Я хочу рассказать вам про Battle of Wesnoth - бесплатную пошаговую стратегию с открытым кодом, которая легко заткнет за пояс многие платные игры. Это двоюродный брат "Героев" и Age of Wonders, внучатый племянник настолок, а еще прапраправнук классических шахмат c мультиплеером по сети и в режиме hot seat, то есть за одним компьютером.
Ее уникальность в том, что при всей бесплатности (для PC) и открытости (можно скачать исходный код), по качеству "Битва за Веснот" реально не уступает многим коммерческим проектам, не говоря уже об инди или Early Access в Steam. В игре можно нанимать бойцов 20 рас, многие из которых имеют свои бонусы в зависимости от местности или времени суток. И да, их можно прокачивать!
Игру придумал Дэвид Уайт еще в далеком 2003 году. Это был золотой век пошаговых фэнтези стратегий. В 2001 появились "Демиурги" от российских разработчиков. Через год вышли вторые игры из серий Disciples и Age of Wonders. А страсть и любовь игроков к третьей части "Heroes of Might and Magic", выпущенной в 1999 году, только начинала разгораться жарким пламенем, не утихающим до сих пор.
В отличие от этих коммерческих мастодонтов жанра, блиставших на мировом рынке, Battle for Wesnoth в самом начале ничего не могла предложить, кроме своей игровой механики.
Предтечей "Битвы за Веснот" можно считать коммерческую игру Panzer General 1994 года и ее фэнтезийный вариант Fantasy General.
Именно последнее спасло игру и привлекло к ней внимание небольшого количества людей. Её самобытная концепция мерцала отблесками неограненного алмаза из-под толщи топорной графики. Игра распространялась бесплатно, а исходный код был открыт любому желающему. Эти факторы помогли собрать независимую команду разработчиков, принявшихся развивать проект.
В результате мы получили феномен - бесплатную пошаговую стратегию, которая по качеству и интересу превосходит даже многие платные игры.
Так в чем же особенность Battle for Wesnoth, что выделяет её на фоне других игр про войну в фэнтезийном мирах? Её близкая связь с настолками и идеально сбалансированная игровая механика. Во многих пошаговых стратегиях, похожих на "Heroes of Might and Magic", игровой процесс многомерен и делится на две основные составляющие — глобальную карту, на которой происходит все действие и сражения между игроками на отдельных игровых досках. Но в Battle for Wesnoth они слиты воедино.
Глобальная карта состоит из шестиугольников — гексагонов. Один гексагон представляет из себя какую-либо часть ландшафта, часть замка или укрепления и деревню. Последнее, кстати, особенно важно. Экономика в игре не слишком развита. Единственный добываемый и использующийся в ней ресурс, это золото. Его приносят в качестве дохода налоги с захваченных деревень, оно тратится на покупку юнитов и на их жалованье. Да, каждый ход нужно выплачивать жалованье своим бойцам.
Все в игре посвященно битвам и только им. Боевое столкновения происходят непосредственно на глобальной карте. Сами игроки предоставлены на карте в виде персонажев лидеров, которые наравне со всеми могут участвовать в бою. Единственное отличие от обычных юнитов — только с его помощью можно нанимать других бойцов, когда он находится внутри замка.
Главная цель - уничтожить лидера противника любой ценой и при этом сохранить своего. Из-за чего происходящее напоминает некий аналог шахмат, где вместо скучных черно-белых фигур игрок управляет эльфами, орками и другими удивительными существами.
Мир Battle for Wesnoth богат на разнообразие юнитов, среди которых попадаются самые разные существа, начиная от обычных людей до разумных ходячих деревьев (беги, Форест, беги! - кричал я, когда их окружили превосходящие силы противника).
В игре двадцать рас и некоторые из них объединены в шесть официальных фракций, доступных в обычных сценариях без дополнений.
Характеристики бойцов — тема, которую следует изучить и попытаться понять перед началом игры. Основные параметры существа, кроме количества единиц здоровье, это его способ атаки, восприимчивость к видам урона и отношения с разными типами местности.
Местность это основной критерий поиска при выборе позиции, куда может и должен переместиться наш подчиненный. Можно заметить, что в этот момент появляются цифры в шестиугольнике курсора, меняющиеся от вида местности.
Эти цифры означают степень защиты от вражеских атак, получаемые бойцом на данном участке карты. Они зависит от расы и фракции существа. Эльфы, например, обожают лес, а гномы любят проводить время на холмах и горах, откуда их практически нереально выбить. У остальных рас свои оригинальные отношения с местностью.
Более того, время в игре считается сутками, состоящих из шести фаз, под каждую из которых отведен свой ход для всех игроков. И большинство существ получают существенный положительный или негативный бонус в зависимости от того, висит ли солнце над горизонтом. Что значительно углубляет и расширяет тактическую составляющую игры. Бойцам "порядка" лучше всего атаковать при сиянии солнечного света, а при закате отступать, ведь "хаотичные" начинают массовое наступление под покровом ночи.
Но общие характеристики не единственное, чем могут похвастаться простые рядовые боевые единицы. У каждого из них есть свое личное имя и индивидуальные особенности, влияющие на их параметры. И самое важное — они могут повышать уровень. Все, от обыкновенного солдата до какой-нибудь твари имеют шанс стать круче, больше и сильнее, продвинувшись по карьерной лестнице.
Рубиться за судьбу Веснота можно как с игроками со всего света, так и в локальном режиме "hot seat", то есть по очереди за одним компьютером. Достаточно лишь указать в настройках карты Battle of Wesnoth, что соперником будет "Локальный игрок".
Мультиплеер через интернет также уже встроен в игру - можно выбирать уже созданные игры или создавать свои битвы.
Если чувствуете себя достаточно уверенно, за спиной пара кампаний, несколько десятков выигранных партий против компьютера, и хочется гораздо большего, то можно осторожно начать открывать для себя полноценный мультиплеер Battle for Wesnoth. В который, к слову, каждый день активно играют люди с самых разных стран и уголков мира. Для этого, вместо “Локальная игра” в “Мультиплеер” выбирайте “Подключиться к официальному серверу” и начинайте поиск подходящих матчей. Или создавайте их сами.
Сейчас Battle for Wesnoth представляет собой полноценную игру. Её перевели на русский язык и огромное количество разных других. Выпустили на Windows, macOS, Linux. И даже на Android и iOS.
Для компа все версии доступны бесплатно, для iOS - только за деньги, для Android доступна бесплатная версия с небольшим набором обучающих миссий. Меня это немного удивило, если честно, так как за долгие годы с первых версий Battle of Wesnoth я привык, что для ПК она была и остается бесплатной.
В игру можно играть одному, исследуя мир и его историю путем прохождения одиночных компаний, в которых можно выкачивать бойцов и переносить их с собой в следующий сценарий. Или попробовать посоревноваться с живыми людьми. В игре отличный мультиплеер, в который ежедневно играет множество активных игроков.
Игру можно забросить на несколько лет, а затем вернуться, чтобы попробовать в бою новые юниты, оценить новые тексты и зарубиться с друзьями на новых картах для сетевых битв.
Что очень важно - это одна из редких стратегий, в которых поддерживается hot seat, то есть режим игры на нескольких игроков за одним компьютером. Еще один реверанс в сторону золотого века стратегий, когда интернет себе мало кто мог позволить.
Остается только добавить, что в 2016 назад игра успешно прошла Steam Greenlight, но пока не появилась в магазине. Поэтому скачать Battle of Wesnoth можно с официального сайта Wesnoth.org. Успехов вам в сражениях!