным сообществам охотников и собирателей, предполагая, что они живут примерно так же, как наши предки 10 тысяч лет назад. Такие сообщества, в основном, существуют между двумя крайностями: они менее полигамны, чем ранние цивилизации, но и менее моногамны, чем современная.
Четвертый метод — сравнить поведение и анатомию людей и их ближайших родичей (человекообразных обезьян). В этом случае выяснится много любопытного. Наши семенные железы недостаточно велики для обеспечения возможности такого промискуитета, как у шимпанзе, тела мужчин, недостаточно большие для такой гаремной полигамии, как у горилл (существует железная связь между гаремной полигамией и серьезным отличием размеров тела самца и самки), мы слишком социальны и слишком слабо зациклены на верности, чтобы быть такими же моногамными, как гиббоны. Люди — где-то посередине.
Пятый вариант — сравнить людей с другими животными, имеющими сложное, как и у нас, социальное поведение: с колониальными птицами, «нечеловекообразными» обезьянами и дельфинами. Как станет понятно дальше, их нам урок — в том, что мы созданы для моногамной системы спаривания с периодическими внебрачными связями.
Еще мы можем сказать, что именно для нашей системы спаривания не характерно. У нас имеются чисто человеческие повадки — например, установление длительной связи между половыми партнерами даже в случае полигамии. В этом отношении мы не похожи на полынных куропаток, «брак» которых длится всего несколько минут. Для нас не характерна полиандрия — в отличие от якан (тропических водных птиц), у которых большие свирепые самки контролируют гаремы из маленьких тихих самцов. На Земле есть только одно действительно полиандрическое сообщество — оно находится в Тибете и состоит из женщин, каждая из которых выходит за двух или более братьев одновременно, при этом объединяя семью в экономическую единицу, устойчивую к суровым условиям жизни. Младшие братья мечтают уйти, чтобы завести себе «отдельную» жену, и считают свое положение в полиандрическом браке социальным поражением. Человечество не привязано к территории, в отличие от дроздов и гиббонов, у которых каждая пара монополизирует и защищает кормовые места до последнего вздоха. Мы строим заборы, но часто пускаем в свои дома квартирантов или совладельцев, а большая часть нашей жизни проходит на некой общей территории — на работе, в магазине, в путешествиях, в развлечениях. Люди живут группами. Но все это нам не особенно поможет. Большинство людей живут в моногамных сообществах, но ослабьте законы против полигамии, и она расцветет. В штате Юта (США) есть традиция религиозно санкционированной полигамии — и, действительно, в последние годы многоженцев там преследовали не очень жестко. Так что традиция возродилась. Хотя наиболее густонаселенные сообщества моногамны, около 3/4 всех традиционных племен полигамны, а у многих формально моногамных остались только название да перечень никем не соблюдаемых законов. В течение всей истории облеченные властью мужчины обычно имели много жен, даже если официально — всего одну. Однако это касалось только социальной верхушки. У большинства остальных — даже в открыто полигамных сообществах — было, максимум, по одной жене, и у абсолютно всех женщин имелся только один муж. Все это ни о чем конкретном не говорит. Человечество и полигамно, и моногамно — в зависимости от обстоятельств.
Ещё недавно эволюционисты имели довольно упрощенный взгляд на систему спаривания, основанный на существенных отличиях между мужчинами и женщинами. Взгляд примерно такой: если бы все решали наделенные властью мужчины, то женщины жили бы в гаремах, как самки тюленей — такой урок нам дает история. Если бы все решали женщины, то мужчины были бы верны как альбатросы. Обычно же самцы соблазняют, а самки — соблазняются (хотя дополнительные исследования говорят, что это правило должно звучать немного иначе). Этот расклад — пылкие полигамные самцы и скромные, верные самки — характерен и для человека, и для еще примерно 99 % всех видов животных, включая наших ближайших родичей, человекообразных обезьян.
Рассмотрим, к примеру, сватовство. Ни в одном обществе не принято, чтобы предложение исходило от невесты или ее семьи. Даже свободолюбивых западных странах их делают мужчины. Правда, сегодня многие из них не становятся на одно колено, а «обсуждают» вопрос со своими подругами на равных. Однако поднимает его обычно все равно мужчина. При соблазнении — опять же — именно он должен сделать первый ход. Женщины могут флиртовать, но действуют — мужчины.
Почему это так? Пол, вкладывающий больше в развитие и выращивание потомков, не может вырастить многих. Этот пол получает от каждого дополнительного спаривания меньше, чем другой. Павлин оказывает самке лишь одну ничтожную услугу: он дает ей порцию спермы, и ничего более. Он не будет охранять ее от других павлинов, кормить ее или оберегать ее пищу от посягательств, не будет помогать ей высиживать яйца или растить цыплят. Она все сделает сама. Поэтому их спаривание — неравная сделка. Она обещает ему в одиночку вырастить его детей, он же приносит ничтожнейший — хотя и плодотворный — вклад. Она может выбрать любого павлина, который ей понравится, но ей не нужно выбирать более одного.
Говоря человеческим языком, мужчина может стать отцом каждый раз, когда занимается любовью с новой женщиной, но женщина за один раз может выносить ребенка только от одного отца. Держу пари, что у Казановы было больше потомков, чем у вавилонской блудницы.
Даже у дрозофил успешные самки не были заметно плодовитее самых неуспешных. Зато наиболее успешные самцы оказались гораздо плодовитее самых неуспешных. Асимметрия заметно увеличилась с появлением материнской заботы, достигающей своего апогея у млекопитающих. Самка рожает гигантского детеныша, который перед этим длительное время растет у нее внутри — самец же может стать отцом за несколько секунд. Женщины не могут увеличить свою плодовитость за счет количества спариваний — мужчины могут. Даже в современных моногамных обществах у мужчин гораздо чаще бывает много детей, чем у женщин. К примеру, мужчина, женившийся дважды, чаще имеет детей от обеих супруг, чем женщина, дважды выходившая замуж, от обоих супругов.
Неверность и проституция — особые случаи полигамии, в которых между партнерами не формируется никакой брачной связи. Это ставит жену и любовницу в разное положение в отношении того, что мужчина вкладывает в их детей. Человека, способного так организовать свои дела и распределить время и деньги, чтобы на равных содержать сразу две семьи, можно смело заносить в Красную книгу.
Правило, по которому пол, стремящийся к полигамии, определяется вкладом родителя в потомство, можно проверить, исследовав разные экзотические случаи. У самок морских коньков имеется что-то вроде пениса, который они используют для введения яйцеклетки в тело самца — практически переворачивая с ног на голову обычный способ оплодотворения. Яйцеклетки развиваются в теле самца — и, как теория и предсказывает, именно самки ухаживают за самцами, а не наоборот. Существуют около 30 видов птиц (самые известные из них — плавунчики (Phalaropus) и якана), у которых за маленькими невзрачными самцами ухаживает большая агрессивная самка. И у каждого из этих видов именно самец высиживает яйца и выращивает детенышей.
У людей асимметрия вклада довольно очевидна: девять месяцев беременности против пяти минут удовольствия. Если баланс этих вкладов распределяет роли соблазнителя и соблазняемого, то не удивительно, что мужчины соблазняют женщин, а не наоборот. В этом свете высокополигамное человеческое сообщество выглядит как победа мужчин, а моногамное — женщин. Но это не так. В первую очередь полигамное общество обозначает победу одного или нескольких мужчин над всеми остальными. Большинство же в высокополигамных сообществах приговорены к безбрачию: потому что, как мы помним, соотношение полов в популяции — один к одному.
В любом случае, никаких моральных выводов из процесса эволюции следовать не может. Асимметрия вклада полов в дородовой период — это не шовинистическая пропаганда, а медицинский факт. Ужасно велико искушение использовать его для оправдания мужской похотливости или, наоборот, с отвращением отбросить, поскольку он, якобы, подрывает идейные основы борьбы за равенство полов. На самом деле он не делает ни того, ни другого. Из него не следует ни хорошее, ни плохое. Я пытаюсь описать природу человека, а не предписать ему мораль. То, что естественно — не обязательно хорошо. Убийство «естественно» в том смысле, что наши обезьяноподобные родичи совершают его регулярно и, очевидно, не менее регулярно совершали наши уже вполне человеческие предки. Предубеждения, ненависть, насилие, жестокость — все это в большей или меньшей степени часть нашей природы. И всему этому с успехом можно противопоставить правильное воспитание. Природа негибка, но поддается коррекции. Более того, одна из самых естественных в эволюции вещей заключается в том, что одна природа будет бороться с другой. Эволюция не ведет к утопии. Она ведет нас туда, где лучшее для одного человека может оказаться худшим для другого, и что хорошо для женщины, может оказаться плохим для мужчины. Либо один, либо другой будет приговорен к «неестественной» судьбе. В этом — суть состязания Черной Королевы.
Ответ, как впервые понял Джон Мэйнард Смит, может быть получен из теории игр, которую биологи позаимствовали у экономистов. Она признает зависимость итога сделки от того, что делают другие люди. Мэйнард Смит пытался сталкивать друг с другом разные генетические стратегии в том же стиле, в каком это делают экономисты со своими стратегиями. Среди проблем, которые внезапно оказались разрешимы таким способом, оказался вопрос о том, почему разные животные имеют настолько разные системы спаривания.
В шахматной партии полового размножения, которую разыгрывают два пола, за любыми действиями партнера следует ответный ход. В итоге — не важно, полигамен вид или моногамен, — не случится ни поражения, ни победы: возникнет равновесие патовой ситуации. У морских слонов и полынных куропаток игра останавливается там, где самцы заботятся только о количестве, а самки — только о качестве. И те, и другие платят большую цену: одни сражаются до истощения и умирают в зачастую тщетной попытке стать обладателями гарема, а другие не получают никакой помощи от партнеров в выращивании детей.
У альбатроса патовая ситуация наступает совсем в другой точке. Каждая самка получает себе мужа, они разделяют рутину выращивания потомства пополам, и даже ухаживание у них — взаимное. Ни один пол не гонится за количеством половых партнеров, оба хотят качества: высиживания и выращивания одного-единственного птенца, которого оба балуют и кормят в течение многих месяцев. Учитывая, что у самцов альбатроса имеются те же генетические предпосылки, что и у самцов морских слонов, почему они находят равновесие в настолько разных точках?
Представьте себе популяцию предков альбатросов, в которой самцы высокополигамны и не помогают в выращивании потомства. Представьте себе, что вы — молодой самец, не имеющий никаких перспектив стать обладателем гарема. Предположим, что, плюнув на полигамность, вы женитесь на единственной согласной на вас самке и помогаете ей выращивать потомство. Вы не получите джек-пот, но по крайней мере окажетесь в лучшем положении, чем большинство ваших амбициозных братьев, вообще не оставивших потомства. Предположим также, что, помогая вашей жене выкормить детеныша, вы значительно увеличиваете его шансы на выживание. Неожиданно у самок появляется альтернатива: искать преданного мужа вроде вас или полигамного. Выбирающие преданного оставляют больше потомства, поэтому в каждом поколении количество желающих вступить в гарем снижается, а вместе с этим — и выгода быть полигамным. Вид оказывается «охвачен» моногамностью.
У кенийских кипсиги богачи, имеющие больше скота, могут позволить себе много жен. Каждая жена богача чувствует себя не хуже, чем единственная жена бедняка — и она это знает. Полигамию здесь добровольно выбирает сама женщина. Назначая свадьбу, она советуется с отцом и при этом прекрасно понимает: быть второй женой мужчины, у которого много скота, лучше, чем первой женой бедняка. Между супругами одного мужчины формируются товарищеские взаимоотношения, и они разделяют между собой тяготы жизни.
В обратную сторону это тоже работает. Самец жаворонковой овсянки в Канаде имеет на поле определенную территорию и пытается привлечь для спаривания сразу нескольких самок. Присоединяясь к самцу, у которого уже есть партнерша, самка лишается возможности получать от него помощь в выращивании потомства. Но если на его территории, по сравнению с соседними, больше пищи, то самке все-таки имеет смысл выбрать именно его. Если преимущества, которые самка получит, выбрав полигамиста (его территория или гены) превышают преимуществ от выбора заботливого моногамиста, самка склонится к первому варианту.
Обе эти модели легко можно приложить и к человеку. Вероятно, люди становятся моногамными потому, что получать преимущества и поддержку, которые молодой отец оказывает семье, стало выгоднее, чем иметь ребенка от вождя, но выращивать его в одиночку. А может, люди становятся полигамными из-за различного уровня благосостояния мужчин. Как сказала одна исследовательница, «какая женщина отказалась бы быть третьей женой Джона Кеннеди ради того, чтобы стать единственной женой циркового дурачка?».
Но с этой моделью есть две сложности. Первая — в том, что она упускает из вида мнение первой жены, которой совершенно не хочется «делиться» своим мужем и его богатством с другими. Известно, что у мормонов штата Юта первые жены возмущаются появлению вторых. Мормонская церковь официально отказалась от полигамии более века назад, но в последние годы несколько фундаменталистов возобновили эту практику и начали открытую общественную кампанию в пользу ее официального признания. У старосты городка Биг-Уотер Алекса Джозефа в 1991 году насчитывалось девять жен (и 20 детей). Большинство из них были деловыми женщинами, довольными своей долей, но не все они сходились во взглядах. «Первая жена недолюбливает вторую, — говорила третья из миссис Джозеф, — а второй наплевать на первую. Так что случаются и драки, и ссоры.
Если первая жена не желает «делиться» своим мужем с другими, то что в этой ситуации делает муж? Он может силой заставить ее согласиться — что, предположительно, делали многие деспоты в прошлом. Но он может и подкупить ее. Законнорожденность детей первой, но не второй — это преимущество, которое может ее до некоторой степени успокоить. В некоторых уголках Африки законом установлено, что первая жена наследует 70 % состояния мужа.
Кстати, а чьи интересы соблюдаются, когда общество делает полигамию незаконной? Мы, по умолчанию, считаем, что эти законы охраняют интересы женщин. Если уж охранять интересы женщин, то нужен не закон против полигамии, а закон, запрещающий вступление в брак — полигамный или моногамный — против собственной воли. Между тем, для женщины, которая хочет заниматься карьерой, семья из трех человек, несомненно, более удобна, чем из двух: тяготы выращивания ребенка с ней разделяли бы сразу два партнера.
А теперь подумаем о действии полигамии на мужчин. Если многие женщины решат стать вторыми женами богачей, а не первыми женами бедняков, то возникнет нехватка незамужних девушек, и многим мужчинам придется оставаться в безбрачии. То есть законы против полигамии, далекие от того, чтобы оберегать права женщин, возможно, делают больше для защиты прав мужчин.
Давайте сформулируем четыре правила теории систем спаривания: 1) если самке выгодно выбирать моногамного самца, то возобладает моногамия — но только, 2) если другие мужчины не смогут принуждать ее к спариванию, иначе возникает полигамия, 3) если самки чувствуют себя не хуже, выбирая уже женатых мужчин, то возникает полигамия — но только, 4) если замужние женщины не могут помешать своим мужьям заводить новых женщин, иначе возобладает моногамия.
Удивительный вывод теории игр состоит в том, что самцы, несмотря на активную роль в соблазнении, возможно, во многом являются лишь пассивными наблюдателями своей брачной судьбы.
Справедливости ради стоит отметить, что данная теория слишком птицецентрична. Практически для всех млекопитающих приведенные выше правила неуместны. Самцы, порой, бывают настолько бесполезны для самок во время беременности, что последних не беспокоит, изменяют ли им первые. Человечество — удивительное исключение из этого правила. Мы так долго выкармливаем своих детей, будто они — птенцы, а не детеныши млекопитающего.
Самке оленя нет особого смысла монополизировать самца — он не может производить молоко и не приносит детенышам корм. Поэтому система спаривания оленей определяется поединками самцов, что, в свою очередь, определяется расселением самок. Если они живут стадами (как у благородных оленей), то самцы могут заводить себе гаремы. А если в одиночку (как у косуль), то самцы территориальны и, в основном, моногамны. Каждый вид, таким образом, имеет свою систему спаривания, зависящую от поведения и расселения самок.
Всего два исследования помогли выяснить, что системы спаривания могут быть предсказаны исходя из экологии вида. Маленькие лесные антилопы привередливы в питании — они живут поодиночке и, соответственно, моногамны. Антилопы среднего размера, обитающие на открытых слегка залесенных пространствах, живут небольшими группками и формируют гаремы. Большие равнинные антилопы (вроде каннаканна) живут огромными стадами и в половых связях неразборчивы. Сначала сложилось ощущение, будто похожая система работает и у обезьян. Маленькие ночные галаго одиночны и моногамны, листоядные индри живут гаремами, обитающие на лесных опушках гориллы формируют маленькие гаремы, шимпанзе, обитающие в лесистых саваннах, живут большими неразборчивыми в половых связях группами, обитающие в травянистой местности бабуины формируют большие гаремы или группы, в которые входит много самцов.
Логика в том, что самки млекопитающих распределяют себя в пространстве безотносительно характера полового размножения — живут одиночно или в разной величины группах, согласно диктату условий пропитания и безопасности. Самцы пытаются монополизировать столько самок, сколько возможно, охраняя их группы напрямую или защищая территории, на которых они живут. Одиночные широко разбросанные в пространстве самки оставляют самцу только один вариант: монополизировать местообитание единственной самки и быть ее верным мужем (гиббоны). Самки, живущие поодиночке, но не так далеко друг от друга, дают самцу шанс монополизировать местообитания двух или более самок (орангутанги). Маленькую группку самок можно монополизировать целиком, превратив ее в гарем (гориллы). В больших группах самец вынужден «делиться» с другими самцами (шимпанзе).
Тут, правда, есть одна сложность: недавняя история вида может влиять на то, к какой системе спаривания он приходит. Или, проще говоря, в одинаковых экологических условиях могут возникнуть две разные системы спаривания — в зависимости от того, каким путем вид к ним пришел. В нортумберлендских болотах в абсолютно идентичных условиях водятся белые куропатки и тетерева. Если не считать того, что последним чуть больше нравятся более кустистые участки, не слишком пострадавшие от выпаса овец, эти два вида — «экологические близнецы». Однако тетерева весной собираются на внушительные токовища, на которых все самки спариваются всего с одним или двумя самцами, больше всего впечатлившими их во время брачной демонстрации. После этого самки выращивают потомство без какой-либо помощи. А белые куропатки, живущие тут же, — территориальны и моногамны: самец принимает почти такое же участие в выращивании птенцов, как и самка. Два этих вида питаются одним и тем же, живут в одном и том же месте, у них одинаковые естественные враги — но совершенно разная система спаривания.
Почему? Дело, скорее всего именно в том, что у них разные истории. Тетерева происходят от лесных обитателей — именно в лесу самки приобрели привычку выбирать самцов по их генетическим качествам, а не территории.
А что у нас? Чтобы описать систему спаривания людей, нужно исследовать их естественное местообитание и прошлое. Сколь-нибудь заметная часть человечества обитает в городах меньше одного тысячелетия. Сельское хозяйство появилось меньше 10 тысяч лет назад. Эволюционно — это просто мгновения. В течение более чем миллиона лет перед этим человек жил, в основном, в Африке — видимо, занимаясь охотой и собирательством.
Скорее всего их общества уже имели все черты, характерные для современных человеческих культур: брак как способ выращивания детей, романтическая любовь, ревность и акты насилия одного мужчины над другим из-за женщин, предпочтение женщинами мужчин с высоким социальным статусом, предпочтение мужчинами молодых женщин, войны между племенами и т. д. Почти наверняка существовало разделение труда между полами: женщины занимались собирательством, а мужчины специализировались на добыче той пищи, которую женщина, обремененная ребенком, добывать не может — например, мяса и меда.
Соответственно, внутри черепа современного городского обитателя сидит мозг, заточенный под охоту и собирательство в составе маленьких групп на просторах африканских саванн. То, что было характерно для системы спаривания человека тогда, «естественно» для него и сейчас.
И вместе с этим мы получили умение гибко адаптироваться. Мы созданы со способностью включать для достижения наших целей самые разные стратегии.
В то же время, мы живём в окружении "неестественного" количества людей вокруг нас. И наш мозг вырос настолько большим не для того, чтобы изготавливать и использовать орудия труда, а чтобы мы могли проникнуть в чужие замыслы. Система спаривания людей определяется не экологией, а другими людьми — представителями как нашего, так и другого пола. Становиться все более и более разумными нас заставляла необходимость перехитрить, одурачить, помочь и научить друг друга.
Создавать правила, регулирующие проявление определенных аспектов нашей природы — тоже в нашей природе. По мере усложнения социальных связей, в развитии общества «заложено» появление механизмов, борющихся с «монополизацией» женщин облеченными властью мужчинами — точно так же, как в законах развития свободного рынка заложено (казалось бы, ограничивающее его «свободу») появление антимонопольного законодательства. Похоже, это в нашей природе: в какой-то момент нам почему-то становится выгодно жить в обществе, в котором наиболее успешная власть искусственно ограничивается. Поэтому асоциальное поведение настолько же «естественно», насколько я законы, кладущие ему предел.
Здесь мы прервемся, потому что редактор постов Пикабу начинает намекать, что надо бы и честь знать.
О том, какими путями человечество шло к нынешнему своему состоянию, мы поговорим в следующий раз.
По книге М. Ридли "Секс и эволюция человеческой природы".