Ким Стэнли Робинсон «У кромки океана»
«У кромки океана» – финальный роман «Калифорнийской трилогии». Книги этого цикла не связаны общим сюжетом. Объединяет их лишь время и место. Мы видим разные сценарии развития Калифорнийского побережья. «Дикий берег» (Ким Стэнли Робинсон «Дикий берег») представлял собой историю выживания в Америке, подвергшейся ядерным ударам. «Золотое побережье» (Ким Стэнли Робинсон «Золотое побережье») рассказывает о жизни в эпоху капитализма и гонки вооружений. «У кромки океана» – своеобразная экологическая и социальная утопия.
События романа происходят в середине XXI века в городе Эль-Модена в округе Ориндж. Возникает ощущение, что жители смогли кардинально перестроить свой образ мышления по сравнению с современным нам. Люди в первую очередь заботятся об экологии, а уже потом о собственных потребностях. По городу они передвигаются на велосипедах, а редко используемые автомобили заправляются спиртом. Развитие технологий позволило создать сверхлегкие материалы, и теперь люди могут летать над городом на минисамолетах, приводимых в движение педалями. Вернулась эпоха парусных кораблей. Даже огромные океанские лайнеры несутся по морю при помощи парусов. Хотелось бы также отметить одну интересную черту социальной жизни Эль-Модены: каждый житель обязан отработать 10 часов в неделю на общественных работах. Чаще всего они группами раскапывают старый асфальт и удивляются, какими раньше люди были расточительными. Такому сознательному обществу можно только позавидовать. Однако по мере чтения приходит понимание, что такими люди стали не сами по себе, а под влиянием достаточно жёстких законов. Даже в таком обществе находятся люди, готовые пойти против установленного порядка ради денег. Стоит сказать, что система законов, описанная Робинсоном, делает невозможным какое-либо личное обогащение. Чем больше доходы – тем больше налоги, а деньги, изъятые в виде налогов, потом распределяются на благоустройство города и дотации всем жителям.
По сути люди в романе достигли локальной экологической утопии, но всегда есть те, кто будет стремиться к возвращению в «старое доброе» прошлое. Таким человеком здесь выступает мэр Эль-Модены – Альфредо. Он очень популярен в своем городе и пользуется общественной поддержкой. Альфредо считает, что вся эта экологичность и суровые законы тормозят экономическое развитие их прекрасного городка. По его мнению, Эль-Модене нужны инвестиции со стороны. При этом мэр искренне верит, что таким образом помогает своим гражданам. Он хочет построить большой комплекс на единственном незастроенном холме города. Противостоит ему в этом начинании главный герой – Кевин Клейборн. Когда-то его дед, Том Барнард, посадил на этом холме лес. Стоит уточнить, что Том – один из основателей современного общественного строя. Именно он с единомышленниками когда-то в неравной борьбе победил капитализм, создав ту самую экологическую утопию. Этот глубокоуважаемый общественный деятель сейчас ведёт жизнь отшельника, избегая общество. Именно на борьбе за этот холм и строится основной сюжет.
По сути личный конфликт между Кевином и Альфредо тесно переплетается с борьбой двух идеологий. Хотелось бы побольше рассказать о главном герое. Кевин занимается строительством экологичных домов. По его мнению, жилье должно быть максимально единым с природой, а создание таких домов – настоящее искусство. В его борьбе с Альфредо ему будут помогать его друзья: прокурор Оскар и подружка Дориан Накаяма. Стоит отметить, как хорошо Ким Стэнли Робинсон прописал характер своих персонажей. Все они получились живыми и реалистичными.
На фоне противостояния идеологий строится красивая история любви. Кевин с давних пор был влюблен в девушку Рамону, но так и не решался ей признаться в своих чувствах. Пока он думал, она начала встречаться с Альфредо. Спустя долгие годы эти отношения зашли в тупик, и у Кевина появился еще один шанс побороться за свое счастье. Однако отношения тут складываются довольно запутанные, и мы увидим непростой любовный многоугольник. Автор достоверно передает чувства и переживания героев, что является сильной стороной романа.
Внимательные читатели могут заметить, что связующим звеном всех романов трилогии является старик Том. В «Диком береге» это полубезумный старик, рассказывающий об Америке прошлого, а в «Золотом побережье» умирающий дядюшка Том рассказывает главному герою, каким был округ Ориндж до прихода мегакорпораций. На мой взгляд, в «У кромки океана» Том сыграл самую значительную роль в становлении всего общественного строя. Здесь он не сочиняет небылицы о «славном» прошлом, не вспоминает то хорошее, что действительно было, а пытается защитить результаты собственных трудов. На примере Тома Барнарда мы видим роль влияния личности на историю.
Чего же мне не хватило в романе? На мой взгляд, сам градус накала конфликта тут несколько слабее, чем в предыдущих романах. На самом деле, это вполне логично, т.к. люди в финальном романе живут намного благополучнее, чем в остальных.
Итог: «У кромки океана» – красивая сказка, в которую все же хочется верить. Ким Стэнли Робинсон показывает нам правильный путь развития - существование в гармонии с природой. Земля – наш дом, и другого у нас нет, и маловероятно, что когда-то будет. Надеюсь, настанет тот день, когда эта простая мысль дойдет до абсолютного большинства людей.