Ответ на пост «Грамотная рекомендация специалиста»

Посмотрела видео, почитала комментарии. Пойдём по порядку.

"Для детей Вы делаете только то, о чём они Вас просят. Всё остальное Вы делаете для себя". Здесь речь о том, что не нужно додумывать за человека, пусть и маленького, чего он хочет, в чём нуждается, о чём мечтает. "Чтение мыслей" другого человека является вообще распространённой проблемой. Мы делаем какие-то выводы на основании собственных наблюдений (а то и без них), пропущенных через призму собственного же восприятия (которое весьма субъективно и искажено нашими внутренними "узлами", нашим мировоззрением, опытом, воспитанием, убеждениями, настроением и т.п.). Если Вам что-то кажется, это не обязательно так, Вам действительно может просто казаться. Например: "Ребёнок голодный, потому что уже семь вечера, а он только завтракал" – но если ребёнок говорит, что не хочет есть, возможно, он действительно не хочет (или не хочет то, что ему предложено – однако, если ребёнок не может заявить о своих предпочтениях, а только молча голодает, тут возникают вопросы к его родителям, но это отдельная тема). Во взрослой жизни эту ситуацию ярко демонстрирует мем "опять о своих шлюхах думает". Да, есть базовые вещи, которые родители должны делать. Но когда ребёнок говорит: "Я хочу альбом, фломастеры и наклейки", а Вы покупаете ему планшет, потому что это "круче", и там "есть всё" – Вы слушаете не его, а себя. И планшет покупаете для себя из соображений "Вот какой я молодец, купил ребёнку планшет".

"А дети всего-то навсего хотят любви, внимания, потраченного на них времени". Это чистая правда, дети обожают, когда родители с ними возятся, играют, сюсюкают, разговаривают и в целом – проводят время. Про любовь, думаю, комментировать излишне.

"Чувство вины к любви не имеет никакого отношения". Это о том, что люди иногда пытаются компенсировать недостаток внимания дорогими покупками, фирменными вещами, подарками и т.п. "Я очень много работаю, чтобы обеспечить тебя самым лучшим, поэтому не могу сейчас сесть и порисовать с тобой, хоть ты этого и хочешь, но вот тебе дорогущий планшет, чем же ты недоволен?" При этом родитель не дурак и ощущает, что удовлетворение потребности ребёнка в общении с ним проседает. Отсюда чувство вины и попытки его искупить доступными способами. Это снова про самого родителя: я достаточно хорош и доказываю это, как умею.

Гаджеты. Тут немного сложнее. Из каждого утюга сейчас звучит мнение, что компьютерные игры делают детей и подростков агрессивными, просмотр видео и листание ленты делают их пассивными, а использование гаджетов в целом влияет на нервную систему и замедляет развитие. Так ли это на самом деле, пока сказать сложно. Исследования в этой области есть, но их недостаточно.

Например, детям до двух лет категорически не рекомендуется использовать гаджеты, потому что это вызывает негативное влияние на развитие речи и высших психических функций [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-t...]. В самом раннем возрасте, когда ребёнок только начинает взаимодействовать с внешним миром и учится самым простым вещам, которые для взрослых – вещи давно само собой разумеющиеся, очень важен опыт взаимодействия, а гаджеты в таком возрасте – это всё-таки больше пассивный просмотр. Наглядные действия других людей дают лучший пример, чем видео. Динамика развития выше.

Возможно, здесь стоит вспомнить ещё и о том, что до двух лет происходит основной процесс миелинизации нервных волокон. Миелин – это вещество, покрывающее отростки нервных клеток, и от него зависит скорость передачи нервного импульса. У детей до двух лет она ниже. Скорость передачи нервного импульса, приближенная ко взрослой, в норме достигается примерно к четырём годам [https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/glia.24238]. Но сам процесс миелинизации может длиться до 20-ти лет, а по некоторым исследованиям до 40-ка (имеются ввиду отдельные зоны мозга), после чего, наоборот, идёт на спад. Вес головного мозга достигает "взрослых" значений примерно к 12-ти годам. А развитие некоторых областей длится ещё дольше. Всё это значит то, что детская нервная система не такая, как взрослая, физиологически, и реакции в ней протекают с некоторыми отличиями (открытие, открытие!). А до двух лет она ещё и достаточно хрупкая.

Несколько часов в день, проведённые за компьютером, могут привести к ожирению из-за снижения двигательной активности, проблемам в общении с семьёй и со сверстниками из-за снижения социального взаимодействия, а также к усилению чувства одиночества и депрессии по той же причине. [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11255703/].

Азартные игры в интернете при чрезмерном использовании компьютера могут привести к бессоннице, фобиям, задержке речевого развития, отказу от других занятий, утомляемости и тому самому агрессивному поведению. Причём есть зависимость от возраста – чем младше ребёнок, тем более неприятная симптоматика [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28480849/].

Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) больше подвержены игровой зависимости [https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2023.1136...].

Не забываем также про возможные нарушения зрения [https://cyberleninka.ru/article/n/dlitelnost-ispolzovaniya-t...] и осанки (при неправильном положении тела во время использования компьютера).

Однако, сторонникам мнения, что телефоны, компьютеры и телевизоры вредны, стоит не спешить с ликованием. Всё вышесказанное не зря несёт в себе слова "чрезмерное использование". Что это вообще значит? Научные статьи в этом случае обычно говорят о трёх часах и более. Разумеется, это усредненный показатель, и он может не действовать в случае конкретного ребёнка. Если ребёнок утомлён и раздражителен после пары часов использования телефона/планшета, начинаются капризы и "нехочухи", значит, его экранное время – менее 2-х часов. А уж насколько меньше, придётся выяснять опытным путём. Опять же, если у ребёнка серьёзные проблемы со зрением, не стоит записывать его на занятия по программированию.

Исследования о пользе гаджетов в целом и компьютерных игр в частности тоже подъехали. Там есть хорошие новости как для детей, так и для взрослых, но мы всё же сосредоточимся на детях. Во-первых, при прочих адекватных факторах, доказательства вреда увеличенного экранного времени являются весьма слабыми [https://www.thelancet.com/journals/lanchi/article/PIIS2352-4...]. Если у ребёнка всё хорошо в социальном плане, он достаточно активный, не проседает школьная успеваемость и нет серьёзных проблем со здоровьем, причин резко ограничивать использование гаджетов не наблюдается. Во-вторых, игры помогают вырабатывать сложные стратегии поведения, повышают скорость реакции, положительно сказываются на зрительно-моторной координации [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-t...].

Логические игры помогают развитию логического и комбинаторного мышления. В играх иногда приходится читать, как на родном, так и на иностранном языке, и дети быстрее осваивают этот навык, потому что он подкреплен интересом к игре. [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyuternyh-igr-...].

Игра даже может научить ребёнка выбирать здоровую пищу, а следовательно более правильно питаться. Так в одном исследовании детям во время игры демонстрировались факты о нездоровой еде, что положительно повлияло на выбор еды детьми сразу после игры [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33206054/].

Аналогичные исследования есть и в других областях – дети чему-то учатся в играх. Из видео они получают информацию о мире. Видеоролики бывают не менее информативными, чем книги и способны повышать эрудицию. Мы все привыкли к тому, что чтение – это способ получения информации. Видео – это просто другой формат.

Возвращаясь к социальным вопросам, хочу добавить, что сейчас очень много коммуникации происходит в сети. Дети и подростки точно так же, как и взрослые, объединяются в чаты, имеют определённые интересы, обсуждают то, что увидели и услышали. Интернет помогает ребёнку отслеживать тренды, находить общие темы для взаимодействия со сверстниками. Ведь приходит ребёнок в школу, все что-то обсуждают, а он и разговор поддержать не может, потому что просто "не в теме". Да, социалочка. Кто бы что ни думал, а школа даёт не только академические знания. Это непосредственное взаимодействие с другими людьми.

Сфера развлечений существует не только для взрослых, но и для детей. И прежде, чем обвинять ребёнка в "бессмысленных и бесполезных" занятиях, родителям стоит вспомнить, сколько времени они тратят каждый день на листание ленты и просмотр роликов. Не зря есть понятие "режим труда и отдыха". Дети точно так же нуждаются в том, чтобы расслабиться и просто посмотреть "тупые" видео, поиграть в "дурацкие" игры. Это один из способов снять стресс и напряжение. Некоторые дети даже научились зарабатывать деньги в сети. А это уже кое-какие навыки ведения бизнеса. Правда, сие не означает, что все дети должны так делать. Не нужно требовать от ребёнка, чтобы он участвовал в финансовом обеспечении семьи, если он сам не предлагает – это здорово снизит мотивацию и повысит уровень стресса (причём, для всех членов семьи, где начнутся неоправданные ожидания, непрошенные сравнения, упрёки и нездоровая обстановка в целом).

Касательно еды под телевизор. Нет исследований, подтверждающих прямую связь просмотра видео и проблем с пищеварением. То есть, физиологически телевизор или телефон на усвоение и переваривание пищи никак не влияют. А на что влияют? Например, на то, что люди хуже чувствуют вкус блюда, и на то, что пропускают сигнал о наступлении насыщения (поэтому могут съедать больше необходимого, что ведёт к повышению веса). Внимание отвлечено, мозг обрабатывает поступающую информацию и даёт "не те" или запаздывающие сигналы [https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zh...].

Откуда берутся цифры, вроде "ребёнок должен сидеть в гаджетах не более 1,5 часов в будние дни и 4-х в выходные", я не знаю. Мы уже знаем, что "чрезмерно" – это три часа и более. Однако, если ребёнок провёл разок-другой целый день за компьютером, вряд ли это повлияет на его развитие в целом. Тут нужна система – то есть, чтобы он регулярно проводил целый день за компьютером. И индивидуальный подход. Психическая конституция точно так же, как и физическая, у всех людей разная. Кто-то сильнее, кто-то слабее. У кого-то здоровье и нервная система крепче, кому-то достаточно влияния незначительных факторов, чтобы начать чувствовать себя хуже. Чтобы лучше знать о своём ребёнке подобные вещи, на него надо обращать внимание, слушать его, наблюдать за ним. И мы снова приходим к вовлечённости родителя в общение со своими детьми, к трате времени и сил на них.

Действительно, многие вопросы за детей решают родители. И они несут ответственность. Есть случайности, от которых никто не застрахован. И ребёнок, и взрослый могут заболеть, сломать ногу или руку, погибнуть от несчастного случая. Это вещи, которые просто происходят. Защититься от них на 100% нельзя, какие бы меры предосторожности ни были предприняты. Но то, на что человек может влиять, лежит в зоне его ответственности. И, да, при воспитании ребёнка родители отвечают за то, сколько времени ребёнок проводит в телефоне, а сколько – за уроками (тут надо понимать, что иногда уроки можно не делать "от и до", а дать ребёнку отдохнуть, если это важно, но опять же, это не должно превращаться в систему). У родителя есть некий опыт (и не мешало бы проводить инвентаризацию: соответствует ли этот опыт реальному положению вещей), который подсказывает, как и чему обучать ребёнка. Ребёнок может и должен делать выбор в простых делах и желаниях: он имеет право хотеть мольберт вместо планшета, уроки танцев вместо шахматного кружка, яичницу на завтрак вместо каши и голубой свитер вместо зелёного. Родитель же организует жизнь ребёнка правильно: даёт время и возможность заниматься хобби, помогает найти и развить сильные стороны, обеспечивает едой и одеждой. И учит распределять время между различными занятиями. Дети, за которых абсолютно всё решают родители, вырастают во взрослых, не понимающих свои желания, возможности и направление жизненного вектора в целом. Дети, которым предоставляют слишком много свободы, ощущают брошенность и ненужность. У таких взрослых есть проблемы с базовой безопасностью, ведь правила – это не только ограничения, но ещё стабильность и предсказуемость. Соблюдение правил контролируется поощрениями и наказаниями.

Когда есть запреты, нужно объяснять ребёнку их смысл. Дети не тупые, они понимают больше, чем думают некоторые взрослые. Да, в год и в два у ребёнка ещё не развито абстрактное мышление, и он не просчитывает последствия. Однако, он вполне способен "считать" эмоции рассерженного или испуганного родителя и связать игры с розеткой со шлепками по попе. При этом объяснять всё равно надо. Дети постарше вполне способны уловить суть объяснений и на доверии к авторитету взрослого им внять. Если они продолжают нарушать правила, причиной этого может быть не "непослушание" и "делание на зло", а простая забывчивость, заигранность. Для формирования навыка и привычки нужно время. Самоконтроль у детей развит намного хуже, чем у взрослых.

Гаджеты очень глубоко проникли в нашу жизнь. Там и учёба, и работа, и увлечения, и общение с друзьями. Не давать ребёнку гаджеты вовсе – значит лишать его значительной части мира, доступной другим людям. Но и там есть свои правила. Например, в интернете не общаться с чужими людьми, быть вежливыми, беречь личные данные, не рассказывать лишнего о себе и близких, фильтровать информацию, не посещать сайты с контентом для взрослых и т.п. Сначала за этим следят родители, потом дети учатся регулировать поведение в интернете самостоятельно. Как и в жизни. Для того, чтобы чему-то научиться, нужно получать информацию, видеть примеры, слушать наставника, пробовать самому. Информационное пространство – это то, с чем люди учатся обращаться так же, как учатся есть ложкой, завязывать шнурки, решать уравнения, проводить операции на сердце и в принципе жить эту жизнь. Никто ничего не умеет сразу. Бывает, что получается с первого раза. А бывает, что на обучение тратятся годы. И если не начать, то и не научишься.

Баланс – вот ключевая мысль. От современных технологий никуда не деться. Будущее наступило. Развитие игровой зависимости наступило вместе с ним. И как алкоголизмом страдают не все люди при доступности спиртного, так игровая зависимость настигает не каждого, кто проводит время в телефоне/компьютере. Совокупность факторов решает. Каждый случай рассматривается отдельно. Будьте внимательны к себе и своим детям, держитесь по центру, не заваливаясь в кювет ни слева, ни справа. Боритесь с тревожностью, не пускайте всё на самотёк. Доверяйте миру, проверяйте информацию и формируйте собственное мнение. Научные исследования и различные мнения – это прекрасно. Но Вашу жизнь и жизнь Ваших детей не будут жить ни учёные, ни родственники/знакомые, ни авторы в интернете. Что-то послужит отправной точкой, что-то придётся разделить надвое, где-то отделить полезное от бесполезного, не заглатывая всё единым куском. Истина, как всегда, посередине.

Показать полностью

Ответ на пост «Грамотная рекомендация специалиста»

Ограничивать использование гаджетов по времени в текущих реалиях- это конечно бред. Актуально только для совсем малышей.

В целом ограничения должны быть по наполнению (например, контент трендов ютуба, который вызывает только вопросы «что? Кто? Зачем?» - это ограничивать, с другой стороны научпоп/полноценные фильма/мультфильмы, иные развлекательные и познавательные форматы - смысл ограничивать?). Ограничение по времени или полное лишение должно идти как наказание, но по определенным условиям.

Самое адекватное - обязанности, от простейших на самостоятельность до обязанностей по дому и учебе, в зависимости от возраста. Выполняет - молодец, делай что хочешь. Не выполняет - наказание в зависимости от отклонения. Главное наказывать (естественно, первый проступок можно обойтись лишь пригрозив наказанием), чтобы не было чувства вседозволенности, либо нужно получить веский довод, почему не исполнено обязательство.

Как итог у нас: Ребенок не оторван от социума, где превалирует использование гаджетов; Самостоятельность имеется; Не смотря на зависть к сверстникам, которым разрешают все - с возрастом отношения не испорчены с ребенком, ибо отношения построены объективно справедливо.

Естественно еще много аспектов имеется, но в целом главное - отношения с ПОНЯТНЫМИ причинно-следственными связями и отношение как к полноценному человеку, с обязанностями и возможностями/полномочиями, а не домашней зверушке.

Ответ на пост «Грамотная рекомендация специалиста»

Пфф, гениальный спитч конечно))) Пусть ребенок сам себя найдет чем занять лол. Ну да блять, конечно, у него весь такой ниибацца большой выбор, скажем в панельной квартире зимой вечером, что аж глаза разбегаются. Типа спихиваем всю ответственность с себя на пиздюка и пусть там сам че хочет то и делает, но только не гаджеты. Тут взрослые не выкупают как им после работы себя развлечь и сидят накатывают пивасик на диване за здравие царя батюшки. Или папка с мамкой будут Киселя палить весь вечер на диване и какие-нить ментовские войны, а те кто помоложе пойдут в бар и будут там тусить, оставив малого с бабкой. А может отъебаться нахуй от детей и просто им советовать и контролировать, чтобы откровенную хуету не творили себе во вред. А еще предложить разные хобби, кружки, типа робототехники, лего, сноуборда, картинга, бильярда, не? Ну чтобы в реальном мире у него было чуть интереснее, чем рассматривать бабкин ковер на стене, как это было у меня в детстве, зато комп нельзя, это да, а дальше сам себя займи чем хочешь. Да в мое время даже интернета не было, а телефон появился только в 9 классе sony ericsson k550i. И чтобы не сдохнуть от скуки и выбить себе комп, приходилось учить программирование на action sсript и писать игры на flash. Те же компьютерные игры служат источником вдохновения и созидания, из игроков вырастают программисты при том с хорошим абстрактным мышлением и умением решать задачи креативным способом. В стране, нормальная погода на улице 3 месяца в году, а остальное время из развлечений - месить грязь с листьями или грязь из растаявшего снега с собачьим говном. Иногда он застывает и можно помесить снег, но в целом это сомнительное удовольствие на 4(а то и 5) месяцев зимы. Представляю ебальник такого воспитателя, если у него отнять все бабки, забрать цифровые развлечения и предложить на выбор сидеть пырить в стену, читать или пиздовать на улицу осенью вечером после уроков(при том никого не ебет, что друзья туда не захотят идти, потому что у них более вменяемые родители). Сколько он выдержит, пока с разбега не разнесет себе башку о стену нахуй? Школьные годы самые ебанские, когда ты уже многое понимаешь, но не распоряжаешься своим временем, тебя постоянно кто-то контролирует, при том контроль заключается в запрете буквально всего без предоставления альтернатив и адекватного обоснования, а не: "- Я так сказала! Твое тут только говно в унитазе!" или "-Сегодня учим вот эту хуету, потому что пошел ты на хуй, вот почему(без какого либо объяснения процессов и зависимостей, без попыток заинтересовать), а если не выучишь, получишь 2, тебя отпиздят ремнем дома и ты станешь дворником, в лучших традициях классического воспитания молодежи". Я когда на собственные харчи съебнул, как же сразу стало проще, сука, жить, это не передаваемо просто. Никто тебе мозг не сношает, делаешь так, как считаешь нужным. Сделал хуйню - ну поздравляю, сам дурак, следующий раз не делай. Зато если не быть долбаебом, то жить гораздо интереснее, чем когда за тебя все решают. А чтобы не быть долбаебом и сыной-корзиной, нужно походить по граблям в детстве, под присмотром, когда это относительно дешево в плане последствий, набраться опыта, а не просидеть все детство под таким вот контролем,  потом ты внезапно должен стать ответственным и самостоятельным))) Знаю я таких: парень у подруги(20 лет ему было на тот момент) все блять выходные сидел дома и нихуя не ел, а только в доту играл, потому что тупо не смог себе даже пельмени сварить, потому что всегда мамка все за него делала.

Показать полностью

Грамотная рекомендация специалиста

Источник - Хорошая мама

Отличная работа, все прочитано!