Введение в логопедическую деятельность. 2 часть
В своем первом посте про логопедию я рассказывал про онтогенез и начальное формирование речи у детей. Давно пришла пора рассказать о более глубинных структурах формирования речи, их предпосылках и значении.
Как Вы помните, формирование речевой деятельности у детей (предпосылки речевой деятельности) обусловлены в ПЕРВУЮ очередь
-НЕ РЕЧЕВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ребенка.
(это зона ответственности олигофрено-педагога - (дефектолога))
-РЕЧЕВОЙ деятельностью взрослых при их общении с ребенком.
То есть, при нарушении (даже не грубом) одного из этих компонентов, речь у ребенка будет нарушена. Тут стоит пояснить такую вещь. Не речевая предметная деятельность у детей обычно это несколько этапов.
-непосредственно предметная деятельность (берем матрешку и бьем ей о стол)
-предметно-специфическая деятельность (манипулятивная) (берем молоток и им бьем матрешку)
-соотносящая деятельность (Складываем матрешку по размеру, а уж потом бьем ее молотком)
-предметно-опосредованная деятельность (катаем куклу в коляске где раньше была избитая молотком матрешка)))
Что касается Речевой деятельности взрослых при общении с ребенком - тут надеюсь все понятно.
Любая речь строится по подражанию и исключений тут быть не может. При отсутствии Слуховых и звуковых эталонов не будет ни речи, ни даже ее подобия. (Недавно публиковал работу по системе слухового восприятия. Если будет интересно - тут продублирую). Опять таки в пример дети маугли (где нет даже связанных звукокомплексов, а только отдельные звуки).
Ну и обязательный учет речевого онтогенеза (мой первый пост) и языковых кодов.
Про языковые коды я сейчас и расскажу. Тема трудная, но нужная.
Любую нашу мысль мы реализуем через Язык.
Речь - способ выразить мысль, а язык - средство выражения мысли. Для примера - не только речь СПОСОБ выразить мысль, но еще и пантомима, картина, письмо (как письменная речь). Это все СПОСОБЫ выразить мысль, а вот язык - СРЕДСТВО выражения мысли. Язык может быть любой - русский, китайских, хинди, язык жестов, да хоть язык бинарной логики.... Здесь необходимо очень четко разделять Способ и Средство выражения мысли.
И поскольку в ЯЗЫКЕ реализуется мысль человека (напомню что вербализуется через речь), то для реализации мысли существует 4 основных языковых кода.
-Фонематический
-Лексический
-Грамматический
-Синтаксический
Эти коды выделены в русском языке искусственно. И иерархия их относительна, но (поскольку русский язык паралингвестический и, иногда, иррационален и ситуационен) она принята такой.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ КОД
Это система парных (Бинарных) смысловых противопоставлений.
С их помощью мы различаем смысл слова, словосочетания, предложения, текста.
Ярким примером здесь будет лингвистическая сказка Петрушевской.
1. ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Тут вы должны оценить то, что ни одно из слов в этой сказке не используется в Русском языке, но смысл слов понятен, смысл сказки понятен и даже вывод из сказки мы сделать можем. А все потому что в основе каждого из слов в этой сказке лежит ФОНЕМА (узнаваемая минимальная часть слова или слога). (При вычитке понял что это не совсем так. В данной сказке скорее применен морфологический код с ассоциативным подходом, хотя и фонематический имеет место быть....)
Точно на том же принципе основана часть мемов в интернете.
- С ДР КРЧ.
(тут правда опора на согласные которые несут информативную функцию в русском языке, а гласные нужны только для организации ритма и напевности в данном случае. Есть, кстати, и обратные примеры. Когда смысл несут гласные, а согласные не используются вовсе (Если угадаете в комментах - честь вам и хвала, а не угадаете - как нибудь расскажу))).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОД
Лексический код - это наше с вами хранилище слов. Причем все это хранилище завязано на систему ассоциаций. Для немного знакомых с темой тут все понятно - вся наша память ассоциативна и выделяется несколько типов ассоциаций (это работа хорошего дефектолога (теперь - олигофрено-педагога))))))))) - память, мышление, ассоциации + отдельно выделяют память на линейный ряд и ФЭМП).
Но для нас, как логопедов, важно понимать, что овладение лексическим кодом - показатель мыслительной деятельности (в том числе). Так как все слова в нашей памяти связаны между собой ассоциативно.
Тут еще надо выделить парадигматические и синтагматические связи слов между собой, но боюсь не подготовленные люди уже начали терять нить повествования....
Важно помнить что Парадигматика характерна для детей, а Синтагматика только для взрослых.
То есть (В очень грубом приближении) лексический код = словарь.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КОД
Морфологический код обеспечивает всю грамматику указывая на пространство, время, количество.
В этом коде организован процесс словообразования путем приращения частей к корневой морфеме.
Примером тут будет выше указанная сказка про пусек бятых.
Калуша - калушата
калушата - калушаточки
и т.д.
Точно так же будет примером
дочь - дочери - дочки
и т.д.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОД
Синтаксический код на прямую связан с формированием фразы. В разных источниках его связывают так же с планированием и программированием. В работах Хомского (А.Н.Хомский) описывается, что фраза зарождается в виде клубочка (дерево Хомского), аморфной структуры (что характерно для большинства языков), а вербализируется в виде линейной структуры. И только такая штуковина как наш мозг может(практически на лету) развернуть аморфную структуру мысли в линейный ряд предложения, фразы.
Понимаете всю сложность задачи? Из тысяч слов составить линейную ассоциированную цепочку с предикатом. Наполненную по смыслу, с учетом места, времени, числа и падежа, с учетом местоимений, с учетом рода конечных существительных, окончаний и даже форм глаголов.....
На этом заканчиваю рассказ про языковые коды.
Важно так же понимать, что языковые коды не имеют мозговой локализации (Работы Института мозга им. Бехтеревой, ФМБА РФ) и характерны только для психической деятельности ЧЕЛОВЕКА.
И РЕЧЬ человека использует языковые коды через рече-слуховой гонзис и артикуляционный праксис.
Но об этом чуть позже.
Надеюсь не через 3 года ))))))))))))))
Так же стоит напомнить всем, что специалист, который при разговоре с Вами (родителем) не сможет сформулировать 1 предложением чем он занимается с Вашим ребенком - СПЕЦИАЛИСТОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ!!!!
Подсказка - )))
Логопед - формирует вербальную коммуникацию средствами родного языка.
(А формирование длительного произвольного ротового выдоха, формирование произнесения гласных первого ряда, формирование звукопроизношения согласных раннего онтогенеза, формирование слогов, формирование слов на основе согласных раннего онтогенеза, формирование слогов с согласными позднего онтогенеза, автоматизация звуков позднего онтогенеза, формирование фразы, автоматизация фразы с согласными позднего онтогенеза, формирование категорий числа, падежа и (к 6-7 годам) рода, помимо формирования структуры предложения, распространенного предложения (всех типов) и умения рассказа связного текста - вот это все ЭТАПЫ работы логопеда...)
Олигофрено-педагог (дефектолог) занимается развитием высших психических функций (память+мышление+память на линейный ряд (сейчас отдельно выделяют) + Формирование Элементарных Математических Представлений (ФЭМП))
Психолог - Формирование и коррекция психо-эмоциональной сферы.
А то натолкнулся тут на пост про курсы логопеда+дефектолога (хотя такой профессии по кодам классификатора давно нет, а есть олигофрено-педагог.)+нейропсихолога и все это за 65к и 10 месяцев. И прямо зло взяло. На фиг я тогда 11 лет учился.. (2 вышки + магистратура)...... Может стоило просто курсы пройти и аля - я и логопед и дефектолог и вообще не пойми кто.....
P.S.
Логопед-дефектолог это примерно как Окулист-гинеколог... Не хотел бы я свою жену отправить к ТАКОМУ врачу.....