Итак, несмотря на полное отсутствие у аудитории интереса к данной теме, считаю, что любое начатое дело должно быть завершено, поэтому продолжу. В предыдущей части, мы запустили в криминальную экосистему хищников. Это безусловно эффективная мера и жизнь мошенникам она способна усложнить, но этого мало, задача – сделать её невыносимой. Для того, чтобы среда обитания из комфортной превратилась в агрессивную и враждебную, помимо угрозы хищников, необходимо уменьшить до предельного минимума источники пищи и устранить благоприятный климат. Как это сделать? В данном случае, это профилактика, которую необходимо развивать по нескольким направлениям:
1. Информирование потенциальных жертв:
1.1. разработать и подробную, но при этом написанную простым языком памятку о действиях «Бытовых мошенников», как отличить их рекламу от обычной, на что обратить внимание в разговоре по телефону, как себя вести при встрече, как действовать, если преступники себя проявили, куда звонить, что говорить. Данные памятки распространять через ТОСы, поликлиники, МФЦ, управляющие компании, почту, магазины, социальные службы и т.п. Данную памятку периодически обновлять с учетом новых случаев и методов, используемых мошенниками.
1.2. Постоянное информирование через СМИ, телевидение, радио, газеты, Интернет, ролики социальной рекламы с примерами и информированием о способах совершения мошенничеств, а главное информацией о порядке реагирования в подобных случаях.
1.3. Создание «Горячих линий» антимошенничества. Этим могут заняться на муниципальном или районном уровне так называемые общественные формирования правоохранительной направленности. У нас огромное количество таких организаций, на деятельность которых ежегодно из бюджетов всех уровней, выделяются сотни миллионов рублей в виде грантов, дотаций, субсидий и т.п. КПД большинства таких общественных формирований равен нулю, вот пусть займутся чем-то действительно полезным, а именно консультируют людей по телефонам, собирают информацию, сортируют, передают в МВД.
2. Информационное противодействие:
2.1. Преступники очень часто размещают свою рекламу так, чтобы она была похожа на официальную информацию от управляющих компаний (УК) или ресурсоснабжающих организаций (РСО), вешают свои объявления на их доски, используют бланки, логотипы и названия схожего типа, вводящие людей в заблуждение. Необходимо обязать УК и РСО (у МВД есть такое право) на всех своих информационных стендах разместить указание о запрете размещения на них любой иной информации. Это необходимо для того, чтобы в случае (хоть и очень редком) можно было привлечь к ответственности тех, кто эти «объявления» туда вешает. Также обязать, УК и РСО ежедневно проверять свои информационные стенды на наличие «левой» информации, при выявлении фиксировать и убирать. Также эту задачу, по очистке подъездов, лифтов и улиц от информационного мусора можно возложить на т.н. «Добровольные народные дружины», да вы удивитесь, но они существуют, и МВД немалые деньги тратит на их содержание, правда пользы от них нет никакой, но формально «для отчетности» они есть. Вот пусть сделают хоть что-то полезное, занимаясь обходами жилого сектора и уничтожая рекламу мошенников.
2.2. Периодически проводить профилактический «прозвон». Как уже было указано в п. 2.1., вся незаконно размещенная реклама мошенников должна уничтожаться работниками УК, РСО и общественниками, но что делать с той рекламой, что размещена без нарушений? Но, часто без нарушений, она лишь размещена, при выяснении же деталей, может выясниться, что предлагаемые в ней услуги незаконны. Участковыми, тем же «дружинникам» или другим общественникам должна быть поставлена задача, фотографировать подозрительные объявления, а после делать по ним звонки (не перегрузит это их, таких звонков им нужно будет сделать от силы 2-3 в неделю, потратив на каждый по 10 минут, 5 на звонок, 5 на заполнение бланка). Позвоним участковый инспектор представляется (должность, звание, фамилия), выясняет ответы на вопросы:
- что за услуги оказываете;
- вы ИП или ООО (почему в рекламе не указано?);
- какой у вас служебный адрес;
- согласовывается ли цена до оказания услуги.
Эти и другие вопросы (по существу), предупредить, что разговор записывается, что при необходимости запись будет передана в БПСПР или суд.
Если вдруг на другом конце провода начнут идти в отказ, что мол знать не наем, ведать не ведаем, что за реклама, мы ничего не развешивали, то это повод, дать общественникам, работникам УК и РСО, указание, всю «недостоверную» рекламу как можно быстрее снять и сдать в пункт приема вторсырья.
В трех частях я изложил свои мысли по данной проблематике, сформированные на основе профессионального и жизненного опыта. Особо глубоко не копал, не мой профиль, но в прикладной криминологии основной подход, одинаков во всех направлениях. В своей публикации я изложил то, что лежит на поверхности, при желании, если изучить проблему глубже, предлагаемые решения можно дополнить и улучшить.
Все перечисленные меры, со временем, дадут длительный положительный эффект, при соблюдении как минимум двух условий:
- если будут применяться в комплексе, а не частями и не формально, а фактически;
- шаблон не будет применяться сразу и повсеместно, а сначала пройдет стадию эксперимента, в одном отдельно взятом городе, продолжительностью не менее 1 - 2 лет. В течении этого времени все процессы будут анализироваться и корректироваться, с учетом жизненных реалий, юридических практик, контрмер противоположной стороны (особенно), выявленных уязвимостей и недостатков. В результате, через несколько лет будет сформирован работоспособный и эффективный формат, который уже можно будет внедрять в масштабах страны.
Ну вот как то так. Может получилось весьма сумбурно, но думаю, те кому тема интересна поняли, всё, что я хотел донести. На истину в последней инстанции я не претендую, просто изложил свое видение проблемы и способа её решения, как говориться - Feci quod potui faciant meliora potentes.
Подписываться на мой ТГ-канал не надо, ибо у меня его не было, нет и надеюсь никогда не будет.