Мотоциклетное счастье
В начале 80-х советские люди мечтали приобрести технику, особенно автомобиль. Чтобы его купить, нужно было отстоять в очереди, либо иметь блату, и, конечно, приличную сумму денег на руках. В общем, все должно было сложиться, и тогда советский гражданин становился счастливым обладателем нового железного коня ЗАЗ-968- считай, что не зря родился, ВАЗ- ты родился счастливым, ГАЗ-Волга- ты родился с золотой ложкой во рту, и были еще те немногочисленные, у которых от рождения было все: спецшкола, МГИМО, высокая должность… и неимоверной красивый, эксклюзивный авто с летающим именем Чайка- простой народ даже боялся думать об этом. Да, были ещё небедные творцы-маргиналы, некоторые дипломаты, которые могли себе позволить иномарку, в частности Мерседес. Для первых, (наверное, Вы сразу догадались о ком я говорю) это не было какой-то целью, верхом мечтаний- просто можно (и нужно!) было удобно, быстро и комфортно передвигаться, не более, для вторых, наличие иномарки подчеркивало статус владельца, «исключительность» … Обычные люди- работники фабрик, заводов, рядовые служащие гос. учреждений тоже могли себе позволить технику, а именно- мотоцикл.
Среди владельцев мотоциклов была тоже некая градация, но, правда, не такая существенная, как среди автомобилистов. И так, начнем с «Минска» и «Восхода»- одни из самых популярных мотиков советской молодежи, начинающих рыбаков и охотников- легкие, но маломощные, но для минимального адреналина хватало. Чтобы совершать недалекие поездки, особенно в лес и на реку и к теще на блины, были очень популярны одноцилиндровый «Иж-Планета» и двухцилиндровый «Иж-Юпитер» ( « Иж-Юпитер-3 был у моего отца)- помощнее, с прицепной люлькой, что очень удобно для семьи, а без нее можно было спокойно удирать по проселочным дорогам от гаишников, далее шли самые мощные « Урал» и «Днепр» -это не цепные агрегаты, на кардане, тоже с прицепной люлькой- мечта гаражных завсегдатаев, закоренелых охотников и рыбаков, их можно было грузить под завязку и техника ткнула. На отдельное место я бы поставил Яву. У соседа по гаражу была 350 с люлькой- стиль и мечта гонщиков-любителей и понторезов того времени. Аппарат делали в Чехословакии (!), и он действительно был достаточно надежным и просто классно смотрелся, многие мечтали купить «Яву», а более практичные семейные люди, как мой батя, мечтали об «Урале».
«Автомобиль- не роскошь…»- всем хорошо знакомое высказывание из советских времен, которое я бы отнес все-таки к мотоциклам. В городах и деревнях были целые гаражные и сарайные сообщества, где владельцы техники могли часами обсуждать своих коней. Порой, такие обсуждения заканчивались в мед вытрезвителе, но глобально, все было хорошо, была настоящая тема, которая объединяла, в основном, мужиков, а многие женщины тем временем варили щи, борщи и супы и собирали сумки, чтобы отправиться всей семьей на железном коне к маме, в лес или на речку. Так это было здорово, все улыбались, встречаясь в пути или в местах отдыха, такое вот оно было маленькое, дымящееся, но настоящее и доброе советское мотоциклетное счастье.