1989 год. На Мезень! Часть 7, заключительная
В 1989 году я с товарищами отправился на преддипломную практику в Архангельск. Нам предстояло работать на региональном профиле Архангельск - Воркута.
В первой части мы приезжаем в город Новодвинск и устраиваемся на работу в Новодвинскую геофизическую экспедицию.
Во второй части вас ждёт небольшой рассказ о том, что же такое геофизика, а также о ловле рыбы в лужах.
В третьей части я рассказываю про неожиданные встречи в лесу, сложности при переезде рек, а также про то, как можно заблудиться в трёх соснах посреди болота.
В четвёртой части вы узнаете, как можно в один день утонуть и сгореть.
В пятой части мы с Андреем посещаем секретный аэродром и отправляемся за мукой за пять километров.
В шестой части мы боремся с мышами, чиним станцию и немножко пугаемся.
Итак, едем дальше!
На О́томе
Сентябрь был в самом разгаре когда мы подошли к реке с необычным названием О́тома. Собственно говоря, ничего особо необычного в ней не было. Если не считать того, что на своём пути она пересекает Беломорские горы и больше всего напоминает настоящие горные реки Урала или Алтая, а никак не равнинные торфяные речки Архангельской области. Да-да, в Архангельске действительно есть свои горы, хотя горами эти заросшие хвойным лесом сопки назвать довольно сложно. Правда, и пробиваться вдоль неё на восток оказалось делом очень сложным, в чём очень быстро убедился наш электроразведочный отряд.
Отома во всей красе.
Первой на Отоме встала бригада Игоря, застолбив весьма неплохое место на берегу почти что настоящей горной реки. Наша бригада не доехала до лагеря Игоря всего каких-то пару километров – лопнул торсионный вал на одном из катков. Естественно, что заменить его было нечем: кто бы мог подумать, что может сломаться такая железяка.
– Нужно сходить к Игорю, - почесав голову, предложил Женька. – У Петровича наверняка в заначке торсион имеется. Ну или подскажет чего умного.
Павел Петрович с Женькой: "Вот что, ребята, пулемёт я вам не дам!"
Павел Петрович, водитель Игоря, который, несмотря на свой пенсионный возраст, до сих пор гонял вездеходы по лесам Архангельской области и был неисчерпаемым кладезем народной мудрости. Начинал он свою трудовую жизнь ещё в 40-е годы: сплавлял лес по вологодским рекам, чистил Заполярье от мин и снарядов, оставшихся там со времён Великой Отечественной войны, а потом попал к геологам, да так и осел в Ненецкой партии. Игорь был за ним как за каменной стеной: вездеход у Петровича всегда был на ходу, никогда не ломался и нигде не застревал. Ну а все водители бегали к Петровичу за советами и какими-нибудь запчастями, которые у него имелись практически на все случаи жизни.
Собравшись, мы с Женькой отправились в путь. Почему снова я? Да не сиделось мне на месте никогда, вот поэтому. Да и посмотреть на Беломорские горы хотелось. Красивые всё же эти холмы и сопки, правда, ходить по ним, особенно с большой железякой на плечах – то ещё «удовольствие», в чём мы с Женькой довольно быстро убедились, возвращаясь назад с торсионом, выпрошенным у Петровича.
Осенние пейзажи на Отоме по своему красивы.
К вечеру, починив вездеход, мы снова подъехали к лагерю Игоря, где и заночевали, поскольку даже Яков Карлович не рискнул ехать ночью по Отоме. И в общем-то угадал, поскольку на преодоление 10 километров от стоянки Игоря до места нашего будущего лагеря мы потратили практически весь следующий день.
Наш лагерь.
Через пару дней по пробитому нами следу выехала бригада Марса на своём вездеходе-утопленнике, который они к тому времени привели в порядок. Не доехали - на одной из переправ через Отому бедная колымага завалилась на бок. А когда её вытаскивали из реки, то умудрились свернуть ей карданный вал, замены которому не было даже у Петровича. Так что до ближайшего вертолёта Марсов драндулет превратился в большую и никому ненужную железяку.
Стирка - куда же без неё!
«Пора сбегать с этой злосчастной реки!» – решили мы и собрав пожитки, двинулись дальше. Уехали, правда, недалеко, потому что на этот раз уже на нашем вездеходе рассыпался диск сцепления. Отома откровенно не хотела выпускать нас из своих объятий. Провозившись целый день, мы всё же сменили разбитый диск на новый, хотя для этого нам пришлось вытаскивать весь двигатель целиком, а это весьма непростая задача, особенно на крутом склоне, где и застыл на вездеход. Починив, двинулись дальше.
Новая наша точка глаз не радовала: хоть и встали мы на озере, но берег его был отвратительным: очень топкое и качающееся под ногами болото. Разгрузившись, Женька на своём вездеходе отправился назад, к Марсу, чтобы перевести его на новую точку профиля. Проезжая мимо нас, он должен был забрать и меня, поскольку в будущий лагерь к Марсу должен был прилететь вертолёт с карданным валом для вездехода, а нас с Андреем забрать оттуда и вывезти в Архангельск: практика наша подошла к концу, пора было возвращаться домой.
Рано утром Женька подъехал к нашему лагерю - если точнее, то остановился в полукилометре от лагеря, перед самым болотом, а сам пришёл пешком. Я быстренько собрал вещи и направился к вездеходу.
– Чего спешишь? – тормознул меня Женька. – Я сейчас чаю попью и подгоню вездеход поближе.
– Лучше не надо, а то завязнешь, - ответил я.
– Да фигня, я аккуратно!
… Проехать Женька успел метров 20, после чего вездеход провалился сквозь тонкую плёнку мха и ушёл в болото по самую кабину.
"Смена 8м" меня тогда сильно подвела - сломался затвор и на длинных выдержках делал двойной спуск. Но в принципе хорошо видно, как засел вездеход.
Часа три мы пытались вытащить его, но вездеход всё глубже и глубже засасывала трясина. В итоге пришлось его бросить – сил у нас явно не хватало. Тут нужна была техника помощнее, чем наши руки. Даже оставшийся на ходу вездеход Петровича было страшно использовать – ведь он у нас оставался последним «живым» транспортным средством.
"До кучи" сорвало балансир на заднем катке и раздолбало им задний бак.
Бригада Марса разгрузила вездеход и поставила палатку в нашем лагере, после чего все дружно отправились готовить новую вертолётную площадку на ближайшее болото, чтобы никуда больше не тащиться. Собственно говоря, ничего сложного в этом нет: нужно просто убрать на площади метров 20 на двадцать все деревца и обозначить площадку флажками.
На вертолётной площадке в последний день практики.
Прилетевший на следующий день Ми-2 выгрузил карданный вал для вездехода Марса, забрал нас с Андреем и отправился назад, в архангельский аэропорт Васько́во, откуда нам пришлось добираться до экспедиции уже на обычном рейсовом автобусе. То ещё удовольствие – ехать в забитом людьми Пазике с кучей собственного барахла да ещё и с двумя мешками магнитофонных катушек с рабочими записями, которые нам предписывалось беречь, как зеницу ока. Так что когда автобус открыл двери на остановке около экспедиции, то, чтобы побыстрее выгрузиться, вещи пришлось выбрасывать прямо в осенние лужи и грязь. Наконец мы выскочили из салона и радостно вздохнули: «Успели!» Автобус, закрыв двери, отъехал от остановки метров пять и заглох. Через некоторое время двери его снова открылись и послышался голос водителя:
– Просьба покинуть салон, автобус дальше не идёт!
Да блин! Проклятие О́томы настигло нас даже в Новодвинске!
Наши злоключения на Отоме со спутника. Кстати, очень красиво смотрится из космоса Беломорский уступ - огромное тектоническое нарушение. Перепад высот там метров 50, если не больше. Красиво, но очень страшно было спускаться вниз на вездеходе.
Вместо эпилога
Мы с Андреем, несмотря ни на что, всё-таки благополучно добрались до Перми, где продолжили учёбу на последнем, пятом курсе геологического факультета Пермского университета. Зимой я ещё раз сгонял в Новодвинскую экспедицию за материалами для своего диплома по сравнению результатов сейсморазведки и электроразведки МТЗ, где и узнал, что Женькин вездеход так и не сумели вытащить из болота, поскольку посчитали, что дешевле бросить его там, чем снаряжать дорогостоящую спасательную экспедицию.
А по весне в университет прислали новенькую станцию ЦЭС-2 и тут уж мне довелось показать, что я не зря два сезона провёл за ней, поскольку настроить её никто не мог. Так что пришлось мне ехать на базу в Предуралье, чтобы её настроить и обучить инженеров с кафедры геофизике работе на ней. Инженеры были этим не очень-то довольны: всё-таки не каждый день яйца умудряются учить куриц, о чём мне через много лет мне поведал один из них:
– Сидим целую неделю в Предуралье, читаем инструкции, ни хрена в них не понимаем и вообще не представляем, как эту дуру можно запустить. Вдруг прибегает какой-то студент, всех посылает вместе с инструкциями, что-то крутит, нажимает - и ЦЭС-ка начинает работать!
На мой взгляд, посылал я всех довольно корректно: объяснил, что они были не совсем правы, включив не те включатели и нажав не на те кнопки, но может я слегка погорячился?
Предуралье - полевая база университета на берегу реки Сылвы. Левое здание с башенками - Пентагон. Там у нас все занятия по геофизике проходили, а по вечерам - дискотеки. Студенты жили в длинных бараках, что видны на переднем плане.
Ну а потом была защита диплома с последующим его обмытием и направление на работу в Новодвинскую геофизическую экспедицию, с которой я к тому времени был уже крепко-накрепко связан.
***
Итак, дописана последняя глава очередной моей книжки. Те, кто захочет её прочесть целиком, добро пожаловать на автор.тудей: https://author.today/work/412330
Ну, а кому не хочется туда заходить, то могут скачать её по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/Lcc8bO9Bcoy45Q
В общем, читайте, комментируйте, ругайте, хвалите: для того, чтобы хорошо писать, отзывы обязательно нужны. Ну а если кто захочет поблагодарить автора, то автор будет совсем не против :-)
Очень много заказов привалило после Нового года, так что не теряйте - писать не перестану, но скорее всего выкладываться буду не слишком часто.