Будьте состязательны, будьте интеллигентны
1 пост
Буду благодарен, если поможете поднять пост в топ.
Также предлагаю добавить пост в сохраненные и подписаться, так вам будет проще скинуть эту инструкцию знакомым, если узнаете, что их дети столкнулись с травлей в школе.
Вообще пришла в голову идея сравнить стратегию противостояния травле с игрой "Камень, ножницы, бумага", где на каждое действие оппонентов (задир и, в ряде случаев, сотрудников школы, которые активно или пассивно поддерживают травлю) находится эффективное противодействие.
Прим.: "Буллинг" и "травля" – синонимы, но я предпочитаю чаще использовать "буллинг", потому что, по моим ощущениям, для пострадавших это более спокойное слово.
Для ЛЛ оформили концепцию в виде картинки:
На всякий случай, прокомментирую:
• Обращения ("бумага") – при правовом подходе это наш основной инструмент на первом этапе, когда мы только узнали, что ребенок подвергается травле.
В этом посте-инструкции ему будет уделено особое внимание.
• Травля ("камень") – систематичные действия задиры (или группы задир), обзывательства, угрозы, толчки, понижение статуса и другое. Отдельные удары, захваты с имитацией удушения или болевых приемов (в общем, всё то, про что желающие избежать скандала сотрудники школы любят говорить: "Ну, это дети так играют") тоже сюда.
• Законная скрытая аудиозапись. Читаем (и сохраняем, много где пригодится) этот пост: Стратагема скрытой аудиозаписи
Важно: это касается только АУДИОзаписи, и не распространяется в полном объеме на видеозапись (с ними более сложная история, не факт, что получится приобщить как доказательство, если дойдет до суда; аудиозапись в этом плане надежнее).
• Угрозы и ложные обвинения. Иногда случается так, что сотрудники школы (или родители задир) начинают давить на родителя пострадавшего ребенка. "А мы скажем, что ничего не было", "А мы скажем, что это Ваш ребенок сам всех задирает", "Вас еще на учет в полиции поставят", "Вы ничего не добьетесь, и вообще, мамаша, если такая скандальная, не хотите сменить школу?"
Довольно стрессово всё это слушать (на что и расчет), если у Вас нет большого опыта решения конфликтов. Но если Вы научились записывать это скрытно на диктофон, получаете большое преимущество.
• СКР расшифровывается как Следственный Комитет России. Скажу за себя: если бы я счел, что есть угроза жизни и здоровью ребенка (вообще, а не прямо сейчас его калечат), звонил бы в первую очередь в СКР, уже потом в полицию.
Распространенное заблуждение, что Следственный Комитет занимается только тяжкими преступлениями. На самом деле, в их компетенции очень широкий спектр вопросов (в том числе ст. 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; ст. 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных прав; ст. 293 УК РФ Халатность и много чего еще).
Угрозы жизни, здоровью и половой неприкосновенности несовершеннолетних у них в приоритете. При этом практика показывает, что возможностей у них побольше, чем у полиции.
Еще одно распространенное заблуждение (как оказалось): некоторые боятся вызывать полицию или звонить в СК, потому что "сочтут ложным вызовом".
Да, чаще такие опасения встречаются при столкновении с домашним насилием. Но когда ребенок пострадал от другого ребенка ("да они так играются"), тоже может быть неуверенность, обращаться или не обращаться.
Просто знайте, что наказание за заведомо ложный вызов (при этом нужно доказать, что Вы заранее знали, что вызов ложный) всего 1000-1500 руб. (ст. 19.13 КоАП РФ). Кроме заведомо ложных сообщений об акте терроризма (это уже статья Уголовного кодекса), но это не наш случай.
А вот заведомо ложный донос (когда вы намеренно пишите заявление, указывая, что невиновный человек что-то незаконное сделал) – уже уголовная статья. Не путайте, пожалуйста.
• Вооруженное или безоружное нападение, нанесение побоев, серьезных травм и иной реальный треш, который бывает в школах, или риск этого (мы назвали это "ножницы").
Тут без колебаний вызывайте СКР или полицию, или и тех, и тех. Даже если Ваша обычная реакция на жесткую стрессовую ситуацию "замри" типа. (Кстати, знать Вашу реакцию на стресс очень полезно, позволяет чуть лучше реагировать.)
Добавлю, что "ножницы" - это не просто классика из "камень, ножницы, бумага", а эпизод из реальной истории, где я консультировал (история без согласия на публикацию + родитель там сама разрулила), когда особенный ребенок сначала угрожал одноклассникам, что будет кидать в них ножницы, если ему что-то не нравится, а потом действительно принес их в школу. К счастью, благодаря поднятому родителем шуму – к ребенку было повышенное внимание со стороны взрослых, и ЧП не допустили.
Переходим непосредственно к Инструкции, как справиться с легкой травлей.
За основу возьмем этот комментарий одного из пользователей Пикабу.
1. Психологическая поддержка ребенка
Самый опасный враг (когда нет прямого насилия, угрожающего жизни и здоровью) – ощущение социальной изолированности. Именно с этим фактором связаны самые сложные последствия (в том числе случаи, когда жертва травли совершает *роскомнадзор*).
Поэтому в первую очередь Ваши действия должны быть направлены на то, чтобы Ваш ребенок не чувствовал, что он один на один с проблемой.
Ваше сообщение ребенку (если Вы решаете проблему правовыми методами, как я и рекомендую):
"Сын/дочь, мы с тобой. Аккуратно мы рядом. За тебя, солнце, всех порвем, но не переживай, сделаем это интеллигентно".
Если же ребенок закрыт и у вас нет полной информации обо всех актах травли (а подозрения есть, что было что-то еще) продолжаем:
"Когда захочешь, в любое время можешь всё-всё рассказать или мне, или маме, мы не осудим и готовы тебя поддержать. [Прим. Ч.: И, правда, будьте готовы. Помните, что доверительные отношения – вещь хрупкая, достаточно будет, если ребенок только одному из супругов расскажет. Если попросит не рассказывать другому родителю, не подводите ребенка. Понятно, что не все родители одинаково хладнокровно могут воспринимать информацию в таких ситуациях.]
Но с кем-то поделиться, сын/дочь, нужно. Не хочешь с нами, вот есть хороший психолог, который никому не расскажет.
И вообще я знаю очень много людей, готовых тебе помочь".
Как-то так, только Вашими словами и с поправкой на особенности отношений с ребенком.
Ну, и само собой, если ребенок вам с супругом ничего не рассказал, вы отвели его к психологу (личный прием лучше, чем разговор по телефону; можно по отзывам выбрать наиболее подходящего в вашем городе), НЕ пытайтесь сделать психолога вашим шпионом.
Уважайте право ребенка на секреты.
Впрочем, хороший психолог вам и сам не расскажет, но в случае серьезных рисков даст общие рекомендации/общую оценку, насколько всё плохо.
1.1. Итак, если есть возможность попасть к психологу, сделайте это.
Мой опыт показывает, что лучше всего справляются с ситуацией те ребята, которые посещали ВНЕшкольного психолога.
Но и родительская поддержка (без давления) очень важна.
Если условия не позволяют попасть к хорошему психологу лично, попробуйте следующий бесплатный вариант:
горячая линия проекта травлинет.рф 8 (800) 500-44-14 (с пн по пт с 10 ч. до 20 ч. МСК)
Там отвечают хорошие психологи.
Минусы: дозвониться сложно, волонтеров не хватает.
Есть еще службы психологической помощи, в т. ч. государственные, но я не могу их рекомендовать, так как не знаю качества работы их специалистов.
1.2. Если ребенок замкнут, не вините себя.
И, конечно, не вините за это ребенка.
Считайте это просто важным сообщением, что вам в будущем нужно поработать над укреплением доверительных отношений.
Начните смотреть ютуб-каналы на эту тему, возможно, найдете подходящие статьи или литературу, и без спешки деликатно будете работать в этом направлении.
Скорее всего, в будущем с командой подготовим пост, где более подробно разберем, что делать.
1.3. Настойчиво рекомендую не оскорблять задир (не только лично, но и дома). Вообще старайтесь сохранять хладнокровие.
Почему это важно:
Во всех постах я рекомендую детям, столкнувшимся с травлей, решая проблему правовыми методами быть вежливыми. Это дает лучшие результаты.
Вас и вашего ребенка нельзя будет обвинить: "сам спровоцировал", "он первый обзывался" и так далее.
И даже когда задир привлекут к ответственности (в любой форме), если ваша сторона была вежлива, проблема не сделает для них личным делом. Вас будут рассматривать как серьезное Препятствие (реакция "тронешь этого – будут огромные проблемы, нафиг надо"), а не Вызов (реакция "он еще и издевался, несправедливо получилось, что меня наказали, а он теперь меня оскорбляет, надо отомстить").
Соответственно, если ребенок за Вами повторит (назовет злодеев, скажем, уродами), это может привести к усложнению ситуации. Оно Вам не надо.
Да и просто. У ребенка сейчас и так стресс, ему нужен островок спокойствия в этой буре эмоций и переживаний, будьте этим островком, а не дополнительным источником бури.
Тем более, что сотрясание воздуха не помогает, а хладнокровные последовательные действия еще как.
1.4. И несколько рекомендаций о том, как общаться с ребенком.
Говорите с ребенком прямо, но тактично. Словно срываете пластырь.
"Да, такое случается", "Мы это так не оставим" и "Есть огромное количество людей, которые готовы тебя поддержать" (тут на нас можете ссылаться).
Пожалуйста, не делайте попыток "подсластить пилюлю" и любым способом успокоить ребенка. Он и так сейчас в уязвимом положении, не усугубляйте ситуацию закладыванием нездоровых установок, типа "Все будет хорошо" (самая большая ложь в мире; кроме того, для здорового личностного развития всё и не должно быть хорошо, некоторый стресс в жизни необходим), "Добро всегда побеждает" (неправда, побеждает более настойчивая активная сторона, действующая более точно и мудро, готовая не останавливаться, если удача в какой-то момент оказалась на стороне оппонента), "Я не дам тебя в обиду" (вы не можете это гарантировать, тогда как ребенок будет рассчитывать на это и, когда столкнется с тем, что его все-таки обидели, в большей степени почувствует потерю опоры).
2. Сбор информации
Когда успокоились и немного успокоили ребенка, собираем всю информацию, что получается. Кто задействован в травле, есть ли другие жертвы травли, как реагируют сотрудники школы, вспоминаем, известны ли нам такие случаи в этой школе и как их решали, кто из сотрудников школы выглядит наиболее надежным взрослым, способным решить эту проблему. И так далее.
Эту информацию мы будем использовать, когда будем писать официальные обращения.
2.1. Если какую-то информацию не нашли, значит, действуем исходя из неполной информации.
К счастью, предлагаемая стратегия позволяет это сделать.
2.2. Если не уверены в своих силах или в способности увидеть все риски, можете поделиться всей информацией с моей командой (ко мне присоединились волонтеры, в т. ч. с опытом работы в школе). Почта bat9955@rambler.ru (есть в шапке профиля, если потеряете).
Без имен и точного названия школы, просто напишите ваш населенный пункт (стратегия в крупном мегаполисе и небольшом селе может отличаться) и ситуацию.
Постараемся вам помочь, опыт большой.
Вообще, в большинстве случаев, когда родители мне пишут, получается так, что я просто привожу в систему то, что они и так знали/понимали.
Может, какие-то частности уточняю, даю моральную поддержку, а дальше они сами решают проблему.
С высокой вероятностью, если Вы нам напишете, будет так же.
3. Готовим письменное обращение на имя директора школы
Предлагаю для использования этот шаблон обращения:
Образец обращения на имя директора школы, в департамент образования и Рособрнадзор
(на случай, если со ссылкой на Google диск что-то случится, текст этого образца обращения я продублирую в закрепленном комментарии).
• Отредактируйте всё, что написано синим.
В том числе исправьте "дочь"/"моя дочь" в обращении на "сын"/"мой сын", если нужно.
• Вместо "Комитета по образованию Санкт-Петербурга" укажите "В Департамент образования *вашего региона*" (или Комитет, или Министерство образования региона, загуглите, убедитесь на их сайте, что ведомство занимается в том числе школьным образованием, а не исключительно вузами, например).
• Убедитесь, что указали все реальные акты травли.
Важно: пишите только правду. На ровном месте создадите себе проблемы, если укажете, что у Вашего ребенка, например, вымогали деньги, а на самом деле такого не было.
• Перепроверьте весь текст, убедитесь, что изменили везде цвет шрифта на черный.
Примечание: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки = Рособрнадзор.
Копию обращения для них можно отправить на e-mail: pochta@obrnadzor.gov.ru
3.1. Прикрепляю картинки, где подробно объясняется логика обращения.
3.2. Добавлю, что есть варианты не отправлять копии сразу в Департамент образования вашего региона и Рособрнадзор.
В частности, если оцениваете травлю как довольно слабую (может, Вам даже неловко за задиру, вреда реального никакого, просто ребенок с проблемами в социализации) или хотите быть уверенными, что у классного руководителя не будет проблем (только не надо стесняться и делать выбор между безопасностью своего ребенка и психологическим комфортом учителя в пользу учителя).
Просто официальное обращение на имя директора школы, чтобы зафиксировать факт.
Компромиссные варианты: отправить копию только в Департамент образования вашего региона, но не в Рособрнадзор.
Или же не отправлять письмо даже в Департамент образования вашего региона, но позвонить им, объяснить ситуацию, попросить совета, как быть.
(Практика показывает, что они после такого звонка от родителя тут же звонят в школу и доносят до директора, что важно заняться этим вопросом.)
В общем, смотрите сами, как запущена ситуация, сколько пострадавших детей, есть ли доверие к школе в этом плане.
Имейте ввиду, что просто наличие официального обращения и отправленные копии в надзорные органы часто дают сотрудникам школы доп. ресурс, чтобы более жестко взяться за ситуацию. Вместо "да никто же не жалуется на Васю" получается "даже в Москву уже жалуются, мама, папа Васи, нужно срочно что-то решать".
3.3. Если же проблема гораздо глубже, акты травли представляют опасность для здоровья детей, дополнительно пишем в Следственный комитет России.
3.4. Напоминаю, что эффективность таких обращений проверена на практике.
4. Относим обращение в двух экземплярах в школу (секретарю)
На своей копии получаем штамп о входящей корреспонденции (если не знаете, что это такое, пожалуйста, погуглите).
4.1. Готовимся к возможной беседе с директором школы сразу, если он/она будет свободен в это время.
5. Заранее готовимся к скрытой аудиозаписи разговоров
Согласно позиции Верховного Суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18) у Вас есть законное право без предупреждения другой стороны записывать ваш разговор на диктофон, если вы участник обсуждения (а не просто слушатель).
Знаю случаи, когда это помогало родителям/активистам, которым я советовал так делать.
ПОДРОБНЕЕ (обязательно прочтите! Есть ситуации, когда записывать незаконно) здесь:
Стратагема скрытой аудиозаписи | Пикабу
6. Что еще можно сделать?
6.1. Хотите больше вариантов и, например, понимания, как поддержать ребенка?
Свяжитесь с волонтерами травлинет.рф (там не только психологи, но и юристы, и педагоги).
У них и рекомендации хорошей литературы есть (как для родителей и детей, так и для педагогов), и систематизированные правовые акты, на которые можно ссылаться в юридическом аспекте, и большой опыт.
6.2. Хотите больше рычагов давления на школу?
Запишите ребенка к неврологу (в отличие от психиатра тут на учет не ставят, да и не нужен вам психиатр/психотерапевт). Жалобы на проблемы со сном, тревожность. Полученное мед. освидетельствование можно в будущем как серьезное преимущество использовать.
(Если сейчас травля легкая, но в будущем допускаете, что может быть и физическое насилие, эта рекомендация особенно актуальна. Дает вашей стороне больше возможностей.)
6.3. Твердо держитесь позиции, что отказываетесь воспринимать ситуацию как игру между подростками или конфликт между отдельными учащимися. Это именно буллинг и речь идет о необеспечении безопасности (в том числе психологической) в школе. И если педагогические работники не могут оперативно взять ситуацию под контроль и заняться комплексным решением проблемы, Вы обратитесь в надзорные органы, вплоть до Министерства просвещения Российской Федерации, и инициируете проверку соответствия педагогических процессов в школе действующему законодательству.
На предложение перевестись, если Вас что-то не устраивает (хорошо, что Вы записываете разговоры), можете озвучивать вариант, что предлагающий, возможно, сам захочет в другую школу перейти, если проверка обнаружит нарушения в педагогических процессах, а также нарушения прав учащихся.
6.4. Также мне нравится совет одной из мам: в случае если организована встреча с родителями хулиганов, напрямую с родителями не разговаривать, разговор именно с представителями школы, и своего ребенка на такие встречи не брать.
Все в том же ключе подходим к вопросу: это не проблема межличностного конфликта, это проблема необеспечения безопасности в школе.
В итоге, администрация школы быстро поймет, что единственный способ не получить проблем для карьер и внимания проверяющих органов – сделать так, чтобы Вашего ребенка не трогали.
И будут воздействовать уже на детей-буллеров и их родителей.
Да, ребенка в классе любить от этого мгновенно не начнут. Кстати, как и при любых других сценариях (хоть в секцию бокса запишете, хоть сами в школе начнете преподавать, хоть он начнет вкусняшки для одноклассников ежедневно приносить), но трогать физически перестанут, остальные виды травли уменьшатся.
А уже потом на основе этого фундамента, последовательно требуя от администрации школы комплексного подхода, включающего привлечения психолога для работы с классом, и с учителем, которому строго-настрого укажут не игнорировать любые признаки травли, потихоньку углы сгладятся.
Если ребенок будет вежлив, не будет нарушать некоторые принципы коммуникации (не начнет даже минимально злоупотреблять тем, что родители могут надавить на школу; будет сохранять ставшую ей известной личную информацию других ребят в тайне (не поддерживает слухи, никого не обсуждает, не сдаёт учителям учащихся (даже случайно)), есть хорошие шансы, что все понемногу наладится и даже уважать начнут.
6.5. Чтобы развить успех, время от времени посещайте школу и интересуйтесь, какие меры дальше планируют реализовать педагогические работники и психолог.
Легкая травля убирается, когда проводят игры на сплочение команды и помогают задирам найти иные (отличные от травли) конструктивные способы удовлетворения своей потребности в значимости.
6.6. Также мне нравится совет от кое-кого из комментаторов: в будущем как родителю самому выступать с инициативой проведения мероприятий на сплочение.
В крупных городах, в частности, для этого много возможностей. Спортивные веровочные курсы, специально организованные квесты, различные игры, где победить можно только сплоченной командой, и так далее.
(Еще одна интересная тема для поста в будущем. Опубликуем, когда соберем достаточно реальных примеров.)
Помните, это Ваш ребенок и у Вас есть полное право его защищать (в т. ч. требовать по закону порядка в учебном заведении).
Отнеситесь к этому серьезно (а еще спокойно и при этом решительно), и ребенок вырастет с чувством защищенности и большей уверенностью в себе.
Привет. Я на Пикабу известен тем, что занимаюсь популяризацией стратагем гражданского общества, в основном, как волонтер помогаю разобраться с травлей в школе правовыми методами.
Но идея, как попробовать решить вопрос со стаей, тоже есть.
Правда, еще не получал обратной связи, работает или нет (но Вам ничего не помешает попробовать и отписаться).
В октябре мне с подобной проблемой на почту написал житель Саратова. Мол, псы кусают, в том числе и детей, администрация решить проблему не может, хотя известно, что некоторым пострадавшим выдали компенсацию.
Составил обращение для Полпреда и Уполномоченного по правам человека (копию еще в администрацию города направите), которые могут поставить перед администрацией задачу таким образом, что те выполнят.
Можете по образцу свои обращения составить и отправить.
Если сделаете и будет результат, пинганите @ChelovkzKemerova, когда будете пост об этом писать.
Ссылка на гугл-диск: https://docs.google.com/document/d/1zUoPIVvA6BKLGbruIqVNtBEA...
Будут вопросы, пишите (можно сразу на почту, указана в профиле).
Дисклеймер и рекомендации по чтению:
Будет много пруфов. Если Вы не юрист и не используете этот пост как инструкцию для решения своей проблемы "по образцу", можете пропускать скриншоты с текстом официальных обращений и ответов на них от различных ведомств. Сразу за такими скриншотами я буду писать краткую суть, так сказать, переводить с бюрократического на русский.
Все наши действия и встреченные контрмеры распишу максимально подробно, возможно, кому-то поможет. Технологии, которые я использовал, могут быть полезны и при решении других проблем правовым путем, не только в сфере образования. Просто нужно адаптировать к вашей ситуации.
Будет здорово, если поддержите пост "плюсом" и сохраните, материал получился полезным.
Пожалуйста, если Вы в курсе этой истории, не называйте в комментариях населенный пункт и регион.
Локация:
небольшое село, основная часть жителей занята сельским хозяйством
Начало:
в сентябре 2024 г. после того, как я опубликовал пост-инструкцию, что делать и что не делать, когда сталкиваешься с травлей в школе и предложил писать мне на почту, если кому-то нужна поддержка в таких вопросах, мне написал один пикабушник с активной жизненной позицией (далее в тексте я буду называть его Активист).
Он рассказал, что в единственной школе в их селе информатику преподает очень жесткий учитель. И в начале учебного 2023/24 года этот учитель пообещал 8 "А" классу, что оставит их на второй год. В результате, в мае 2024 года из 16 учеников 10 учеников не смогли сдать информатику и/или математику, которую ведет... супруга учителя информатики.
В результате, в 9-й класс перешли только 6 учеников, из остальных (и только из них) собрали 8 "Б" класс.
Информатик и ранее был известен как жесткий педагог.
По многочисленным устным сообщениям родителей, односельчан и бывших выпускников, для него в порядке вещей довести ребенка на уроке до слёз, накричать, резко ударить по парте. Всё это можно рассматривать как травлю со стороны учителя. Но до массового оставления на второй год (юридический термин "на повторное обучение") не доходило.
Ладно, теоретически возможно, что дети не подарок и не учатся. Но чтобы сразу 10 из 16 (62,5 % класса), да еще и сдать не могут предметы двум учителям, состоящим в браке, при том, что в школах в соседних селах такого и близко нет... Подозрительно.
Впрочем, мы с Активистом сразу честно определили свои задачи. Я помогаю с планом действий, составляю тексты обращений в ведомства, консультирую и осуществляю руководство его активности, он в свою очередь проводит переговоры на местах, собирает необходимые данные/свидетельства, подписывает от своего имени и отправляет обращения.
А решение по вопросам, кто в реальности не прав, чья ответственность, почему так случилось, принимаем не мы, а люди, имеющие соответствующие полномочия (чиновники из Департамента образования, сотрудники прокуратуры и других надзорных органов).
На правах интерактива:
Знаете, что. Разрушу одну интригу и сразу предложу другую, более интересную.
У нас не получилось перевести детей в 9 класс, как это и должно было быть. Это при том, что учащиеся были оставлены на повторное обучение с грубым нарушением закона об образовании и самой процедуры, что было подтверждено в ходе проверок.
И при том, что мы были максимально близки к тому, чтобы перевод в 9 класс состоялся (буквально были в одной комнате с этой возможностью, и это не гипербола).
Но, пока читаете, попробуйте догадаться, какой внезапный фактор я не учёл, из-за чего не получилось помочь детям так, как мы планировали (а мы действовали грамотно).
Шаг 1. Сбор информации
Активист лично и через мессенджер стал опрашивать знакомых односельчан, чьи дети учатся в школе (не обязательно в том классе) о ситуации в школе, особенностях работы информатика.
Чтобы мы исходили из объективной позиции.
Нашлись и те, кто в хороших отношениях с этим учителем, и защищали его, при этом даже они отмечали жесткость его методов.
Большая же часть родителей отмечали, что педагогические методы информатика, скажем так, на грани с психологическим насилием (или им и являются).
Еще узнали, что в школе есть и другие ученики, оставленные на второй год/повторное обучение.
Возможности определить всех у нас не было, Активист даже не всех родителей оставленных на повторное обучение восьмиклассников знал, поэтому решили сосредоточиться на восьмиклассниках. А там уже надзорные органы пусть всех устанавливают и в каждом случае разбираются.
Добавлю, что Активист когда-то (>15 лет назад) сам учился в этой школе и непосредственно у этого информатика, поэтому знал, что учитель может жестить, но на второй год тогда не оставляли.
При этом своих детей, обучающихся в школе, или своих личных интересов у Активиста нет, просто активная жизненная позиция.
Отмечу некоторую пассивность родителей "второгодников" (буду так их называть).
Кто-то выражал опасения, что только хуже станет, если поднимать шум, кто-то просто сомневался в успехе жалоб (мол, отписки получим и всё), были даже те, кто сказал, что произошедшее пошло на пользу мотивации ребенка, мол, взялся за учёбу. При этом все обозначили готовность следить за тем, что у нас получится.
К сожалению, не удалось по воспоминаниям родителей для официального обращения составить историю их контактов с администрацией школы в прошлом году хотя бы с примерными датами (было бы идеально получить текст в таком формате: "во второй половине сентября учитель информатики угрожал (пообещал) нашему классу, что оставит всех на второй год; в первой половине октября родители А., Б. и Е. разговаривали с администрацией школы, и те уверили, что помогут разобраться в возникшем конфликте, в первой половине декабря другие родители (Г, К, У) вновь обсуждали ситуацию с директором школы и учителем информатики... [и т.д.]").
Это бы сильно помогло.
Впрочем, самую главную вещь на этапе сбора информации мы выяснили: родители ничего не подписывали, никакого письменного согласия на то, что дети останутся на повторное обучение, не было. С этим можно активно работать.
Что говорит закон?
Гуглим, видим, что, согласно ст. 58 ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", при наличии академической задолженности (т. е. есть итоговые «двойки» по одному или нескольким учебным предметам), по усмотрению родителей:
- либо остаются на повторное обучение,
- либо переводятся в следующий класс условно (термин «условно переведенный») на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП, тоже термин),
- либо переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам (читайте: облегченным) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, тоже термин). Последний пункт не наш вариант, можете не запоминать.
- 4, 9 и 11 классы – особенные, поскольку они выпускные (ими заканчивается начальное, основное и среднее общее образование соответственно), здесь решение принимается без учета мнения родителей.
Сложно для понимания, когда ты не юрист, согласен (а знакомого юриста, специализирующегося на тонкостях закона об образовании у меня на тот момент нет).
Поэтому следующий логичный шаг в такой ситуации: гуглим, верно ли мы поняли смысл статьи.
Рассматриваем публикации на тему порядка оставления на второй год в более-менее серьезных медиа. Т. е. Мел (mel.fm, медиа про образование и воспитание детей), Тинькофф-журнал (не реклама) нам подходят, статьи на Дзене нет. Смотрим несколько публикаций, чтобы убедиться, что это не единичная интерпретация одного-единственного автора. Бинго, видим, что все пишут примерно так:
media.foxford.ru/articles/mogut-li-ostavit-rebenka-na... (дата обращения: сентябрь 2024)
Значит, раз родители письменного согласия не давали, школа нарушила закон, оставив детей на второй год.
Небольшое отступление.
Я не рассматривал в рамках основного плана решения проблемы привлечение СМИ или огласку на Пикабу/привлечение «силы Пикабу».
Обычно стараюсь подходить более деликатно.
Кроме того, в процессе решения я не обращался к юристам.
Это не было принципиальной позицией: просто на каждом этапе у меня было понимание, что я знаю, что делать.
А потом стало интересно, сможет ли не юрист, а просто человек с высшим образованием и большим жизненным опытом пройти через все этапы решения проблемы.
(Ответ: в целом, да, но лучше старайтесь привлечь юриста.
Вам не нужны точные юридические формулировки (обращение в надзорные органы пишется в свободной форме, это при взаимодействии с судебной система важна юридическая точность формулировок), главное – чтобы ваш текст был внятным, читаемым и не был совсем «дичью», с точки зрения закона.
Ну, и отдельные правовые подводные камни нужно избегать (чтобы как минимум, Ваше обращение не посчитали ложным доносом).
Кстати, нейросети неплохо справляются с задачей превратить описание ситуации в текст официального обращения.)
Шаг 2. Пишем первые обращения
На этом этапе нет смысла идти в школу. Конструктивного разговора не получится, у Активиста нет пострадавшего ребенка (по сути, пока просто человек с улицы), позиция директора уже понятна: он либо поддерживает, либо не нашел ресурса противостоять жесткому учителю.
Ладно, даже если услышит нас сейчас директор, сделает втык учителю, кого-то может даже переведут задним числом в новый класс, скорее всего потом всё повторится. А нам нужно системное решение.
Есть еще одна причина: прийти в школу – значит дать ей время подчистить ошибки и привести в порядок документацию.
Поэтому сразу готовим обращения в надзорные органы.
В Министерство просвещения Российской Федерации, в Генеральную Прокуратуру и в Администрацию региона.
В принципе, отразили все, что я написал выше, кроме момента, что детей оставили на повторное обучение без письменного согласия родителей. Это нам еще пригодится в будущем.
Шаг 3. Получаем ответы и проводим встречу с начальницей районного Управления образования
Министерство просвещения переслало обращение в Департамент образования региона (как и ожидали; так немного дольше выходит, но повышается вероятность, что региональные чиновники отнесутся к обращению более серьезно, раз из федерального Министерства пришло).
и еще на 3-х страницах расписана базовая информация (про права и обязанности школ), не буду прикреплять
В пятницу 27.09 мы получили это письмо от Минпросвещения, в среду 02.10 Активисту позвонили из регионального Департамента образования, чтобы уточнить некоторые вопросы. В этот же день они перенаправили всю информацию и задачу подготовить ответ в районное Управление образования. (Не запутались еще? Москва спустила в областной центр, те в свою очередь – администрации района, в котором находится сельская школа.)
Что важно, появился конкретный человек, с кем можно общаться по поводу ситуации, – начальница Управления образования администрации *Такого-то* района (буду сокращенно называть её Нач. УОАР). Договорились, что Активист позвонит и договорится встретиться с ней. Наш расчёт – таким образом дать понять, что это не просто бумага/задача, а что за проблемой стоят живые люди.
Перед встречей проинструктировал его и напомнил о целесообразности аудиозаписи разговора.
(Расскажу про встречу в деталях, поскольку некоторые читатели в будущем возьмут эту историю за основу стратегии решения своей проблемы, и им будет полезно знать, с чем они могут столкнуться.)
Нач. УОАР выслушала, дала номер своего мобильного телефона.
Среди возможных мер отметила, что в процессе проверки проведет встречу с учителями, упомянутыми в обращении, поставят на контроль, чтобы администрация школы посещала уроки (5-7 уроков в неделю у этих учителей). Перевод детей как вариант она не рассматривала, увольнения учителей (мы в обращениях и не предлагали) в условиях дефицита кадров тоже не стоит ждать (хотя при этом отметила, что в других школах в районе ситуации [с учителями] «еще хуже есть»). Справедливо поругала родителей, которые в конце прошлого учебного года никаких активных действий не предпринимали. Потом разговор каким-то образом (Активист упомянул, что есть сообщество на Пикабу, которое занимается проблемой буллинга) повернул в сторону того, что сейчас есть какие-то сообщества, которые расшатывают общество, раскачивают ситуацию, вносят панику, тут Активист вернул разговор к изначальной теме (10 оставленных на второй год детей реальная же проблема), и Нач. УОАР подтвердила, что и до его обращения в Минпросвещения она была в курсе ситуации. Но раз до нас никто официально не обращался, Управление образования и не реагировало.
В целом, норм.
По итогам, решили, что не будем упоминать Пикабу :)
И что наша стратегия в дальнейших обращениях будет строиться на том, что дети не виноваты в том,
- что родители не обладают специальными юридическими знаниями и ограничились только контактами с администрацией школы,
- что все остальные взрослые (администрация школы, Управление образования) не могут вмешаться достаточно, чтобы урегулировать возникший конфликт с учителем, занявшим принципиальную позицию.
При этом если дети все же в чем-то виноваты (нет мысли, что они ангелы), будет справедливо, если они понесут за это соразмерное наказание.
Важно. Поскольку мы не услышали, что есть возможность перевести условно в 9 класс оставленных на повторное обучение детей, решили, что сразу же будем готовить обращения в Администрацию Президента и Уполномоченному по правам ребенка.
Попытки получить от родителей предметную информацию, которую можно использовать в обращении (помогли бы даже фото дневников, где видно, что по остальным предметам хорошие оценки за четверти и за год выставлены), на этом этапе ни к чему не привели.
Мой опыт работы со студентами научил меня, что люди (взрослые и дети), сталкиваясь с новой инфой, "тормозят" перед тем, как начать ее применять в жизни. Даже если все разжевал и проверил, что понимают. Просто есть временный лаг, пока они внутри настроятся. Это нормально. Поэтому мы решили просто немного подождать, пока родители будут готовы.
Чуть позже пришли письма от прокуратуры (они с пометкой "Уведомление о конфиденциальности", поэтому не буду их выкладывать). Но там всё просто: Генеральная прокуратура спустила в область, областной центр так же переслал в район, районная же прокуратура переслала обращение... начальнице УОАР, с которой Активист уже беседовал.
Ну, и ладно (бумажный след оставили, чиновнице из УОАР дополнительно показали, что к вопросу относимся серьезно).
Через неделю после встречи Активист позвонил Нач. УОАР поинтересоваться, как идут дела, на что она без всяких подробностей ответила, что "всё идет в работе" и "в определенные (положенные) сроки получите ответ". В переводе на русский это значит: ничего особенного не ожидайте, ответ будет формальным (если бы реально пытались помочь детям, были бы подробности, а так они даже с родителями еще не пообщались).
Шаг 4. Пишем обращения в Администрацию Президента и Уполномоченному по правам ребенка
Середина октября, время работает не нас, поэтому готовим и отправляем обращения, не дожидаясь официального ответа Нач. УОАР.
Тут я даже в дизайн при оформлении документа пытался
Аналогичное обращение направили Полномочному представителю Президента России в данном федеральном округе (читайте: в Администрацию Президента).
В целом, это и следующее наше обращение – уже достойный повод добавить пост в сохраненные, мало ли для решения какой проблемы пригодятся как образцы.
Важный принцип, которого я придерживаюсь, отправляя обращения: каждый раз стараюсь добавить какую-то качественную новую информацию, которой не было в прошлых обращениях. Для этого достаточно просто держать руку на пульсе событий, ну и вместо пассивного ожидания после отправки первых обращений выделить какое-то время для поиска в Сети похожих ситуаций, более углубленного погружения в актуальную область законодательства, проконсультироваться со специалистами и т.д.
Реакция была быстрой. Уже на следующий день после отправки этих обращений (подозреваю, в большей степени сработало обращение в Администрацию Президента) Активисту позвонила начальник отдела контроля Департамента образования области. Разговаривала конструктивно, интеллигентно. Попросила передать её контакт родителям, также рассказала, что есть оставленные на второй год и в других классах, и в Департаменте образования сейчас изучают документацию, присланную школой.
Родители, кстати, продолжали вести себя пассивно. Их тоже можно понять, уже четверть прошла, дети вроде как свыклись. И даже если сейчас добиться перевода в 9-й класс, объем знаний 9-го класса им за 3 четверти будут впихивать? С другой стороны, странно, что приходится фактически уговаривать родителей, чтобы они выступили в защиту своих детей. И если несправедливо поступили с детьми, и способности учиться есть, по индивидуальному учебному плану программу 9 класса за оставшееся время можно усвоить.
Отмечу, что мы с Активистом для себя установили дедлайн: чем бы история ни закончилась, прекращаем свою деятельность в этом направлении 17 ноября 2024.
В общем, добились того, что родители пообщались с начальницей отдела контроля (полное название: отдела контроля и надзора комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования) Департамента образования.
Шаг 5. Получаем результаты первой проверки и пишем ответ, где выражаем неудовлетворенность результатами
Наконец 30.10.2024 мы получаем ответ от Департамента образования.
Перевожу с бюрократического на русский (+ в скобках указываю нашу реакцию):
1. Выездной проверки не будет (потому что есть некое постановление Правительства РФ об особенностях контроля; ну, и ладно, позже не поленимся, найдем это постановление и, изучив, какие возможности оно нам оставляет, все же будем требовать выездной проверки, дистанционными проверками нам детей от произвола учителя не защитить).
2. Провели удаленный мониторинг, изучили документы, присланные школой, и на сайте школы.
И нашли там нарушения. (Ладно, нас устраивает.)
3. А вот по учителям, оставляющим детей на второй год, сказать ничего не можем, формально эти педагоги всем критериям соответствуют. (Это "формально" нас не устраивает. Дети вполне реально страдают, а не "по документам".)
4. По итогам прошлого учебного года есть неаттестованные (покинули школу или остались на второй год) ученики в 7, 8, 10 классах.
5. Согласия родителей на то, что дети остаются на повторное обучение, нет. Закон нарушен, школе вынесены предписания о необходимости устранения нарушений. А так как школа – вполне себе автономное учреждение во многих отношениях, ждем устранения этих нарушений.
В общем, для нас есть и плюсы (официально зафиксированы нарушения законодательства и процедуры оставления на повторное обучение), и минусы (нарушений со стороны педагога не зафиксировано, однозначного ощущения, что вопрос будет решен и детей переведут условно в следующий класс, нет). Но с этим можно работать дальше.
Что в это время делает школа?
Говорил ранее, буду повторять в будущем: эффективная стратегия ВСЕГДА должна учитывать, что контрагенты (в нашем случае школа) будут принимать контрмеры (сопротивляться).
Примерно чего-то такого мы и ждали: буквально сразу после того, как Активисту пришел ответ из Департамента образования, родители оставленных на второй год детей стали сообщать, что к ним приходили домой сотрудники школы и убеждали подписать задним числом документы.
Таким, значит, образом решили устранить нарушения? Ладно, поскольку определенный нами дедлайн (17 ноября) еще наступил, мы к этому ходу относимся всего лишь как к тесту нашей настойчивости.
Пишем новое обращение Полпреду, копии в Департамент образования и районную прокуратуру, где упомянем и формальность проверки профдеятельности информатика с супругой, и то, что сотрудники школы собирают подписи на документах задним числом. При этом настаиваем на выездной проверке (и не просто, а с учетом возможностей, которые оставляет нам Правительства Российской Федерации от 10.05.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», на которое ранее ссылался Департамент образования).
Тут я еще больше заморочился в дизайн и читаемость документа
Плюс добавили 2 приложения: самое первое обращение (в Минпросвещения) и ответ Департамента образования.
Небольшой спойлер: это последнее обращение с приложениями можно считать даже избыточными мерами, оказалось, что администрация школы уже готова к конструктивному диалогу с Активистом, но мы этого еще не знали.
Большой спойлер: мы в будущем начнем симпатизировать директору школу (конструктивный подход вызывает уважение), и даже начнем думать, как помочь им справиться с тем давлением, которое на них после взятия под личный контроль дела Администрацией президента начнут оказывать надзорные органы; но все же решим, что никаких авантюрных шагов (вроде попыток отозвать проверку из прокуратуры) делать не будем: в конце концов, администрация школы сама допустила, что такая ситуация с нарушением прав учащихся возникла.
Тут еще ответ от Нач. УОАР пришел:
Перевожу на русский:
1. Изучили документы, согласия родителей на оставление на повторное обучение действительно не было.
2. Директору школы сделали официальное замечание.
Ну, и ладно. Лично у меня каких-то особенных ожиданий не было.
Впрочем, замечу, что позже придет информация, что за такой подход на Нач. УОАР наложен штраф.
Шаг 6. Переговоры со школой
Начали чувствовать, что поднятая нами волна обсуждается всеми.
Родители оставленных на второй год детей в мессенджере сообщали, что учителя жалуются на проверки. Кое-кто из педагогов начал поговаривать об уходе, были неоднократные упоминания, что в школе закроют секции, так как стало не до них (а секции ученики, особенно спорт, там любят, школа стабильно берет призовые места на областных соревнованиях), и родителей это тревожит.
В это же время пришло уведомление от Администрации Президента:
Теперь это запросы не от нас, а от Администрации Президента. (Не я сделал так, что у нас многие вопросы эффективнее в ручном режиме решаются, но использовать такое положение дел готов. Такая правовая реальность у нас.)
И в это же время вечером домой к Активисту приехали молодые люди пообщаться, при этом, как минимум, один из них вроде был участник СВО (уже не помню, кто на этом акцент делал). Опять же упоминаю это на случай, если кто-то будет по нашей стратегии действовать, с чем можете столкнуться и как на это реагировать. Начинают разговор про школу, мол, молодые люди взволнованы кадровым вопросом СОШ.
Активист сразу разговор закрыл, парни – не сотрудники школы, что тут обсуждать, но телефонами обменялись.
На всякий случай мы с Активистом обсудили план действий, мало ли что у молодых людей на уме. В целом, восприняли ситуацию спокойно (за нами правда, мы детей защищаем + Активист в прошлом проходил военную службу в разведроте), но для подстраховки предприняли следующие шаги: он поставил в известность своего друга участкового в полиции, и согласился распечатать ответ от Администрации Президента на случай, если вновь будут искать разговора.
Это полиции сейчас не боятся, а вот конфликтовать с человеком, состоящим в переписке с Администрацией Президента, уже может быть чревато серьезными неприятностями.
Если же будут правоправные действия, сразу же решили подключать Следственный Комитет РФ (но ничего такого не случилось).
И тут важно.
Чем больше риска Вы видите при решении проблемы, тем раньше нужно обращаться в вышестоящие органы и добиваться, чтобы дело было взято на контроль, например, в Администрации Президента или главой СК РФ.
Например, если есть основания полагать, что Вам будут противостоять люди, имеющие связи в местных органах внутренних дел.
В общем, закончилось тем, что на следующий день (12.11.24) Активиста просто пригласили прийти в школу.
Встреча была в таком формате:
со стороны школы – директор, некоторые учителя, часть родительского актива (поддерживали учителей),
с нашей стороны – только Активист.
Никакого конструктива в таких условиях не получилось. Тем не менее, я считаю, это была важная установочная сессия, где стороны обменялись эмоциями, своим мнением, даже упреками.
Выпустили немного пар, убедились, что вторая сторона готова к адекватному общению, в целом, никто фанатично свои цели не преследует.
Представителей школы интересовало, сколько будет еще оказываться давление со стороны надзорных органов, и что собирается Активист делать, если учителя уволятся и закроются школьные секции (самбо, танцы). Активист же достойно ответил, что это всё к нему вообще никакого отношения не имеет, и давайте начнем с первопричины проблемы: у вас тут детей незаконно оставляют на второй год без согласия родителей, а еще учитель информатики позволяет себе оскорблять детей, оказывать на них иное психологическое давление так, что они даже на уроки к нему не ходят.
Выяснилось, что администрация школы не была в курсе всех юридических нюансов процедуры оставления на повторное обучение, и более того, даже Управление образования администрации района инструктировало их, что школа поступает правильно (в общем, те тоже не были в курсе). Но сейчас они сориентировались, и больше такого не повторится.
Однако, заметили, что и родители детей никаких особых действий не предпринимали и достаточно пассивно относились к контролю успеваемости в школе. Активист – первый, кто написал официальное обращение. Справедливое замечание.
(Давайте так договоримся, уважаемые читатели. Раз вы до сюда дочитали, значит, вам не чужд цивилизованный подход к решению проблем. Поэтому я настоятельно прошу вас ВОЗДЕРЖАТЬСЯ в комментариях от неконструктивной критики как в адрес школы, так и родителей. Просто так есть. И проблема глобальная, вижу её признаки по всей стране. Сосредоточимся лучше на том, как этот расклад можно изменить.)
Закончили на том, что директор и Активист договорились встретиться лично, чтобы уже в спокойной обстановке обсудить ситуацию.
Тем, как прошла следующая встреча (знаю со слов Активиста), я остался очень доволен.
Директор действительно был открыт к диалогу, провел полную экскурсию по школе, показал, что есть, чем они в школе гордятся.
Даже я, человек настроенный скептично и не присутствовавший на встрече, поверил, что директор искренне желает школе и ученикам добра, готов к конструктивному обсуждению проблем, признает сложности с информатиком. И теперь посещает практически все его уроки, чтобы следить, чтобы учитель оставался в профессиональных рамках.
Активист предложил оборудовать классы камерами (я не верил в успех этого предложения), однако, директор эту идею поддержал, и сказал, что договорится со спонсорами школы, установят камеры.
А насчет детей... (и это ответ на интерактив) никто из родителей лично так и не написал обращение, чтобы ребенка перевели в следующий класс условно. Опять же понять можно, ситуация уже сложилась, какой-то воспитательный момент родители в этом увидели, дети иначе стали относиться к учёбе. Я всерьез полагаю, что будь хоть кто-то из родителей решительно настроен на перевод, на тот момент при поддержке Администрации Президента, Департамента образования, с директором, готовым к конструктивному диалогу, Активист мог бы договориться. Перевели бы ребенка на индивидуальный учебный план (ладно, второй фактор - есть вопросы, как бы педагоги сельской школы решили эту задачу "объем знаний целого класса за 3 четверти", плюс надо понимать, что в 9-м классе уже на второй год могут оставить, не спрашивая мнения родителей). Ну, нет так нет.
Отмечу огромный вклад в решение вопроса и сделаю комплимент способностям к переговорам Активиста. Знать план действий и составлять тексты обращений – одно дело, другое дело – владеть инициативой на переговорах, слышать собеседника, обозначать границы и даже спокойно в одиночку выдерживать напор большой группы людей. В целом, у нас крутая команда получилась: я координирую, Активист на местах действует.
Итоги (и почему я воспринимаю историю как закончившуюся положительно):
Мы приложили достаточно усилий, чтобы помочь детям. То, что они остались продолжать повторное обучение, – результат решений родителей.
В школе произошли значительные изменения в лучшую сторону.
Директор (отдаю ему должное) не просто прошел через все проверки надзорных органов (а там и прокуратура прислала письмо, что будет выездная проверка), но и использовал ситуацию для усиления дисциплины как среди учеников, так и среди учителей.
Кроме того, серьезная работа была проведена с родителями, вижу признаки того, что они больше не будут так пассивно относиться к учебе своих детей. При этом вряд ли, на второй год кого-то в школе оставят (а если оставят, уж точно заслуженно и по закону).
Активист сейчас имеет возможность напрямую обсуждать с директором школы вопросы, если ему покажется, что что-то не так.
Перед Новым годом директор написал Активисту о ряде проведенных мероприятий (спортивных, патриотической направленности, иных) в школе и возможностях, которые получилось реализовать при поддержке спонсоров школы, а также об иных успехах.
Видно, что тренд положительный (косвенные подтверждения слов директора увидите дальше в прикрепленном ответе от Уполномоченного по правам ребенка в регионе).
Директор даже сказал, что намерен сделать школу лучшей в районе.
(Отношусь к таким заявлениям всегда скептично. С другой стороны, помня слова Нач. УОАР о том, что в других школах «еще хуже [ситуации встречаются]», думаю, может, и получится.) Так или иначе, это достойная цель.
14.12.2024 от прокуратуры пришло Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Нач. УОАР по статье 5.59 КоАП РФ (Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, штраф от 5 до 10 тыс. руб.). Мы на этом не настаивали, система сама так среагировала.
Всё, что у меня есть от этого постановления (на правах пруфа). Еще от прокуратуры пришло письмо, что выездная проверка будет
Ну, и 28.12.2024 пришел такой ответ от Уполномоченного по правам ребенка в регионе:
Суть такая:
В общем, все всё понимают. Родители, дети, учителя показывают удивительное единство позиций, значит, работа внутри школы идёт. Но в случае чего готовы реагировать.
Такой вот пример решения в духе гражданского общества.
(А еще это первый пост из серии 3-х постов, не пропустите остальные. Предлагаю даже подписаться.)
ТС, здравствуйте.
Я с командой волонтеров занимаюсь тем, что помогаю родителям, чьи дети столкнулись с травлей в учебных учреждениях (а еще популяризирую стратагемы гражданского общества, но эту тему еще только предстоит раскрыть в 2025 году).
Так вот, мы посовещались с волонтером, имеющим за плечами опыт работы в школе учителем и замдиректора по учебно-воспитательной работе.
В общем, в некотором виде претендуем на то, что наш совет профессиональный.
1. Если финансы позволяют, направьте дочь к психологу (не к школьному). Ане присуща некоторая ведомость (пишу это без осуждения, просто так есть, видно, как ей важно чужое мнение). Но такие взаимоотношения с подругой для такой девочки – это травма, лучше пережить период с помощью специалиста, тем более Катя, скажем так, талантливо подходит к созданию стресса для Вашей дочери.
2. Сформулируйте обращение к классному руководителю и директору.
Можно одновременно, на первый раз, считаем, допустимо в устной форме обсудить ситуацию и посмотреть реакцию. Возможно, администрация адекватно откликнется и поможет.
Если нет - письменное обращение к директору с требованием привлечения психолога к работе с классом. Параллельно отдельной личной терапии ребёнка.
В тексте обращения можете использовать следующую структуру:
- Я такой-то такой-то, отец такой-то, ученицы такого-то класса такой-то школы,
- далее описываете ситуацию с упоминанием, что, по имеющимся у Вас данным, имеются оскорбления, одна из одноклассниц (будь я на Вашем месте в первом письменном обращении не называл бы конкретных имен) "запрещает" другим детям дружить с Вашей дочерью, "требует поклясться" в этом,
- Тренд негативный, атмосфера в классе заметно ухудшается,
- С момента начала оскорблений перестаю рассматривать возможность трактовать происходящих процессов как "игру"/"детскую игру",
- Принимая во внимание нарушение прав моей дочери на получение образования в безопасных (в т. ч. для психологического здоровья) условиях (Ст. 28, п.6 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации"), нарушение конституционных прав моей дочери на честь и достоинство (Ст. 21 Конституции РФ), закрепленную в статьях 2, 12.1 и 28 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации" обязанность образовательной организации заниматься организацией воспитания (как деятельности, направленной на развитие личности, в т. ч. формирование у обучающихся принятых в российском обществе правил и норм поведения) и тот факт, что решение проблемы буллинга требует комплексного подхода, включающего вовлечение в процесс психолога,
Требую:
1. Считать это обращение официальным уведомлением об актах буллинга (травли) в таком-то классе такой-то школы.
2. Привлечь к решению проблемы школьного психолога, провести психологическое тестирование, направленное на обнаружение проблем в отношениях в классе.
3. Принять необходимый комплекс мер, направленный на сглаживание этих проблем и повышение сплоченности в классе.
4. О принятых мерах сообщить мне на е-мэйл.
Дата подпись/расшифровка подписи/
Знаете, ТС, буквально сегодня мне в под августовским постом оставил комментарий один школьный учитель. Словно специально для Вас:
Поэтому, раз уж сами учителя просят, родители точно не должны стеснятся общаться со школой письменно.
Если будут вопросы, пишите мне на почту bat9955@rambler.ru, подумаем вместе, что можно сделать.
Повторю, мы с командой работаем на волонтерских началах, консультации бесплатны.
В целом, могу порекомендовать психолога в Москве, если у Вас будет такой запрос в письме. Она помогала некоторым школьникам, чьи родители ко мне обращались (сама ко мне их и направила), в целом, мне нравится, как она подходит к делу.
Могу еще порекомендовать связаться с психологами проекта травлинет.рф (у них есть горячая линия, можете попробовать дозвониться). Если хотите с разных сторон услышать мнения. Они тоже консультируют бесплатно и у них большой опыт.
А еще (особенно, если к психологу вне школы не будете обращаться) сосредоточьтесь на укреплении доверия ваших отношений с дочерью. Подберите подходящие для вас материалы: книгу или канал на Ютубе на эту тему, отдельные статьи мне в этом плане меньше нравятся. Вашей дочери сейчас очень важно чувствовать поддержку и нельзя чувствовать себя в социальной изоляции (ощущение социальной изолированности - самый главный фактор, приводящий к самым негативным последствиям в ситуациях, связанных с травлей).
Типа в стране год защитника Отечества/год наставника/год семьи, а на @pikabu, например, год выполнения обещаний.
Предлагайте ваши варианты в комментариях.
P.S. Начать такой год можно с возвращения минусов.
ТС, не знаю, советовали тебе или нет, установи кнопку тревожной сигнализации дома. Лучше всего, для вызова Росгвардии, не так дорого + у них больше полномочий, чем у любого ЧОПа.
И вызывай их по каждому поводу. (Хотя ЧОПы, в теории, тоже можешь рассмотреть.)
Они и с составлением протоколов помогут, и прибудут в течение нескольких минут, и вообще ситуация становится менее конфликтной, когда твою сторону в переговорах поддерживает несколько автоматчиков.
Не на участкового же надеяться, который даже бездействовать достойно не умеет.
Кроме того, определенно есть признаки рисков для твоего здоровья, а значит, вопросом нужно заниматься серьезно.
"Ребенок воспрял! Начал лучше учиться и стал из школы приходить в хорошем настроении". (с) Родительница, которую сопровождала наша команда волонтеров.
(Это на правах эпиграфа и ключевая мысль для ЛЛ.)
Изображение взято с сайта ru.lovepik.com
Локация:
обычный областной центр, не самый крупный.
Особенности:
- это одна из первых историй, где сопровождением занимался не я, а одна из присоединившихся волонтеров;
- при этом наша сторона скорее просто морально поддержала, обратившаяся мама вполне самостоятельно по ранее опубликованным мной инструкциям решила вопрос;
- имело место некрасивое поведение педагогических сотрудников + травля длилась продолжительное время (сначала была в легкой форме), но как только мама ребенка занялась решением вопроса по технологии, всё очень быстро решилось.
Слово родителю:
У меня двое детей.
Старший ребенок (м, 12) столкнулся с травлей в школе, которая началась, как оказывается, 2 года тому назад, когда мы переехали в другой район в нашем городе и ребенок пошёл в новую школу.
Сын иногда говорил, что в школе к нему придираются два одноклассника, но я особо не придавала этому внимания, думала, что со временем мой ребенок вольется в коллектив и нападки прекратятся.
Переломным моментом стало, когда сын пришел из школы с синяком на скуле (это было в пятницу в ноябре). Мое терпение лопнуло. Я отвезла сына в травматологию, там зафиксировали телесные повреждения, получила справку, написала пояснения сотруднику полиции там же в больнице. Со мной связался сотрудник ПДН, предложила написать заявление в отделе.
Я связалась с классным руководителем, описала ситуацию, в понедельник инициировали встречу с родителями обидчиков, социальным педагогом, мной и классным руководителем.
Изучив статьи @ChelovkzKemerova, я на тот момент пришла к выводу, что данная встреча не приведет к тому, что моего сына оставят в покое. Поэтому Человеку из Кемерова и написала.
Решила, что хочу заявить, что если моего ребенка не перестанут травить, то я от лица сына отправлю 4 письма в соответствующие инстанции (как в инструкции pikabu.ru/story/otvet_na_post_pomogite_sovetom_ya_zhertva_bullinga_v_shkole_cherez_nedelyu_shkola_kak_mne_byit_ya_v_adu_tam_11748342).
Итак.
К счастью, проблема решилась.
В общем, как все было:
1) в травматологии после драки зафиксировала синяк на лице, там же написала заявление для полиции, сообщила классному руководителю;
2) по шаблону из поста-инструкции составила заявление для школы;
3) на встрече с соц. педагогом (плюс родителей всех участников вызвали, классного руководителя, плюс детей притащили, соц. педагог пыталась на моего сына всю вину свалить, но я его подготовила не вестись на подобные инсинуации). Я озвучила свои претензии к школе (не к детям или их родителям), отдала заявление в канцелярию. Классный рук несколько дней истерил, заявлял, что вообще уволится и пытался тоже воззвать к совести.
4) написала пояснения в ПДН (они сами вызвали) + взяла объяснения ребенка;
5) оказывается, была запись с камер наблюдения в коридоре, посмотрели дружно запись, убедились, что мой сын не виноват;
6) видимо, директор приняла быстро меры к родителям зачинщиков травли и конкретно этой драки, т. к. основные участвующие лица в течение 2 дней отстали от моего ребенка и больше даже не подходили даже на текущий день [Прим. Ч.: имеется ввиду 30 декабря]. Потом был еще один задира, его тоже быстро успокоили.
Меня в школу к директору не вызывали, на моего сына больше никто не давил.
Я считаю, что нам крупно повезло, что застарелый конфликт так быстро был разрешен. Заявление дальше школы я никуда не отсылала, но папку отдельную завела и в нее все сохраняю на будущее, если повторится ситуация. Запись разговоров тоже сохранила.
Спасибо огромное за помощь!
Ребенок воспрял! Начал лучше учиться и стал из школы приходить в хорошем настроении.
И родитель добавляет:
Поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю успехов во всех ваших начинаниях, крепкого здоровья и удачи!!
Мне очень повезло встретить вас и ваших коллег на жизненном пути!
Итоговый комментарий Ч.:
Присоединяюсь к этим словам и поздравляю свою команду волонтеров с Наступающим.
(Кстати, если есть желание присоединиться, напишите на почту bat9955@rambler.ru, обсудим. Также можете поддержать наш проект, став подписчиком.)
Кроме того, желаю всем пикабушникам, чтобы они так же легко в новом году смогли найти решение своей ключевой проблемы (если есть) и воспряли, как этот ребенок.
Каких-то специальных пруфов к этой истории не прикреплю, зато в январе опубликую историю, где в пруфах можно будет практически утонуть (выложу 80 % или даже больше всей переписки с разными ведомствами – наши обращения, ответы чиновников – решали сложную ситуацию, где в классе сразу оставили 10 детей на второй год; увидите, на что похож в реальности бюрократически-правовой армагеддон, который мы обрушили на школу). В общем, если вам была нужна причина, чтобы подписаться, то вот она: чтобы не пропустить следующую историю (которая, при всей своей цельности будет первой из трех в специальной серии постов).
Напоминаю, что справиться с буллингом легко.
Вот инструкция для родителей и детей, что делать (и чего не делать), если есть побои и угрозы здоровью:
ссылка на пост
Вот инструкция для родителей и детей, что делать, если травля лёгкая:
ссылка на пост 2
Вот рекомендации для учителей, которые хотят заняться оздоровлением ситуации в классе:
ссылка на материалы проекта травлинет
Закончу этот пост, поделившись нашим внутренним рабочим мемом, который отражает, каким для нас получился уходящий год.
ТС вышел на связь (написал мне на почту).
Если будет оставаться на связи, сможем ему и его брату помочь.
Все комментарии, как идут дела, ПОСЛЕ того, как решим проблему, и если ТС будет согласен.
Пользователь @VoPoleBerioza поделилась, как справились со сложной ситуацией в школе. Они с коллегой сделали это сами, по почте со мной не консультировались.
Ссылка на коммент
Ссылка на инструкцию (актуальная версия)
Важно добавить, что ребенок сейчас никакого давления со стороны школы или учеников не чувствует (уточнил этот момент в переписке по почте).
Рад, что @VoPoleBerioza поделилась этой историей. Надеюсь, это станет традицией, и люди, которым помогли мои посты, будут подобными историями делиться (но решение делиться или нет, разумеется, за вами).
Если же не получается самостоятельно решить проблему травли, пишите на почту bat9955@rambler.ru, мы с волонтерами постараемся вам помочь.
Объявляю кампанию по набору подписчиков.
Если одобряете нашу с волонтерами деятельность, не возражаете видеть в своей ленте подобные истории и рекомендации, можете поддержать нас, подписавшись.
Сейчас 1497 подписчиков, при увеличении до 5000-6000 планирую переговоры с командой Пикабу о создании специального тега "справиться с травлей легко" + еще кое-какой проект.