Ответ на пост «Грамотная рекомендация специалиста»
Посмотрела видео, почитала комментарии. Пойдём по порядку.
"Для детей Вы делаете только то, о чём они Вас просят. Всё остальное Вы делаете для себя". Здесь речь о том, что не нужно додумывать за человека, пусть и маленького, чего он хочет, в чём нуждается, о чём мечтает. "Чтение мыслей" другого человека является вообще распространённой проблемой. Мы делаем какие-то выводы на основании собственных наблюдений (а то и без них), пропущенных через призму собственного же восприятия (которое весьма субъективно и искажено нашими внутренними "узлами", нашим мировоззрением, опытом, воспитанием, убеждениями, настроением и т.п.). Если Вам что-то кажется, это не обязательно так, Вам действительно может просто казаться. Например: "Ребёнок голодный, потому что уже семь вечера, а он только завтракал" – но если ребёнок говорит, что не хочет есть, возможно, он действительно не хочет (или не хочет то, что ему предложено – однако, если ребёнок не может заявить о своих предпочтениях, а только молча голодает, тут возникают вопросы к его родителям, но это отдельная тема). Во взрослой жизни эту ситуацию ярко демонстрирует мем "опять о своих шлюхах думает". Да, есть базовые вещи, которые родители должны делать. Но когда ребёнок говорит: "Я хочу альбом, фломастеры и наклейки", а Вы покупаете ему планшет, потому что это "круче", и там "есть всё" – Вы слушаете не его, а себя. И планшет покупаете для себя из соображений "Вот какой я молодец, купил ребёнку планшет".
"А дети всего-то навсего хотят любви, внимания, потраченного на них времени". Это чистая правда, дети обожают, когда родители с ними возятся, играют, сюсюкают, разговаривают и в целом – проводят время. Про любовь, думаю, комментировать излишне.
"Чувство вины к любви не имеет никакого отношения". Это о том, что люди иногда пытаются компенсировать недостаток внимания дорогими покупками, фирменными вещами, подарками и т.п. "Я очень много работаю, чтобы обеспечить тебя самым лучшим, поэтому не могу сейчас сесть и порисовать с тобой, хоть ты этого и хочешь, но вот тебе дорогущий планшет, чем же ты недоволен?" При этом родитель не дурак и ощущает, что удовлетворение потребности ребёнка в общении с ним проседает. Отсюда чувство вины и попытки его искупить доступными способами. Это снова про самого родителя: я достаточно хорош и доказываю это, как умею.
Гаджеты. Тут немного сложнее. Из каждого утюга сейчас звучит мнение, что компьютерные игры делают детей и подростков агрессивными, просмотр видео и листание ленты делают их пассивными, а использование гаджетов в целом влияет на нервную систему и замедляет развитие. Так ли это на самом деле, пока сказать сложно. Исследования в этой области есть, но их недостаточно.
Например, детям до двух лет категорически не рекомендуется использовать гаджеты, потому что это вызывает негативное влияние на развитие речи и высших психических функций [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-t...]. В самом раннем возрасте, когда ребёнок только начинает взаимодействовать с внешним миром и учится самым простым вещам, которые для взрослых – вещи давно само собой разумеющиеся, очень важен опыт взаимодействия, а гаджеты в таком возрасте – это всё-таки больше пассивный просмотр. Наглядные действия других людей дают лучший пример, чем видео. Динамика развития выше.
Возможно, здесь стоит вспомнить ещё и о том, что до двух лет происходит основной процесс миелинизации нервных волокон. Миелин – это вещество, покрывающее отростки нервных клеток, и от него зависит скорость передачи нервного импульса. У детей до двух лет она ниже. Скорость передачи нервного импульса, приближенная ко взрослой, в норме достигается примерно к четырём годам [https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/glia.24238]. Но сам процесс миелинизации может длиться до 20-ти лет, а по некоторым исследованиям до 40-ка (имеются ввиду отдельные зоны мозга), после чего, наоборот, идёт на спад. Вес головного мозга достигает "взрослых" значений примерно к 12-ти годам. А развитие некоторых областей длится ещё дольше. Всё это значит то, что детская нервная система не такая, как взрослая, физиологически, и реакции в ней протекают с некоторыми отличиями (открытие, открытие!). А до двух лет она ещё и достаточно хрупкая.
Несколько часов в день, проведённые за компьютером, могут привести к ожирению из-за снижения двигательной активности, проблемам в общении с семьёй и со сверстниками из-за снижения социального взаимодействия, а также к усилению чувства одиночества и депрессии по той же причине. [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11255703/].
Азартные игры в интернете при чрезмерном использовании компьютера могут привести к бессоннице, фобиям, задержке речевого развития, отказу от других занятий, утомляемости и тому самому агрессивному поведению. Причём есть зависимость от возраста – чем младше ребёнок, тем более неприятная симптоматика [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28480849/].
Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) больше подвержены игровой зависимости [https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2023.1136...].
Не забываем также про возможные нарушения зрения [https://cyberleninka.ru/article/n/dlitelnost-ispolzovaniya-t...] и осанки (при неправильном положении тела во время использования компьютера).
Однако, сторонникам мнения, что телефоны, компьютеры и телевизоры вредны, стоит не спешить с ликованием. Всё вышесказанное не зря несёт в себе слова "чрезмерное использование". Что это вообще значит? Научные статьи в этом случае обычно говорят о трёх часах и более. Разумеется, это усредненный показатель, и он может не действовать в случае конкретного ребёнка. Если ребёнок утомлён и раздражителен после пары часов использования телефона/планшета, начинаются капризы и "нехочухи", значит, его экранное время – менее 2-х часов. А уж насколько меньше, придётся выяснять опытным путём. Опять же, если у ребёнка серьёзные проблемы со зрением, не стоит записывать его на занятия по программированию.
Исследования о пользе гаджетов в целом и компьютерных игр в частности тоже подъехали. Там есть хорошие новости как для детей, так и для взрослых, но мы всё же сосредоточимся на детях. Во-первых, при прочих адекватных факторах, доказательства вреда увеличенного экранного времени являются весьма слабыми [https://www.thelancet.com/journals/lanchi/article/PIIS2352-4...]. Если у ребёнка всё хорошо в социальном плане, он достаточно активный, не проседает школьная успеваемость и нет серьёзных проблем со здоровьем, причин резко ограничивать использование гаджетов не наблюдается. Во-вторых, игры помогают вырабатывать сложные стратегии поведения, повышают скорость реакции, положительно сказываются на зрительно-моторной координации [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-t...].
Логические игры помогают развитию логического и комбинаторного мышления. В играх иногда приходится читать, как на родном, так и на иностранном языке, и дети быстрее осваивают этот навык, потому что он подкреплен интересом к игре. [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyuternyh-igr-...].
Игра даже может научить ребёнка выбирать здоровую пищу, а следовательно более правильно питаться. Так в одном исследовании детям во время игры демонстрировались факты о нездоровой еде, что положительно повлияло на выбор еды детьми сразу после игры [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33206054/].
Аналогичные исследования есть и в других областях – дети чему-то учатся в играх. Из видео они получают информацию о мире. Видеоролики бывают не менее информативными, чем книги и способны повышать эрудицию. Мы все привыкли к тому, что чтение – это способ получения информации. Видео – это просто другой формат.
Возвращаясь к социальным вопросам, хочу добавить, что сейчас очень много коммуникации происходит в сети. Дети и подростки точно так же, как и взрослые, объединяются в чаты, имеют определённые интересы, обсуждают то, что увидели и услышали. Интернет помогает ребёнку отслеживать тренды, находить общие темы для взаимодействия со сверстниками. Ведь приходит ребёнок в школу, все что-то обсуждают, а он и разговор поддержать не может, потому что просто "не в теме". Да, социалочка. Кто бы что ни думал, а школа даёт не только академические знания. Это непосредственное взаимодействие с другими людьми.
Сфера развлечений существует не только для взрослых, но и для детей. И прежде, чем обвинять ребёнка в "бессмысленных и бесполезных" занятиях, родителям стоит вспомнить, сколько времени они тратят каждый день на листание ленты и просмотр роликов. Не зря есть понятие "режим труда и отдыха". Дети точно так же нуждаются в том, чтобы расслабиться и просто посмотреть "тупые" видео, поиграть в "дурацкие" игры. Это один из способов снять стресс и напряжение. Некоторые дети даже научились зарабатывать деньги в сети. А это уже кое-какие навыки ведения бизнеса. Правда, сие не означает, что все дети должны так делать. Не нужно требовать от ребёнка, чтобы он участвовал в финансовом обеспечении семьи, если он сам не предлагает – это здорово снизит мотивацию и повысит уровень стресса (причём, для всех членов семьи, где начнутся неоправданные ожидания, непрошенные сравнения, упрёки и нездоровая обстановка в целом).
Касательно еды под телевизор. Нет исследований, подтверждающих прямую связь просмотра видео и проблем с пищеварением. То есть, физиологически телевизор или телефон на усвоение и переваривание пищи никак не влияют. А на что влияют? Например, на то, что люди хуже чувствуют вкус блюда, и на то, что пропускают сигнал о наступлении насыщения (поэтому могут съедать больше необходимого, что ведёт к повышению веса). Внимание отвлечено, мозг обрабатывает поступающую информацию и даёт "не те" или запаздывающие сигналы [https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zh...].
Откуда берутся цифры, вроде "ребёнок должен сидеть в гаджетах не более 1,5 часов в будние дни и 4-х в выходные", я не знаю. Мы уже знаем, что "чрезмерно" – это три часа и более. Однако, если ребёнок провёл разок-другой целый день за компьютером, вряд ли это повлияет на его развитие в целом. Тут нужна система – то есть, чтобы он регулярно проводил целый день за компьютером. И индивидуальный подход. Психическая конституция точно так же, как и физическая, у всех людей разная. Кто-то сильнее, кто-то слабее. У кого-то здоровье и нервная система крепче, кому-то достаточно влияния незначительных факторов, чтобы начать чувствовать себя хуже. Чтобы лучше знать о своём ребёнке подобные вещи, на него надо обращать внимание, слушать его, наблюдать за ним. И мы снова приходим к вовлечённости родителя в общение со своими детьми, к трате времени и сил на них.
Действительно, многие вопросы за детей решают родители. И они несут ответственность. Есть случайности, от которых никто не застрахован. И ребёнок, и взрослый могут заболеть, сломать ногу или руку, погибнуть от несчастного случая. Это вещи, которые просто происходят. Защититься от них на 100% нельзя, какие бы меры предосторожности ни были предприняты. Но то, на что человек может влиять, лежит в зоне его ответственности. И, да, при воспитании ребёнка родители отвечают за то, сколько времени ребёнок проводит в телефоне, а сколько – за уроками (тут надо понимать, что иногда уроки можно не делать "от и до", а дать ребёнку отдохнуть, если это важно, но опять же, это не должно превращаться в систему). У родителя есть некий опыт (и не мешало бы проводить инвентаризацию: соответствует ли этот опыт реальному положению вещей), который подсказывает, как и чему обучать ребёнка. Ребёнок может и должен делать выбор в простых делах и желаниях: он имеет право хотеть мольберт вместо планшета, уроки танцев вместо шахматного кружка, яичницу на завтрак вместо каши и голубой свитер вместо зелёного. Родитель же организует жизнь ребёнка правильно: даёт время и возможность заниматься хобби, помогает найти и развить сильные стороны, обеспечивает едой и одеждой. И учит распределять время между различными занятиями. Дети, за которых абсолютно всё решают родители, вырастают во взрослых, не понимающих свои желания, возможности и направление жизненного вектора в целом. Дети, которым предоставляют слишком много свободы, ощущают брошенность и ненужность. У таких взрослых есть проблемы с базовой безопасностью, ведь правила – это не только ограничения, но ещё стабильность и предсказуемость. Соблюдение правил контролируется поощрениями и наказаниями.
Когда есть запреты, нужно объяснять ребёнку их смысл. Дети не тупые, они понимают больше, чем думают некоторые взрослые. Да, в год и в два у ребёнка ещё не развито абстрактное мышление, и он не просчитывает последствия. Однако, он вполне способен "считать" эмоции рассерженного или испуганного родителя и связать игры с розеткой со шлепками по попе. При этом объяснять всё равно надо. Дети постарше вполне способны уловить суть объяснений и на доверии к авторитету взрослого им внять. Если они продолжают нарушать правила, причиной этого может быть не "непослушание" и "делание на зло", а простая забывчивость, заигранность. Для формирования навыка и привычки нужно время. Самоконтроль у детей развит намного хуже, чем у взрослых.
Гаджеты очень глубоко проникли в нашу жизнь. Там и учёба, и работа, и увлечения, и общение с друзьями. Не давать ребёнку гаджеты вовсе – значит лишать его значительной части мира, доступной другим людям. Но и там есть свои правила. Например, в интернете не общаться с чужими людьми, быть вежливыми, беречь личные данные, не рассказывать лишнего о себе и близких, фильтровать информацию, не посещать сайты с контентом для взрослых и т.п. Сначала за этим следят родители, потом дети учатся регулировать поведение в интернете самостоятельно. Как и в жизни. Для того, чтобы чему-то научиться, нужно получать информацию, видеть примеры, слушать наставника, пробовать самому. Информационное пространство – это то, с чем люди учатся обращаться так же, как учатся есть ложкой, завязывать шнурки, решать уравнения, проводить операции на сердце и в принципе жить эту жизнь. Никто ничего не умеет сразу. Бывает, что получается с первого раза. А бывает, что на обучение тратятся годы. И если не начать, то и не научишься.
Баланс – вот ключевая мысль. От современных технологий никуда не деться. Будущее наступило. Развитие игровой зависимости наступило вместе с ним. И как алкоголизмом страдают не все люди при доступности спиртного, так игровая зависимость настигает не каждого, кто проводит время в телефоне/компьютере. Совокупность факторов решает. Каждый случай рассматривается отдельно. Будьте внимательны к себе и своим детям, держитесь по центру, не заваливаясь в кювет ни слева, ни справа. Боритесь с тревожностью, не пускайте всё на самотёк. Доверяйте миру, проверяйте информацию и формируйте собственное мнение. Научные исследования и различные мнения – это прекрасно. Но Вашу жизнь и жизнь Ваших детей не будут жить ни учёные, ни родственники/знакомые, ни авторы в интернете. Что-то послужит отправной точкой, что-то придётся разделить надвое, где-то отделить полезное от бесполезного, не заглатывая всё единым куском. Истина, как всегда, посередине.