О потребительских правах с дополнениями и пояснениями (ч. 1)
Этот пост по своей сути, пост-справочник, на основании него вы, не привлекая компьютерного мастера юриста можете взять и оценить свои шансы и права при возникновении потребительского спора. Да, для моих замечательных микро-предпринимателей это тоже полезно, как минимум в формате понимания объемов той Ж, в которой они могут оказаться.
Нам с вами не обойтись без базиса и терминологии:
Потребитель – вы, как гражданин Российской Федерации при покупке товаров или услуг для личных, семейных или бытовых нужд. Не как ИП, не как должностное лицо, а просто как гражданин, обычно физическое лицо без спецстатуса.
Продавец/Исполнитель – тот, кто вам товар или услугу продал и получил с этого доход.
Агрегатор – маркетплейс, рынок и т.д. через который вам осуществлена продажа. Важно понимать, что, когда вы покупаете у ИП Пупкина дверные ручки через ОЗОН или ВБ, вы покупаете их у ИП Пупкина, а не у ВБ. У агрегатора вы получаете услугу по передаче и доставке.
Правовой базис:
Гражданский кодекс РФ – представьте, что это бульон, в котором варится все остальное. Без бульона не получиться суп, а без ГК не получиться спор.
Закон РФ «О защите прав потребителей» - подробно и понятно объясняет почему и как вы правы и сколько вам теперь должны.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату от 2020 года – нужен чтобы не заниматься ерундой.
Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи от 2020 года – нужен чтобы лучше понимать, как возвращать товары, купленные через интернет.
Перечень технически сложных товаров от 2011 года – нужен чтобы не верить на слово, а знать какой товар является технически сложным.
!ВАЖНЫЙ АХТУНГ!
Абсолютно любой товар, вне зависимости от того технически сложный он, пищевой, запрещенный к возврату и т.д. можно вернуть, если нарушена ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», и вы можете обосновать что ввиду того что вам не предоставили достоверную информацию о товаре, либо предоставили ложную информацию касательно его потребительских свойств опираясь на которые вы приняли решение о его покупке - он теперь для вас не имеет потребительской ценности.
Примеры:
Косметика – если на ней написано «гиппоаллергенная», а в составе пчелиный воск или иное вещество способное вызвать аллергию.
Мебель – написано, что «массив», а на деле ДСП.
Мои прошлые посты на схожие темы:
Так перейдем же к сути!
Итак у вас есть смутное подозрение, что вы стали жертвой правонарушения, да к тому же еще и в потребительском сегменте. Обычно этому предшествует:
1. Покупка услуги или товара описание, характеристики, а самое главное ожидание от эксплуатации значительно и в худшую сторону отличаются от того что вы ожидали/читали/слышали.
2. Звенящая пошлость хамство - когда вы пришли со всей душой узнать почему мясорубка сломалась при включении, а в ответ услышали что это ваши дескать проблемы, и от мясорубки пахнет паленой изоляцией, а значит вы ее сожгли, и никакой вам не гарантии, ни ремонта, ни поддержки.
3. Вам или вашим родным продали заведомо хрень расписав что она отбеливает кожу, повышает аппетит и подключает цифровое телевидение одновременно.
4. Вы очень устали ждать свой товар, услугу, завершение работ или даже квартиру, сроки давно прошли, а ничего нет и не планирует возникнуть в разумный срок.
Что нужно сделать? Задать себе 5 вопросов. Даю список:
1. Чем доказано что мне должны? Чек, договор, переписка с точными формулировками, что из этого у вас есть?
2. Чем доказано что я оплатил? Чек, перевод, акт.
3. Кто мне должен? Знаете ли вы телефон, адрес, ИНН, наименование того кто виноват?
4. Почему я считаю что мне должны? Какие у вас есть доказательства того что с товаром или услугой не все в порядке?
5. Как давно мне должны? Когда вам стало известно о том, что товар или услуга для вас непригодны, или когда закончился срок на оказание услуги/выполнение работы?
Далее надо примерить все это на правовые основания:
1. Ненадлежащая информция о товаре или услуге.
2. Ненадлежащее качество товара или услуги.
3. Несоответствие товара или услуги заведомо оговоренным свойствам.
4. Нарушение срока предоставление товара, услуги или выполнения работы.
Разберем на примере. Вы заказали изготовление и установку кухни "под ключ". Идем по вопросам:
1. Что не так? Долго делают? Не тот цвет или материал? Хромает качество? Взяли и деньги и пропали? Окей, взяли и выявили причину своего недовольства, посмотрели подходит ли она к правовым основаниям. Подошла? Замечательно. Ищем ее в Законе РФ "О защите прав потребителей". Нашли? Отлично.
2. Если вы еще за товар, услугу или работу не платили, то увы, из реальности остается только вариант откзаться от этого счастью до момента получения и соответственно оплаты. В остальных случаях, мы смотрим как прошла оплата.
Худший для вас вариант - дал денег в руки и никакой фиксации сделки.
Перевод с карты на карту - уже доказательство, у нас нет презумпции "дарения", что дескать вы по ошибке перевели кому то 10 тысяч, а значит подарили. Но лучше если у вас есть акт, чек или хотя бы расписка о том, что деньги от вас приняли по такому то договору, или за такой то товар/услугу. В случае с кухней это будет чек, либо перевод, либо акт.
3. Вам должен тот с кем у вас договор. Посмотрите реквизиты в нем, обычно они на последней странице. Там должно быть наименование, ИНН, адрес, телефон, электронная почта и т.д. Если там этого нет, или вообще только закорючка без расшифровки, то посмотрите еще и на первую страницу. Там тоже не написано кто, кому и за что? Мда... Значит у вас не договор, а бумажка неясного происхождения и назначения. Допустим договора у вас нет. Но есть чек. Смотрим кто выдал, он наш злодей.
Нет ни чека, ни договора? А кому переводили и передавали деньги? Данные о переводе есть? Ну вот значит за не имением иных кандидатур - вам дожен тот кто получил деньги. В остальных случаях вам должен тот с кем договор. В случае с мебелью это будет мебельная фабрика которая вам кухню делает.
4. Не путайте первый и третий вопрос! Первый вопрос о том, что вас побудило считать что ваши права нарушены, а третий вопрос это то какие у вас есть тому доказательства. Что нарушено? Срок? Качество? Чем докажете?
Если срок, то считаем его по договору, обычно от оплаты. Если срок в договоре не указан, то разумный срок согласно ГК РФ - 7 календарных дней. Ждете дольше, а сроки не указаны были при покупе? Значит вот оно - ваше доказательство.
Если вопрос в качестве, то зафиксируйте что материал не тот, петли отваливаются, газлифты не установлены и т.д.
Вот просто возьмите и снимите фото и видео, после чего выпишите все обнаруженные недостатки на бумажку. После чего сообщите о результатах тому кто вам дожен эти недостатки исправить, либо осуществить возврат товара/денег.
5. Если прошло 3 года с того дня как у вас возникли претензии, но вы ничего не сделали - вам уже не должны. Срок исковой давности окончился. Это не относиться к длящимся услугам. Можете конечно поразвлекаться его восстановлением, но не рекомендую доводить до этого.
Срок просрочки исполнения ваших требований вам нужен для того что бы рассчитать неустойку.
Во второй части предлагаю разорать споры по услугам. Какие есть, чем заканчиваются и как их вести. Но буду рад альтернативным предложениям.