Как можно понять из заголовка, в этом посте игр будет всего три, так уж получилось, что про Mortal Kombat и Streets of Rage информации набралось очень много. Но начнём мы не с них, а с игры, о которой в прошлый раз уже успели немного поговорить.
True Lies
Она же Правдивая Ложь/Правда лжёт, игра, созданная по одноимённому фильму, в которой сделали немало оригинальных моментов в плане геймплея - например, кроме противников на уровнях присутствуют также обычные люди, убийство которых нежелательно - три трупа и уровень придется начинать заново. Что интересно, террористы мирных жителей могут убить только случайной гранатой, для обычного оружия они неуязвимы.
Уровни первое время хорошо следуют сюжету фильма, достаточно разнообразны и имеют задачи не только Добеги из точки A в точку B, хотя чем дальше тем больше ощущается лень разработчиков - из красочных локаций игра переходит в однообразные лабиринты подземки, катакомб и фабрики, а задания формата "Найди 12 ящиков на уровне" навевают тоску, особенно, когда, казалось бы, обойдя всю карту, получаешь сообщение:
-Молодец, остался ещё один.
А после повторной пробежки по пустому уровню, найдя, наконец, этот несчастный ящик, видишь:
- Хорошо, но мы нашли ещё ящики на корабле, иди туда.
Тем не менее большая часть игры проходится достаточно бодро. Главный герой по имени Гарри в начале каждого уровня владеет только пистолетом, но в процессе может найти ружьё, УЗИ, гранаты, мины и огнемёт. Последний встречается не в каждом уровне и почти всегда находится в секретных местах, даже слота отдельного для него не сделали и он появляется там же, где пистолет. Первый раз его можно найти уже в первом уровне, пройдя за шкаф на втором этаже. Это, однако, не единственный секрет в этом уровне, второй находится за стеной другого шкафа, который ещё надо прострелить.
В True Lies есть система паролей и, как во многих других играх пароли есть не только на уровни, но и на оружие, жизни, неуязвимость и прочее. Также есть весьма полезный код PSYCH, который позволяет убивать мирных жителей без последствий.
Кроме того есть несколько паролей, которые активируются только после кода HNDFGD, включаещего так называемый Спецрежим, в котором начинают работать пароли:
LTHLWPN - Бандиты могут убивать мирных жителей (В обычном режиме они это могут делать только гранатой)
JHPSSBY - Аптечки превращаются в сыр, а патроны в рыбу.
JLLBFR - Техасская резня бензопилой! Z+B для активации. Само собой, штрафа на убийство мирных жителей нет.
Сложно представить себя реакцию человека, который, глядя на происходящую вакханалию, поверит, что это игра, сделанная по комедийному боевику.
- Ты каким-то маньяком с бензопилой вырезаешь толпы народа и собираешь рыбу с сыром. И это игра по фильму True Lies?
- Да, это было в вырезанных сценах.
Streets Of Rage 3 / Bare Knuckle III
Первая часть была своеобразным ответом игровой серии Final Fight, вышедшей на Nintendo. И в целом результат по геймплею не сильно отличался от оригинала, пусть разработчики и решили сделать упор на механику, добавив разные перевороты в захвате, удар назад и возможность приземлиться на ноги после брока противника, а также сделав вместо стандартного во многих играх супер-удара вызов полицейской машины аналогично магии в Golden Axe.
Среди достоинств игры отмечали также хороший саундтрек от Юдзо Косиро, который ездил в Америку и там вдохновлялся местными произведениями в жанрах techno, r'n'b и hip-hop. Правда, при сравнении некоторых треков видно, что "вдохновение" граничит с плагиатом, настолько похоже звучат треки. Например Black Box - Open Your Eyes/Streets Of Rage - Keep The Groovin (Шестой уровень) или заглавная мелодия, которая так и называется Streets Of Rage, в которой основная тема взята из Enigma - Sadeness, а партия пианино из Soul II Soul - Get a life.
В последнем уровне игры идёт ставший потом постоянным подъём на лифте к главному злодею, который, сидя в кресле, насылает на героев своих приспешников, а в конце, взяв пулемёт, сам выходит на бой. Но людям, игравшим в Battletoads & Double Dragon давно известно, чем заканчивается схватка с огнестрелом против рукопашки.
В игре также была сделана плохая концовка, для получения которой обязательно нужно было играть вдвоём - в конце главный антагонист всей серии, Мистер X, предлагает присоединиться к нему и, если один персонаж откажется, а второй согласится - между ними произойдёт схватка, в конце которой Мистер X снова предложит объединиться и в этот раз уже нужно отказаться (В случае согласия просто откинет назад в игре), тогда после победы игрок станет новым главой синдиката. Хотя, каноничной, конечно, считается победа над Мистером X во имя вселенского добра.
Вторая часть уже сильно прибавила как в графическом плане, так и в динамике геймплея - вместо вызова полицейских сделали обычный спец удар и добавили ещё пару приёмов для каждого персонажа. Разработчики говорили, что был вариант - сделать больше приёмов или больше персонажей, в результате решили сделать упор на последних. Музыкальную часть наворовал написал всё тот же Юдзо Косиро, так что в этом плане всё осталось на прежнем уровне.
Сюжет же не сильно отличался от первой части - Мистер X предсказуемо не был убит до конца и пошёл на второй раунд, похитив Адама - одного из героев первой части, так что на замену ему выходит его младший брат Скейт напару с рестлером Максом.
Под конец игры после очередного подъёма на лифте кроме Мистера X придётся сразиться ещё с Шивой, чуть ли не самым популярным персонажем, который появится потом как в продолжении, так и в куче фанатских поделок. По набору приёмов есть предположение, что его собирались сделать секретным персонажем, но к релизу не успели, а вот в третьей части этот пробел был восполнен.
Но пока что Шива является просто предпоследним боссом, после победы над которым в бой снова вступает Мистер X, по непонятной причине решивший, что с тем же пулемётом против тех же противников результат будет другой.
Наконец приходим к третьей части, которая вышла уже на закате популярности Sega Genesis и визуально не сильно отличалась от второй, поэтому получила не так много внимания, хотя по наполнению и динамике сильно превосходила своего предшественника.
Сюжет изначально идёт по тем же рельсам - Мистер X закладывает бомбы в городе с новым взрывчатым веществом, крадёт генерала Ивана Петрова и планирует начать глобальную войну, устроив несколько взрывов. В середине игры, однако, происходит сюжетный твист - поднявшись на всё том же лифте герои встречают не старого знакомого, а робота, после победы над которым поиски главного злодея проводят в лабораторию, где Мистер X предстаёт в виде мозга в колбе и на этот раз уничтожается уже окончательно.
Концовок в этот раз сделали три, получение той или иной зависит от того, был ли спасён генерал и был ли побеждён менее чем за 3 минуты последний босс. В результате либо Мистер X не найден вообще, либо найден, но город он успевает разрушить, либо же всё в порядке, все целы и счастливы, плюс фото на память.
Даже в музыке произошли изменения - Косиро вместе с присоединившимся к нему Мотохиро Кавашимой использовали генератор случайного шума, в результате чего сопровождение хоть и получилось оригинальным и интересным, но в некоторых моментах нагромождение звуков превращается в беспорядочную кашу.
Что касается боевой системы - к существовавшим приёмам добавился бег, разные приёмы с оружием и удар с разбега, который по мере набора очков прокачивается. Хотя можно делать сразу приём любого уровня прокачки, используя комбинации с кнопкой X. Добавление возможности применять спец-приём без потери жизни также добавил разнообразия в геймплей. Количество обычных бойцов осталось тем же, хотя рестлер Макс был заменён доктором Заном, а вот секретных персонажей добавилось сразу три:
- Ру: зажать Вверх + B в начале игры или при встрече с ней в качестве мид-босса победить первым клоуна, который ей командует.
- Шива: зажать Старт + B после победы над ним в первом раунде.
- Эш: зажать A после победы над ним в первом раунде.
Таким образом к началу второго раунда выбор игроков будет уже весьма широким, особенно в сравнении с играми подобного жанра на консолях того времени.
Конечно, полноценными бойцами ни один из скрытых персонажей не был - никто не мог пользоваться оружием, а набор приёмов был меньше, чем у остальных. Но, несмотря на это и Эш и Шива были ощутимо сильнее - последний, например, за счёт прямого удара локтём (у всех остальных на этой кнопке удар назад), может быстро убивать почти любого противника, даже боссов, при должной сноровке не получая вообще никакого урона.
Эш, к слову, был доступен только в Японской версии Bare Knuckle, в версии для США его вырезали, потому что не толерантно показывать альтернативно ориентированных мужиков в таком комичном стиле. Хорошо хоть кенгуру никого не оскорбило, а то количество секретных персонажей резко бы уменьшилось.
Когда стесняешься пригласить девушку на танец
Под цензуру также попала одежда всех женских персонажей - убрали разрезы, надели чулки, а Блейз в конечной заставке приодели. Что, впрочем, не так страшно, как во второй части, там она вообще осталась без трусов. Только в плохом смысле - поменяли позу удара в прыжке, закрыв всё, что может отвлечь маленьких детей от увлекательного процесса избиения баб с кнутами обрезком трубы.
Кроме цензуры в Streets Of Rage также переименовали генерала Ивана Петрова в шефа полиции, увеличили сложность и убрали возможность пройти игру на лёгком уровне, добавив четвёртую концовку, сюжетно никак не обоснованную. Да и вообще весь сюжет был переделан - никаких бомб не взрывается, а вся цель Мистера X стала в замене главных лиц города на роботов. Даже плохая концовка с подрывом города не показывает, собственно, города, превратившегося в руины. В целом по сравнению с Bare Knuckle издание Streets Of Rage многое потеряло, не получив практически ничего.
Отвлёкся от секретных персонажей, а их, между тем, ещё трое. Правда, не полностью новых, а альтернативных:
- Супер Скейт: начать игру и проиграть с 0 набранных очков.
- Супер Зан: на обоих джойстиках зажать C при выборе персонажа
- Супер Аксель: при выборе нажать C, потом зажать A и крутить джойстик по часовой стрелке до начала игры. Или зажать A и крутить джойстик при появлении надписи Stage 1. Или зажать X и крутить джойстик против часовой стрелки. В общем, инструкции везде разные, у меня ни одна так и не сработала, так что для гарантии можно зажать все 6 кнопок и крутить джойстик в обе стороны одновременно.
К игровым секретам можно также причислить встречающиеся в некоторых уровнях предметы, которые просто лежат на полу, но не видны из-за закрывающих их на переднем фоне объектов - пара таких находится в самом начале.
Кроме этого есть ещё и скрытые комнаты, правда, по некоей причине, в большинстве уровней их нет, а в начале шестого встречаются сразу три штуки.
Почему так сделано? Скорее всего, как обычно, из-за временных рамок, которые приводят к тому, что в играх многое не реализуются, а разные мелочи явно намекают, что в конечном результате мы увидели далеко не всё, что было запланировано.
В отношении SoR это, например, уровень с поездкой на мотоцикле, для которого в ресурсах игры осталась графика, и, вроде бы, в Бета-версии японского издания можно даже попасть на этот уровень, но только взломав игру.
В целом историю оригинальной серии на третьей части можно считать законченной. Переход в 3D, как у многих других игр нормально не состоялся и незадолго до релиза планируемое продолжение сменило название на Fighting Force.
А вот фанаты серии были куда как более продуктивны - Streets Of Rage Remake собрал в себя весь контент трёх частей, в том числе и доведённый до ума уровень на мотоциклах, и получился весьма объёмным проектом. Также существует движок OpenBoR (По сути аналог MUGEN для файтингов), на котором создано немало бит'эм апов, но в первую очередь это моды Streets Of Rage.
Сама линия разработки в этих модах обычно идёт, как в случае оригинальной второй части либо в сторону разнообразия бойцов, либо в сторону разнообразия механики. Так, например, в SoR Remake пошли по пути "Берём все из оригинала и побольше персонажей", а в Bare Knuckle VI сделали 4 персонажа и 3 скрытых, но у каждого по десятку разных приёмов, улучшающихся при наборе очков, аналогично удару с разбега в третьей части. Плюс так называемый Air Juggle и приёмы с оружием, некоторыми из которых противников в буквальном смысле можно разрезать на части.
В большинстве игр присутствует Шива, который, как я упоминал ранее, получился весьма колоритным персонажем, есть даже отдельная игра, посвящённая исключительно ему и боссу второго уровня SoR 3, под названием Shiva & Liza.
Так что, пусть официальная история игры на данный момент закончена, но новые части фанатским сообществом создаются до сих пор, давая возможность скоротать вечер напару с другом избивая членов синдиката на улицах ярости.
Mortal Kombat
А вот эта игра уже для тех, кто любит подраться не только с компьютерным противником, но и с реальным.
Конечно, она была не только на Сеге, изначально созданная для игральных автоматов, MK был перенесён на множество консолей, но нам знаком в первую очередь по Mega Drive, поскольку залы с аркадными автоматами в принципе не были у нас особо распространены и содержали обычно пинбол или достаточно старые игры, а порт на SNES был куда как менее колоритным из-за цезуры, заменившей кровь на пот, так что игру можно было переименовать в Sweaty Kombat.
IGN включил эту версию в десятку худших портов, прокомментировав: "Из игры пропали отрубания голов и вырывание позвоночников, из бойцов выливались вёдра пота вместо крови, а вырывание сердца у Кано превратилось в смертельную депиляцию волос на груди".
Хотя и в этом порте был положительный момент - для Саб-Зиро и Рейдена были созданы новые, пусть и не кровавые, но красивые фаталити, которые впоследствии появились во второй части.
Основной фишкой игры кроме, конечно, кровавости и добиваний, была кинематогрофичность персонажей, полученная ротоскопированием (нет, это не медицинская процедура), как было в играх Prince Of Persia или Out Of This World. Изначально сама технология была создана для мультфильмов и до появления Motion Capture также позволяла делать живую и пластичную анимацию рисованных персонажей. Если не видели ролики с производства игры, советую посмотреть, выглядит интересно.
Как-то в одной передаче актеры, игравшие Джонни Кейджа и Соню даже провели демонстрационный бой (в игре, разумеется) своими персонажами. Победила Соня.
Когда персонаж игры косплеит тебя
Хотя Даниэль Песина был не только Кейджем, а играл также всех ниндзей. Кроме него в этом плане отличался только Ху Сунг Пак, сыгравший, что иронично, Лю Канга и Шан Цунга.
Как известно, технология создания комбо, когда один удар можно прервать другим, пошла от Street Fighter, пусть там её и сделали случайно и, по некоторым версиям, даже считали багом, который не успели исправить до релиза. Mortal Kombat в свою очередь привнёс в файтинги упомянутую выше технику Air Juggle (на русский можно перевести как жонглирование), которая заключается в нанесении серии несвязанных, то есть, не прерывающих анимацию, ударов противнику в воздухе, каждый раз немного подкидывая его или просто замедляя падение. В MK это позволяло опытным игрокам снимать чуть ли не всю линейку жизней одной серией.
Возможно, без этой особенности игра получила бы меньшую популярность, так как в целом все бойцы имели одинаковые удары, хоть они и могли различаться хитбоксами (Областью поражения) или уроном. Например, удар с разворота у Сони был сильнее, чем у других персонажей, а Скорпион и Саб-Зиро могли нанести апперкот с большего расстояния.
Впоследствии в разных файтингах, например, Marvel vs Capcom или Guilty Gear техника Air Juggle будет сильно вплетена в геймплей, а позже перейдёт и в слешеры типа Devil May Cry. И, по словам Джона Тобиаса, бывшего разработчика Mortal Kombat, как и в Street Fighter, подобный механизм не был запланирован изначально и также был обнаружен игроками уже после релиза.
Кровь на Сеге, кстати, по умолчанию отсутствовала, но включалась простым кодом ABACABB, который являлся отсылкой к альбому группы Genesis. Несмотря на это игра не получила высокий возрастной рейтинг, в отличие от продолжения, где кровь была изначально.
Существовал ещё один код, он имеет менее глубокий смысл, но тоже не является случайным набором - Вниз, Вверх, Влево, Влево, A, Вправо, Вниз - на английском первые буквы клавиш составят слово DULLARD (тупица). В этом случае открывалось отдельное меню с просмотром биографии персонажей, а также флагами, которые включали разные эффекты.
Нулевой и первый флаги давали убийство с одного удара первому или второму бойцу, четвёртый - постоянные подсказки рептилии о том, как его найти, пятый - бесконечные продолжения, шестой - постоянные фаталити от CPU, седьмой - бой на одной арене.
При активном втором флаге на арене The Pit всегда летают разные тени (Одно из условий для боя с Рептилией), а при третьем флаге там же может пролететь голова Фергюса МакГоверна, одного из основателя Probe Entertainment, компании, занимавшейся портированием MK на Сегу.
Вообще, Рептилия был самым большим секрето - для боя с ним кроме упомянутых теней надо было на арене The Pit выиграть два боя без потерь, не используя блок, и проведя фаталити, при этом сбрасывание противника с моста апперкотом не засчитывалось, как выполнение последнего условия. По одной из версий, в рамках сюжета его поставили на эту арену для убийства бойцов, которые как-то смогли выжить, упав с моста.
Рептилия на программном уровне объединял Скорпиона и Саб-Зиро, у которых были отключены те или иные приёмы, у Рептилии же они были включены все. По этой же причине выбран и зелёный цвет, как результат смешения синего и жёлтого. В некоторых изданиях есть ошибка с именем - в поле имени у Рептилии значится Scorpion - а в версии для SEGA есть ещё одно изменение, делающее персонажа более оригинальным - зелёный скелет и зелёная же заморозка, похожая на слизь из второй части.
За победу над таким непростым противником игроку давалось 10 миллионов очков и это первая и последняя игра в серии, где за бой начислялись абстрактные очки для рейтинга.
С таким количеством секретов неудивительно, что игроки искали скрытые вещи, видя намеки везде, даже в сбоях в игре. Так, например, появился Эрмак (или Ермак, кому как привычней) - из-за историй о перекраске скорпиона в красный цвет, сопровождаемой надписью Ermac/Error Macro. Также в таблице статистики была строчка Ermacs.
Во второй части разработчики с одной стороны явно сказали, что такого бойца нет, выводя сообщение Ceamr Odse Nto Exits - анаграмма от Ermac Does Not Exist/Эрмак не существует. С другой наоборот намекнули на его существование другим сообщением Ermac who?, так что в третьей части персонаж был таки введён.
Ещё в MK у многих персонажей достаточно интересная история появления и развития и это касается не только секретных, но и обычных бойцов. Поскольку кроме некоей каноничной концовки в игре есть также интро и концовки для каждого персонажа, у некоторых из них даже начальная история может в дальнейшем поменяться. Например, Рейден, главный защитник земли, изначально вообще не был положительным героем и в первой части победа за него приводила к концу света.
Победа Рейдена не стала сюрпризом для него самого. Он никогда не был впечатлён жалким колдовством Шанг Цунга, грубой силой Горо или состязанием с другими участниками. Ему быстро наскучило это состязание смертных, и скоро он пригласил других богов поучаствовать в соревновании. Начавшаяся битва длилась годами. И войны привели к окончательному уничтожению нашего мира. Приятного дня!
Что ж, на этой позитивной ноте пожалуй и закончим на сегодня. Хотелось бы охватить в посте больше игр, но сложно отойти от одной, когда начинаешь раскапывать про неё всё больше и больше разных разностей.
Попробую сместить акцент на разные игры. Но это уже в следующий раз.
Приятного дня!