Записки дворника. День 448: Уборка = наказание
«И за какие такие грехи ты себя так наказываешь?» – спросил папа, когда прочитал статью обо мне в Московском Комсомольце. «А как связаны работа дворником и наказание?» – подумал тогда я. «…» – подумал тогда папа, потому что на его вопрос не ответил и папину мысль не стал уточнять, а стоило бы.
«Сортиры у меня мыть будешь! И мусор пойдёшь убирать!» – услышал вчера во время уборки и оскалился. Это реплика одного неприятного персонажа из аудио-книги, которую слушал в то утро – «Тоннель» Яны Вагнер. Забористый триллер. Кричал неприятный тип – старый чиновник, чей приказ не выполнила помощница, за что и выхватила пачку угроз.
Есть что-то общее в реплике папы и угрозах вымышленного властолюбца. Там и там наведение чистоты приравнивалось к наказанию.
В комментариях на пикабу кто-то написал, что если бы увидел дворника с пирсингом, то решил бы, что дырявый выполняет исправительные работы. И снова та же мысль: принуждение к порядочному занятию, уборке = наказание. Как так?
За ответами пошёл в интернет. Нашёл инфу: Россия, XIX век – воров наказывали подметанием улиц. В те времена людей, пойманных на мелких кражах, не арестовывали. Вместо этого на спине вора городовой рисовал мелом круг, а в кругу делал крест. После этого помеченному давали метлу и заставляли мести мостовую у места совершения преступления.
Вокруг таких метельщиков обыкновенно собиралась толпа. Вынужденного дворника вышучивали до слёз. Для людей тогда было нормально не думать, что это – позорнейшее из издевательств над человеческой личностью. Наоборот, было очевидно: если покусился на чужое добро, искупи ка вину перед городом.
Вокруг людей с крестами на спине выстраивались целые гуляния. Всенародное позорище длилось до сумерек, с наступлением которых, воров за верёвку тащили в участок. После ночёвки в кутузках, крестоносцам снова давали мётлы, и они мели мостовую уже у казеных учреждений.
Заставь силой человека делать то, что считаешь хорошим, и его начнёт тошнить от этого дела.
Сократ считал, что принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Любим же мы тех, кто умеет убедить нас. Если развивать мысль древнего грека, то можно прийти к тому, что штрафы за мусор не сработают, но это тема для другой заметки.
Впрочем, оставим царскую Россию, древнюю Грецию и вымышленного чиновника из книжного триллер. 2024 год, учителя и родители угрожают детям: «Будешь плохо учиться – пойдёшь работать дворником». Возможно, одна из причин непрестижности профессии дворника как раз в том, что в нас сидит убеждение: принудительная уборка = наказание.
Если мы хотим, чтобы люди меньше мусорили, нужно перестать их стыдить / принуждать к уборке / угрожать. Наводить чистоту и поддерживать её – добро, к которому невозможно прийти дорогою зла, как нельзя прийти домой дорогою от дома.