Буллинг - явление старое как мир. Несформированная личность стремится жить по самым очевидным принципам, не утруждая себя мышлением, и всех, кто хоть немного в эти принципы не вписывается, записывает во враги. А когда враг еще и слаб и беспомощен - включается на полную силу потребность в самоутверждении, и буллинг - самый простой способ ее удовлетворить. Эмпатия у человека с еще не сформированным эмоциональным интеллектом, коими являются многие подростки - тоже на низком уровне, плюс негодные примеры из семьи, и в сумме все это складывается в агрессию к иным, отличающимся, слабым, тихим, непохожим, неблагополучным. Здесь мозг не работает за недостатком опыта и критики, только рефлексы. Виноват ли агрессор? В меньшей степени да. В большей - его окружение и семья. Поэтому и проблема должна решаться с обеих сторон - воздействие на буллера и защита жертвы. Но зачастую воспитанием агрессора никто не занимается, пуская это на самотек, отчего нужные "тропки" в мозгах для анализа ситуации "зачем я это делаю и прав ли я на самом деле" так и не протаптываются на протяжении всей жизни. Это грустно. Мало защитить жертву, нужно еще и сформировать у агрессора критику.
Я - жертва буллинга с самыми плохими последствиями. И в свои 37 я до сих пор не могу сказать, что все хорошо. Я получила серьезные проблемы с психикой, социализацией, умением взаимодействовать с людьми и решать задачи, тревожностью, депрессией, социофобией, шизой и полным непониманием, как оно все у "нормальных людей" устроено. Я могу лишь наблюдать, как взаимодействуют другие и копировать их поведение. Причем путем сознательных усилий, само по себе это не происходит. И получается у меня это из рук вон плохо, я остаюсь непринята людьми - явной агрессии у взрослых (за некоторым исключением) уже нет, но в глазах людей - почти всех - я все еще инопланетянка с планеты сирых и убогих. Это поломанная жизнь. И, если изначально стрессоустойчивость невелика, а давление огромно, последствия будут ужасными и сохранятся на всю жизнь.
Проблему буллинга точно недооценивают в обществе. Это как пустить на самотек инфекцию и лечить только ее последствия, не трогая сам вирус - симптоматически. Вирус и дальше будет пожирать клетки, пока мы мазью покрываем язвы. С агрессором надо работать не меньше, чем с жертвой и желательно на упреждение: до того, как ему безоглядно захочется агрессировать. А это значит, что принципы воспитания должны быть разработаны массово и контроль за этим должен быть (со ставкой на индивидуальность каждого ребенка). И главным принципом должна быть не слепая дрессировка в стиле "можно/нельзя", а обучение критически мыслить и анализировать свои действия, думать, прежде чем делать. В условиях не до конца развитой эмпатичности одно это может удержать подростка от проявлений агрессии, и в будущем не раз сыграть ему на руку.
Конкретных предложений/разработок нет. Я не психолог, не ас воспитания. Это мнение человека, который критическое мышление приобрел вынужденно в качестве самозащиты.