Серия «Советская школа.»

Истории из жизни
Серия Советская школа.

Проверка на честность1

Когда мой отец учился в Москве в 60-х, родители ему снимали комнату. Хозяйка квартиры, бабуля лет 80-ти, сдавала 2 комнаты в трёхкомнатной квартире студентам, в третьей жила сама. Она была человеком старой закалки –любила чистоту, порядок и тишину, а еще, на проводила периодические проверки на честность своих жильцов. Отец рассказывал, что идет хозяйка на кухню по коридору, обронит денежку, как –будто бы случайно, делает вид, что не заметила. Когда это случилось в первый раз, отец на автомате сразу побежал ей отдавать. Хозяйка подняла свои глаза и промолвила: «Ну ладно, Саша, живи с Богом, не балуй и никого не води». В другой комнате съемщики менялись постоянно, не проходили хозяйской проверки.

Мне пришлось столкнуться со случаем куда более печальным. Во время службы у одного моего сослуживца кто-то вытащи в кабинете из кителя всю зарплату. Платили и так не ахти, да еще и задерживали, а у него семья и двое детей. Все мы, сослуживцы, скинулись, кто сколько мог, а потом стали решать, как подловить крысу, ведь самое страшное в том, что украл кто-то из «своих». Тайно сговорились и после очередной получки решили вечером немного посидеть. Бушлат один из офицеров кинул небрежно на стул и было видно, что в кармане кошелек с получкой. Номера всех купюр предварительно переписали и убрали в сейф. Было, конечно, подозрение на конкретного сотрудника, но прежде чем обвинять, нужно доказать. В общем, ребята разыграли настоящую театральную сцену, что якобы перебрали с алкоголем и лыка не вяжут, и наш «товарищ» схватил приманку. Он якобы пошел в туалет, а по пути, как настоящий карманник, за несколько секунд вытащил из кошелка все деньги. Мы его приняли на выходе из уборной, выгребли все из его карманов на стол, но он до последнего момента уверял, что это его деньги и замолк только тогда, когда стали сверять номера купюр.

Бить его никто не стал, пальцем не тронули, хотя надо было, но все единогласно сказали, что завтра с утра у начальника должен быть его рапорт на увольнение, в противном случае ему никто служить нормально не даст. Он пытался ерепениться и жаловаться, но случай стал быстро известен всем в управлении и ему просто прямым текстом дали понять в отделе кадров, что если сам рапорт не напишет, то ему помогут.

Я встретил его (бывшего сослуживца) случайно, он таксовал. В один поздний вечер я возвращался со службы, он остановился и сказал, что садись, по-братски довезу. Когда поехали, тем не менее решил спросить, а что значит «по- братски»? Он начал рассказывать про дорогой бензин, что семью кормить надо и прочее и залепил такую цену, что я просто выскочил из машины почти на ходу.

С самого детства я слышал такую фразу «с кем пойти в разведку». Скажу, что в моем окружении таких людей очень мало, не потому что я всех проверяю, просто в наше время с честностью и порядочностью редко считаются, эти качества не в почете, поэтому мне ближе те старые порядки и устои – они настоящее, как и те люди, с которыми можно ходить в разведку.

Показать полностью

Настоящий учитель

В мои школьные годы были уроки труда. Как правило, это были сдвоенные занятия по графику: несколько месяцев в столярной мастерской, несколько в слесарной. Одним эти уроки дали, без преувеличения, путевки в жизнь, другим-хорошее подспорье для своего будущего хозяйства. Первые, кто был не особо силен (да и не стремился) в науках, уходили после восьмилетки в ПТУ, где закрепляли свои базовые навыки, а потом шли работать на заводы и фабрики, что было очень важно (без преувеличения) для всего народного хозяйства. В нашем городе было (!) огромное предприятие, которое всегда нуждалось в рабочих руках, поэтому оно (предприятие) шефствовало над ПТУ: ребята проходили практики в цехах и уже с первого курса начинали зарабатывать, их одевали, кормили бесплатно в столовой, а особо успешным по завершении трехлетнего обучения присваивали 4-й повышенный разряд.

У нас был очень интересный педагог по трудам. Он хорошо знал свой предмет, умел объяснить, да и у самого были руки на месте, но реально, с детским лицом и непропорциональным телосложением. и мои одноклассники-мордовороты дали сразу ему несколько обидных кличек: мужчинка, мальчик и чувачочек. Многие ученики в коридоре, когда он проходил мимо, подсмеивались над ним, и даже дело дошло до того, что не особо воспитанные девочки-ученицы начали его окликать обидными прозвищами в открытую, при всех. Учитель обладал просто космическим терпением, мог немного повысить голос, но тут же брал себя в руки и уходил, не обращая внимания. Вместо того, чтобы говорить ему спасибо за знания и приобретенные умения, большинство продолжали издеваться, так продолжалось не месяцы, годы…

Школа и институт были давно позади, я работал и однажды случайно встретил на улице своего одноклассника, и в разговоре речь зашла о нашем трудовике. Оказалось, что он до сих про работает в нашей школе, и…, пользуется у всего коллектива огромным уважением, он стал настоящим заслуженным учителем, ему прилагали неоднократно директорство и даже теплое место в районном управлении образования, но он отказался наотрез, предпочел остаться обычным учителем. А потом, я услышал историю, которая меня повергла в хорошем смысле в шок.  

Оказалось, что наш трудовик сирота, родители (понятно какие) оставили его в роддоме, он рос и учился в детском доме, учился очень хорошо, но сильно комплектовал по поводу своей внешности… А дальше, была срочная служба в Афганистане, куда он сам вызвался, вернулся орденоносцем, поступил в институт, потому что с детства хотел учить детей. У него никогда не было своей семьи, жил один, ездил на встречи с сослуживцами, с коллегами и все те, кто его близко знал, удивлялись его выдержке, терпению и открытости. Вернувшись с войны. он не изменился в лице и телосложении, остался таким же, но внутри жило огромное сердце великодушного человека, а потом и настоящего учителя.

По прошествии многих лет мне стало так стыдно, что я, наблюдая за всеми этими насмешками , молчал, не остановил. Да если честно говорить, никто из нас до сих пор не достоин даже рядом с ним находиться, надо всем собраться и прийти в школу, встать на колени и просить прощение… Я уверен, он простит, слова не скажет, такой он человек, а правильнее –настоящий учитель.

Показать полностью

Лесная школа

Сразу после войны в нашем мещерском поселке началось строительство механического завода. В регионе активно велись торфоразработки и оборудование требовало ремонта. С его открытием численность населения росла, развивалась инфраструктура. Не все мужчины вернулись домой после войны, и в первые годы основная тяжесть упала на плечи женщин. Они строили двухэтажные деревянные жилые дома на 12 квартир, которые в народе прозвали «торфяными», потому что их строили торфушки (так называли этих героических женщин). Одновременно, строилась рабочая столовая и общежитие барачного типа, которые позднее стало сельмагом и складом.

Быстровозводимые деревянные строения отапливались кирпичными печами. Никаких удобств изначально не было. В 60-х возле домов выкопали сточные канавы и у жителей первых этажей появились в узкие кладовые туалеты системы пудр- клозет. В конце 70-х в эти дома провели паровое отопление, но газа и питьевой воды не было, готовили либо на печи, либо на плитке, работающей от привозного баллонного газа. Детей мыли в эмалированных тазах, а взрослые раз в неделю ходили в баню.

История о том, как бабушка мыла посуду – это особая тема не для слабонервных. На печи стояли ведра с помоями для коровы и поросенка, после обеда она окунала в них тарелки, как бы обтирая их кусочками плавающего хлеба и приговаривала, что вода в ведрах чистая. Помню., как моя двоюродная сестра увидела данный процесс, после чего бабушка предложила ей тарелку щей. Она (сестра) вся покраснела, прикрыла рот ладонью и выбежала на улицу. Бабуля же приговаривала, что значит не голодная, есть не хочет, проголодается- сама попросит.

Почти все деревянные строения дожили до середины 90-х и были проданы администрацией поселка дачникам. Стоит отметить, что само дерево было не в лучшем состоянии, а вот печной кирпич очень хорошо сохранился и за ним буквально «гонялись» покупатели. Завод успел в 80-х построить в поселке несколько пятиэтажных панелек, куда переехала основная часть жителей. Остался нетронутым небольшой частный сектор, который существует до сих пор и лесная школа, о которой я хочу рассказать.

Школу строили так же после войны, но в отличии от других построек- это блочно-кирпичное строение с высоченными потолками, то что сейчас называют «сталинской». Школа находилась на краю поселка  в окружении огромных елей. Среди этого ельника была беговая дорожка, турник, различные лестницы, полоса препятствий- любимое место время препровождения молодежи после занятий. Невероятно красивыми и ухоженными были школьные клумбы и яблоневый сад. В сезон цветения находится здесь было настоящим наслаждением. Вся эта красота была сделана руками советских школьников. В то время, во всех школах в период летних каникул нужно было отработать 3 недели общественно-полезного труда. Можно было заменить эту отработку сбором и сдачей лекарственных трав. Я помню один год, когда собирал мать- и- мачеху, которая росла в изобилии на пустыре за домом. Так вот, наша поселкова школа была полной десятилеткой, где учились дети из всех окружных деревень. Она до сих пор работает, только вот, к сожалению, кол-во учащихся сократилось в разы. Печальным является то факт, что за клумбами уже никто не ухаживает, яблоневый сад зарос, а лесенку и турник кто-то спилил, и, видимо, сдал в пункт приемки металла.

Не хочу заканчивать свой рассказ на печальной ноте и скажу, что не смотря на все сложности с работой (а точнее, с ее наличием), поселок продолжает жить: работает клуб, есть своя футбольная команда и возродили поле для игры и дети ходят в школу, как много лет назад. Хочется верить, что однажды смутное время закончится и в нашем сказочном Мещерском крае вновь закипит жизнь, и мы все вместе сможем возродить клумбы и яблоневый сад- ведь этот крохотный уголок нашей Родины и есть часть Великой страны- России, о которой мы отзываемся с любовью, а значит, есть надежа.

Показать полностью

Урок мира

Мы жили всей семьей в рабочем общежитии почти в центе города. П-образная комната была маленькой, но какой-то домашней, уютной. В начале лета родители от завода получили новую трешку в панельке, но мы с младшим братом не хотели переезжать- здесь были наши друзья, родной двор, шахматный клуб, секции, школа. Сейчас я хорошо понимаю, что общага и собственная квартира-это несравнимые вещи, отец с матерью об этом мечтали много лет, работали, чтобы этого добиться и нам деваться было некуда, надо было переезжать.

Новая школа была просто огромной: три этажа, три спортивных зала, актовый зал, библиотека, бассейн и даже своя собственная обсерватория(!). В наше параллели было 7 классов, и попал я из класса «Б» в класс «Е», что уже как-то звучало подозрительно. В старой школе 80 % учеников закончили год на хорошо и отлично, было 2 ученика- круглых отличника. В новом классе я встретил только Олега из городской школы, остальные были незнакомы. Второе открытие, которое произошло первого сентября в День занятий- несколько моих новых однокашников очень плохо читали и не знали таблицы умножения. Я был, мягко говоря, разочарован. Со временем, познакомился с Ильей, который так же был переведен из городской школы и в результате оказалось, что мы трое: Олег, Илья и ваш покорный слуга давали всему остальному классу списать домашку, отвечали на уроках и «тянули» остальных. Вторым разочарованием было то, что часть наших одноклассников занимались хоккеем и их физическое развитие значительно опережало умственное. На переменах они демонстрировали свое физическое превосходство, что очень раздражало.

Новая школа кипела от огромного кол-ва учащихся, в каждом классе было более 30 человек, и, надо отдать должное учителям, что они проявляли верх профессионализма, пытаясь организовать порядок и донести на уроках учебный материал.

Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я остался в старой школе. Думаю, что с точки зрения учебного процесса, который требует определенных условий, мотивации, окружение очень важно, все бы происходил понятнее и логичнее.  Из-за долгожданного переезда родители просто поторопись., они не могли заранее знать про все «особенности» новой школы.

Китайцы говорят, что если ты желаешь человеку плохого, пожелай ему жить в эпоху перемен. У меня, порой, возникает такое внутренне ощущения, что как тога они начались, так до сих пор и продолжаются. Может нам, наконец, стоит остановиться, осмотреться, чтобы обрести просто стабильность, заняться наведением порядка в собственном доме, перестать смотреть на других, ведь Россия –уникальная страна, имеющая в основе великую культуру. Может, нам не стоит бежать вперед за непонятными, эфемерными целями, а обратиться к опыту поколений и вспомнить, как мы, будучи детьми, шли на линейку первого сентября в новой форме с ранцами на спине и большими букетами цветов, с улыбкой и радостью от встречи со своими такими разными одноклассниками, а первым уроком в первый день нового учебного года был урок Мира.

Показать полностью

Советская школа. Как мы ездили в колхоз

Первое сентября начиналось с выступления директора школы. Все собирались у входа и с верхней ступеньки он убедительно вещал, что ему позвонили из небесной канцелярии, заверив, что погода будет хорошей и это как раз тот самый момент, когда мы должны помочь нашей стране с уборкой урожая.

В данном процессе принимали участие все школы района без исключения. Мы ездили в колхоз «Борец» Раменского района на уборку свеклы и моркови. Из города тянулась длинная колонна автобусов с учащимися. Сотрудники ГАИ перекрывали все выезды, отдавая нам приоритет. Непосредственно на поле для каждого класса определяли надел, с которого мы собирали урожай в мешки. Предварительно проходил «Беларусь» и поднимал гряды для облегчения сбора. Моркошку или свеклу складывали в тряпичные мешки, и, когда поле пустело, приходили студенты или военные и загружали их в прицепы.

Работа на свежем воздухе вызывала аппетит. У меня была сумка от противогаза (как и у многих моих одноклассников), где лежали приготовленные мамой бутерброды, вареные яйца и термос со сладким чаем. После завершения работы мы с друзьями собирались вкруг и каждый выкладывал свои припасы, - получался некий «обед на траве». Все съедалось мгновенно.

После трапезы весь класс ожидал автобуса. Если утром при выезде автобусы подавались одновременно, то после работ транспорт, как правило, задерживался. С опытом подобных поездок мы стали записывать номер и водителя. Самые зоркие первыми бежали занимать места. Возвращение домой проходила, как правило, спокойно, почти не оставалось сил на болтовню, но настроение было отличное. Кстати, можно был взять с собой в эту же противогазную сумку пару-тройку морковин и одну свеклу. В начале сезона работники колхоза строго проверяли наши сумки на выходе с полей, но недели через две все проверяющие куда-то резко исчезли. Официального разрешения на вынос никто не объявлял, но брали все, включая учителей.

Точно не помню, сколько лет подряд мы помогали Родине с уборкой урожая, но могу сказать одно, да, это было потерянная учебная четверть, никаких новых знаний, но мы получали опыт работы в команде. Сейчас можно осуждать, критиковать, говоря, что школа ни для этого предназначена. Я считаю, что советская школа- это лучшая мировая модель образовательного процесса. Да, она не давала полного объема знаний для поступления в ВУЗ, нужны были доп. курсы, репетиторы, но каждый ученик, даже троечник, имел определенный кругозор, владел основами наук и умел многое делать своими руками.

По своему опыту скажу, большинство современных детей не умеют считать без калькулятора на смартфоне, не работают с ручным электроинструментом, что там говорить о простых бытовых вещах, типа забивания гвоздей или закручивания саморезов. Нет, не подумайте, не осуждаю, мир очень изменился и сейчас все завязано на интернете, а так хочется живого общения и искренних улыбок, чтобы люди просто оторвали свой взгляд от экранов своих смартфонов и вновь стали ходить друг к другу в гости.

Показать полностью

История о моих великих учителях

В нашем далеком советском детстве у мальчиков и девочек были великие мечты и почти все хотели стать космонавтами, инженерами, учителями. Что говорить, достойные и нужные профессии, да и примеры были такие, что сомнений не оставалось.

Посмотрев фильм «Доживем до понедельника» в главной роли с моим почти земляком (он родом из Павловского Посада, я из соседнего района) Вячеславом Тихоновым, я влюбился в учительскую профессию в его понимании и исполнении. Глубина образа меня просто поразила- это настоящий интеллигент, «умница» (цитирую). Манеры, взгляд, отношение- все окутано харизмой, и, кажется, что это недосягаемая высота, человек с большой буквы «Ч». Сам актер и его роли- это погружение в особый мир, а роль учителя в исполнении Вячеслава Васильевича меня, 12-летнего пацана, впечатлила на всю жизнь.

Судьба — это не набор случайных моментов, все промыслительно. Как только он, наш географ Николай Алексеевич вошел в класс, я сразу каким-то внутренним чувством ощутил ту яркую учительскую энергетику: великолепное знание предмета и полная непохожесть методов доведения знаний до учеников. Нет, вроде все было с одной стороны в классическом варианте: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание, но на большинстве других уроков многие ученики при опросе «засыпали», а здесь работал весь класс. Маленький этюд, как это происходило: он вызывал к доске сразу семь человек и ему была абсолютно безразлична успеваемость по другим предметам, все любили географию в его исполнении, даже самые закоренелые двоечники. И так, тема «столицы африканских государств». Учитель показывал рукой на ученика из класса, тот называл страну, далее кто первый отвечал, набирал один балл, два правильных ответа значило «отлично», и опрашиваемый мог занять свое место и готовить свой вопрос и так по очереди. Не выучить было невозможно, даже позорно. За 10-12 минут такого опроса появлялась такая сильная эне тяга ( иначе не скажешь), что мы, открыв рот, ждали нового материала. Николай Алексеевич никогда ни читал с листа и не бубнил себе под нос, это была, как правило, история великих путешествий с открытием новых земель, стран и городов, людей и их нравов, и традиций. Не поверите, но вторым предметов, который он преподавал, была физкультура, в школе был свой бассейн, и он был его директором. Подчас он приходил на урок географии в спортивной майке, штанах и кроссовках и даже наши ребята-хоккеисты завистливо поглядывали на его мускулатуру, которая просто была хорошим дополнение к природному таланту педагога.

Через несколько лет я закончил ин.яз. и мне всего год удалось поработать в школе.Это было почти 30 лет назад, и там мне в третий раз посчастливилось встреть настоявшего педагога и человека с большой буквы – директора той сельской школы. Он в буквальном смысле слова вдохнул в меня жизнь после серьезной травмы (множественны перелом подъема стопы) и помог вернуться к нормальной человеческой жизни- научил ходить без палочки (об этом есть отдельный рассказ).

На протяжении многих лет базовые учительские навыки и знание иностранных языков помогали мне открывать для себя новые профессии, но более всего я благодарен тем трем вышеперечисленным учителям, которые заложили во мне основы человеческих ценностей, уважения, серьезного отношения к делу и любовь к людям.

Показать полностью

Путевка в Канаду

В советское время выехать за границу обычным гражданам было делом весьма проблематичным. Однако, были и для простых людей некие квоты на выезд. Одной из таких квот можно назвать особые спортивные достижения, подкрепленные хорошей учебой и примерным поведением.

Мой одноклассник Роман с самого детства занимался хоккеем и первому критерию (особые спортивные достижения) отвечал полностью, но вот по двум остальным была печалька. Природа наградила парня феноменальными физическими данными, которые еще больше укрепились в хоккее. Уже в 14 лет он был среди первых кандидатов в основной состав «Химика», и, надо сказать, что играл он действительно здорово. Однако, в школе все было в точности наоборот. Уже в седьмом классе его побаивались старшеклассники, в тот момент он был выше всех на 2-3 головы, что говорить о физической форме. Лупил Роман почти всех без разбора (слово «почти» применялось в кругу особо приближенных, которых он не трогал). Не понравилось, кто как посмотрел и не дай Бог что-то еще сказал- все, затрещина обеспечена. Непослушных он заставлял носить свой и чужие портфели из кабинета в кабинет, а иногда, ради смеха, прыгал сверху на такого ученика, падал вместе с ним и портфелями, последний получал затрещину и продолжал свой путь. Не сказать, что Роман был глупый- наоборот, просто у него не было ни времени, ни желания хорошо учиться, да и что греха таить, до определенного момента закрывались глаза на его, мягко говоря, плохое поведение. Но однажды наступил момент, когда двух человек из «Химика» пригласили в молодежную сборную, которая готовилась к чемпионату в канадском Тороно, и одним из них был Роман. Однако, чтобы поехать в Канаду, нужна была положительная характеристика из школы и отсутствие неудов по предметам.

Директор школы получил запрос из спорт. комитета и направился к нашей классной руководительнице. Маргарита Альбертовна (преподавала французский) была женщиной принципиальной и написала правдивую характеристику, с которой не взяли бы даже в спец. учреждение. Директор вызвал ее на ковер и стал рассказывать про честь школы и другие подобные вещи. Маргарита выдвинула свои требования, после которых у Ромы был общественно- полезный труд после уроков (под присмотром отца он мыл коридоры),и вел он себя тише воды, ниже травы, все подумали поначалу, что наш хоккеист заболел. После двух недель испытаний, классная согласилась написать повторную характеристику, но тут встал третий пункт- наука, которую за две недели не освоишь, даже на три балла.

Некоторые учителя, увидев, как Роман тщательно драил полы, согласились поставить трояки, кроме одной- учительницы химии. Химичка- это был тот случай, когда призвание совпало в выбранной профессией, она бредила своим предметом и делала все для того, чтобы те, кого она учит, его знали. Роману она не ставила двойки, чаще или просто мочала и не спрашивала или просто рисовала в дневнике «1». На педсовете решили, что нужно натянуть тройку по химии и для этого посадить хоккеиста с сильным учеником. Сильным учеником оказался ваш покорный слуга. У Ольги Петровны (так звали химичку) было свое условие, что если Роман напишет итоговую четвертную контрольную хотя бы на три балла, она поставит итоговую оценку «3».

Мне поступило коммерческое предложение от моего нового соседа по парте, что если я помогу ему решить задачи на контрольной, он привезет мне из Канады пачку жевачек в форме сигарет (огромный дефицит в то время). Я ответил, что если будет возможность, то помогу. На решение своего варианта я потратил менее половины урока, а потом, буквально на автомате, решил вариант своего соседа, который в аккурат под конец урока успел его переписать.

На следующий день произошло событие, в которое за день до этого никто бы не поверил. Ольга Петровна вошла в класс с журналом и тетрадями с нашими работами. Вид у нее был весьма задумчивый и даже, можно сказать, загадочный. Встав перед своим учительским столом, она объявила, что за итоговую контрольную в классе всего две отличные отметки, и обратилась ко всем, что как вы думаете у кого? Первая пятерка (не хоккейная) была у меня, а вторая (вот чудо!!!) была у моего соседа Романа. Она не могла нарушить своего слова, хотя итоговая оценка была «удовлетворительно», но ее хватало для поездки в Канаду.

Наш хоккеист вернулся из-за границы счастливый- команда заняла первое место и ему уже было гарантировано место в основном составе «Химика». Про меня он забыл, да я, если честно, ничего и не ждал, лишь чуть позже подошел к нему и попросил в качестве оплаты не трогать моих друзей- одноклассников. Он действительно более никого не трогал, может просто повзрослел, а может просто переключил внимание на другие горизонты. Мы закончили восьмилетку, получили аттестаты, я пошел в десятый класс и с тех пор более не видел Романа, хотя от друзей слышал какое-то время о его больших спортивных достижениях, которые точно были на «отлично», а вот все остальное….

Показать полностью

Шарите в мировой мифологии?

Проверьте себя, пройдя испытание мудрости. Самые достойные получат приз — награду в профиль на Пикабу.

История о школьном баянисте

Много лет тому назад, почти сразу после окончания института я работал в сельской школе учителем французского языка, совсем недолго- год полноценная ставка и год по субботам (доводил свой класс до экзаменов). Однако, это время запомнилось множеством интересных историй, одну из которых хочу Вам, дорогие мои читатели, рассказать.

В той школе еще преподавали музыку, и у учителя был свой аккомпаниатор- местный баянист Леха (извините, но его так все называли, хотя учителей исключительно по имени отчеству). Для Лехи это был дополнительный небольшой заработок и место, где он держал свою трудовую, основным денежным (и не только) ресурсом были свадьбы. Наш директор, Владимир Семенович, его ценил, не смотря на сильное пристрастие баяниста к спиртному, и на вопросы о сомнительном запахе в классе всегда повторял, что да кто еще пойдет работать сюда за такую зарплату, а этот как сыграет, так все вокруг оживлялось, да и голосом он обладал отменным. В общем, весь педагогический коллектив принимал аккомпаниатора таким, какой он есть, хотя почти все знали истории о его похождениях после свадеб, да и не только. В свою очередь, я слышал рассказы о «музыкальной шкатулке» (прозвище Лехи) от коллег, и не мог поверить, что такое возможно, однако в конце учебного года все довелось увидеть своими глазами.

И так, приближался выпускной вечер и весь небольшой педагогический состав был приглашен. Наш директор не забыл про аккомпаниатора, но взял с него слово, что тот до утра не напьется, будет играть и петь, а в награду его накормят, а потом и немного нальют, но только после того, как выпускники пойдут встречать рассвет. Все началось спокойно с «Подмосковных вечеров» и Алексей своим баритоном буквально сразу сразил всех наповал. А после начались шутки, что типа чтобы у баяниста не сели связки, надо налить стопочку, сначала так, потом с локтя, а, чтобы инструмент лучше играл, надо выпить с баяна. Через пару часов баянист, как говорится, «пришел в нужную кондицию», начались песни про женщин со вставками из матерных частушек и, благо, что школьный диджей включил громче музыку и только она смогла переключить общее внимание. В этот момент Леха подсел ко мне и стал говорить, что музыка ему совсем не помеха и надо срочно налить, а на вопрос про нецензурную брань заявил, что тут ужу все взрослые и надо привыкать. Еще бы немного и он бы пустился в пляс с баяном, еле переставляя ноги, если бы ситуацию не спасли наши доблестные милиционеры, дежурившие на выпускном. Нет, они его не забрали, просто вывели на улицу, посадили на лавку, где он играл для всех домов вокруг.

Дело близилось к окончанию, родители и педагоги устали и наступил момент, когда выпускники пошли встречать рассвет. В этот момент на пороге нарисовался, извините, иначе не скажешь, наш баянист, и, покачиваясь, направился в мою сторону. Присев рядом, стал докучать, что его все обижают, чуть гармонь не отняли и за его «тяжелую» работу ему так и не заплатили. Поняв, что от меня ничего не добьется, он направился в сторону кухни, где родители выпускников мыли посуду и там, в буквальном смысле слова, выцыганил последние деньги, собранные на прочие расходы, после чего резко удалился.

Чисто случайно я встретил Леху на улице в приподнятом настроении (он еще отмечал выпускной) через два дня. Наш директор узнал о его поступке и пришел в негодование, сказав, чтобы тот ему более на глаза не попадался. Я поведал баянисту об этом и в ответ услышал, что надо идти сдаваться. Процесс сдачи трудно в деталях передать словами, но это было похоже на то, как нашкодивший сын снимает штаны и ждет от бати хорошего ремня. На самом деле, баянист зашел к директору и пал на колени со слезами, простонав: «Бать, Семеныч, прости, я твоему сыну на свадьбе бесплатно отыграю и ни капли в рот». Директор был мужиков строгим и принципиальным, но поверил трясущемуся Лехе и простил, как отец блудного сына.

Прошло много лет, я давно не работаю в школе, и как-то чисто случайно встретил баяниста на улице. Он очень сильно похудел, и, увидев меня, сразу сказал, что с алкоголем завязал, да и на свадьбах сейчас редко играет, но что интересно, что в нашей сельской школе до сих пор удалось сохранить такой предмет, как музыка, где звучит аккомпанемент под баян и дети, тем не менее и кто бы что не говорил, приобщаются к миру прекрасного, того, что никто не сможет отнять, потому что это остается в душе.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!