Я часто слышу, как люди сравнивают школы разных эпох и высказывают своё мнение о том, как изменилась ситуация в образовании за последние годы. Кто-то считает, что стало безопаснее, кто-то — что учителя утратили свои права, а кто-то — что дети слишком много времени проводят в телефонах. Однако, по-настоящему понять эти изменения можно лучше, если самому перейти из одной системы школ в другую.
Я начал учиться в первой половине 2010-х годов в региональной школе, а закончил в начале 2020-х в московской. Как раз время этого перехода, когда сохранялись особенности старой школы и происходил переход к "современности". За это время я увидел множество изменений в образовательной системе.
Когда я учился в начальных классах, некоторые четвероклассники приносили в школу петарды и кидали их в туалет. Иногда в школе даже использовали дымовые шашки, хотя я не уверен, правильно ли я написал их название. В те времена в коридорах происходили драки между классами, а в начальных классах мы играли в интересные игры.
В нашей школе пол был выложен чёрными и белыми плитками, и мы играли в игру, где нужно было ходить только по чёрным плиткам. Кто попадал на белую — проигрывал. Но это было не так просто, потому что разрешалось толкаться. Тот, кто оставался последним на чёрной плитке, считался победителем.
Однако уже к четвёртому классу мы начали проводить больше времени в телефонах. В первом классе 1-2 человека сидели в телефонах, во втором — уже 3-5, в третьем — половина, а в четвёртом — почти все.
В средней школе учителя были строгими, а старшеклассники — "крутыми". Договориться о оценках было невозможно, списать — тоже. Учителя были как рентген — только достанешь телефон, сразу двойка.
В то время школьники прыгали по крышам и из окон, разбивали стеклянный шкаф в кабинете ИЗО и творили много других вещей. Однажды в начальной школе был такой случай: учительницу вызвали к директору с утра на несколько часов, и мы весь день были без учителя. За это время класс успел построить баррикады из парт, устроить войну, ранить до крови нескольких учеников и использовать одного как таран по партам-баррикадам. Это было ужасно, но никто сильно не пострадал. Парты поставили на место довольно быстро, и на этом разошлись.
Когда я перешёл в московскую школу, обстановка стала более расслабленной со стороны учителей. Не то чтобы я почувствовал снижение напряжения в целом, потому что у меня дома были скандалы даже из-за оценки "4", так что для меня любые работы в школе и задания были как минное поле. Однако, учителя стали добрее и внимательнее.
Многие ученики сидели в телефонах прямо на уроке. Я считаю, что это само по себе плохо, но не в целом. Некоторые ученики, кто учится на 5 и так, пусть сидят в телефонах, раз хотят. Но плохо, что это делали ещё и троечники.
Потом я перешёл в 10-11 классы. Люди стали заметно взрослее и осознаннее, чем бывшие 10-11-е классы, когда я сам был 1-6 классником. Вместо безбашенных развлечений они в основном думали об учёбе. Не все, но большинство. Не было уже этих замашек на псевдо-крутость, как было раньше. И под конец 11 класса был виден огромный контраст между школой, в которой я начал учиться, и в которой закончил.