Ответ на пост «Тинькофф или следите за руками. 8% годовых по кредиту превращаются.... превращаюся... в 40%»
Читал пост и зацепил меня комментарий @ViktorWFH:
Когда писал ответ, получилось очень длинно, поэтому, решил оформить отдельным постом. Плюс давно хотел высказаться по вопросу, т.к. лично близка тема). Предупреждаю - впереди длиннопост.
Итак, раз уж пошла такая тема, то выскажу мнение, что было бы классно в рамках школьного обучения вообще ориентировать учеников на планирование будущей профессии. Может, даже отдельным предметом, начиная со средних классов - "Планирование профессии".
Задачи, которые предстоит выполнять и корректировать на протяжении всего курса:
1. Анализ сильных сторон ученика, талантов, способностей, непосредственных интересов (внутренние факторы).
2. Внешние факторы: какие есть возможности у семьи, у муниципального образования, у региона для обеспечения профессионального развития?
3. Анализ рынка труда: что востребовано сейчас, какие тенденции в будущем? Сопоставить внутренние и внешние факторы из п.2 с потребностями рынка труда (государства, экономики) и выбрать наиболее перспективные направления для профессионального развития.
4. Составить индивидуальный план развития: как продвигать себя в выбранной профессии уже сейчас, чтобы успешнее адаптироваться в ней в будущем? Какие скиллы нужны (знания, навыки)?
5. Переходим к предметам: какие предметы наиболее полезны для освоения скиллов (будущей специальности)? Углублеёное изучение именно этих предметов.
6. Анализ рисков. Какие могут быть риски внешние, не связанные с человеком, и внутренние, связанные с личностью, особенностью характера. Минимизация рисков.
7. Не все ССУЗы и ВУЗы хороши. Тщательно выбираем дальнейшее учебное учреждение, именно в котором получится развить полученные базовые предрофессиональные навыки.
8. Самопродвижение. Знакомство с профессиональным сообществом, вход в тему будущей профессии. Участие в конкурсах, профильных олимпиадах, встречах со значимыми представителями профессии (людьми, организациями).
9. Выбор подготовительных курсов, дополнительное образование.
10. Задачи на краткосрочную перспективу. Постановка задач /миницелей на месяц, полгода, год - конкретный, ожидаемый, выполнимый, однозначный измеряемый результат. Верификация и валидация ("мы хотим достичь того, что, действительно нужно достичь?" и "правильно ли мы достигаем цели?"). Сравнение результатов, корректировка.
***
Теперь добавлю лично от себя: у меня была хорошая школа (точнее, хороший класс: учителя, которые уважали учеников и мы их уважали. Учителя любили свои предметы и, в основном, было интересно участвовать в процессе обучения. В классе была здоровая (относительно) атмосфера - в параллели значительно хуже).
И, при всём этом, по окончанию школы, я так и не определился с тем, кем хочу быть в профессии. У меня даже не было такой проблемы - много дисциплин были интересны, и я не определился, кем хочу быть. Поэтому выбрал усреднённый вариант высшего образования, который так и не прижился (и, в целом оказался бесперспективным для меня, хотя красный диплом).
Сейчас только я переквалифицировался, а после школы я не делал осознанный выбор, а ориентировался на подсказку семьи. К сожалению, в семье не было планирования профессии.
Я понимаю, что это семьям, в первую очередь, должна быть интересна эта проблема (как важный и сложный вопрос). При этом, т.к. образование (школа) тоже, помимо семьи, является основным социальным институтом, ей тоже интересно, чтобы ученики достойно трудоустраивались. Семья - это семья, школа - это школа. Приблизительно половину активного времени суток ученик проводит в школе. Поэтому я считаю, что такой предмет должен быть.
Я знаю инициативных преподавателей, которые занимаются этими вопросами с учениками, приглашают в школу представителей профессии, проводят мастер-классы и т.д. Также, Служба занятости проводит с ребятами профориентационные мероприятия. При этом, считаю, что для точного достижения цели нужна система - комплекс связанных между собой, последовательных и непрерывных, запланированных действий на протяжении всего чувствительного для развития скиллов возраста учеников - от 9-13 лет до окончания школы.
Кроме того, т.к в школе устанавливается важная межличностная психологическая связь между учителями и учениками, происходит насыщенная эмоциями жизнь - то где и когда, как не в школе организовать этот процесс?
"У преподавателей программа и нагрузка, им некогда заниматься этим, тем более, с каждым учеником" - вероятно, возразят мне. Именно поэтому и предполагаю, что рационально было бы организовать отдельную дисциплину, в которой участвовали бы учителя только по этому предмету, и они занимались бы единственным - совместным с учениками планированием профессионального развития, выполняя роль наставников, или, даже, помощников, проходящих с учениками вместе все этапы их личного профессионального роста, сопровождали и контролировали выполнение индивидуального плана.
Было бы отлично, я думаю, если преподаватели по курсу "планирование профессии" имели собственный опыт в целедостижении, планировании и реализации проектов, чтобы можно было разбирать реальные кейсы. Обучение происходило бы в небольших (до 12 человек) группах, чтобы можно было уделить достаточное внимание каждому ученику, обсудив все темы досконально.
Ближе к окончанию школы, можно было бы организовать группы по определённым сферам деятельности: науная карьера, политическая карьера, государственная служба, собственный бизнес, продажи, IT, журналистика, строительство, инженерные науки... другими словами - всё, что будет востребовано и перспективно, и, лично интересно ученикам.
Таким образом, в школе ученик, научится ставить личные цели и задачи, адекватно себя оценивать (а не только ориентироваться на внешнюю оценку), учёба обретёт для него реальный смысл, а общество, в дальнейшем, обретёт мотивированного, уверенного в своих силах, способностях и возможностях человека.