Мой путь к творчеству Роберта Вегнера был довольно-таки долгим. Неоднократно слышал о нем хвалебные отзывы, да и сам жанр мне очень нравится, но вот что-то всё откладывал, и, как оказалось, зря. Часто Вегнера сравнивают с паном Сапковским, но я каких-либо параллелей не нашел. Разве что первые две книги состоят из нескольких повестей, как это было в цикле о ведьмаке Геральте. Поговорим поподробнее сначала о «северном», а затем о «южном цикле». Каждую повесть я разберу отдельно, т.к., несмотря на некоторый сквозной сюжет, все они очень разные, как по сюжету, так и по стилю подачи.
Первая повесть в «северном цикле» сразу погружает нас в нужную атмосферу: горы, снег, лёд, холод, враждебные нечеловеческие расы и магия. В центре сюжета отряд Горной Стражи – бойцы регулярной армии, набранные из местных племен горцев. Их задача – оберегать покой мирного населения от различных угроз. Шестая рота только что была создана, бойцы взяты из других рот, а командир, Кеннет-лив-Даравит, молод и еще не заработал достаточный авторитет. Им поручено серьезное дело. Племя шадори нападает на мирные деревни, вырезает всех жителей с особой жестокостью, не брезгуя даже каннибализмом. Довольно долгое время шадори удавалось ускользать от горной стражи, но Кеннету удается узнать местоположение лагеря каннибалов. Однако есть довольно серьезные проблемы: нужно пройти через смертельно опасный ледник и территорию враждебной расы аг’хеери.
При чтении фэнтезийных книг в первую очередь я обращаю внимание на интересный и проработанный мир. В данной повести мне понравилась история расы аг’хеери. Горы Севера издавна принадлежали этому гордому народу, но пришли люди и объявили их созданием Мрака, постепенно вытесняя с удобных для жизни земель. Показана типичная человеческая расчетливость и ксенофобия. Чем-то напоминает «АМ,ДМ» Ника Перумова.
Описание очень натуралистично, много крови и не самых приятных подробностей. Меня, как любителя темного фэнтези, это особо не смущает, но некоторым может не понравиться.
Хотя финал повести и вышел несколько скомканным, впечатление после прочтения осталось хорошее. Настоящее добротное мужское чтиво.
Данная повесть существенно отличается от предыдущей. Возвращаясь из очередного патрулирования, Шестая рота Горной Стражи ловит шпиона и направляется с ним в город, чтобы передать Крысам – меекханской тайной полиции и внутренней разведке. Во время марша старший десятник Вархенн рассказывает историю битвы у горы Лысицы, произошедшей четверть века назад. Он принимал в ней участие еще будучи совсем юным. Основная часть событий повести происходит именно в прошлом. В то время на Меекханскую империю нападают дикие кочевники се-кохландийцы и выигрывают битву за битвой. Жители северных провинций пытаются сбежать за горный хребет, перейти через который можно только по узкой горной дороге. Десятки тысяч человек с лошадьми и фургонами практически останавливают движение, а вражеская армия уже близко. Все движется к кровавой резне, ведь кочевники не привыкли щадить своих врагов. Между дикими ордами и мирными жителями оказывается лишь горстка Горные Стражи и пара сотен солдат имперской тяжёлой пехоты.
Описание битвы эпично и детально. Батальные сцены продуманы просто замечательно, реалистично и без лишнего пафоса. Мне это чем-то напомнило «Героев» Аберкромби, ну и, конечно же, историю о трёхстах спартанцах. Меекханские войны жертвуют своими жизнями, показывая истинную стойкость и героизм.
Одним словом, в повести есть всё, чего я ожидал от нее. Несмотря на довольно блеклую линию событий, происходящих в настоящее время, ставлю повести высший балл.
На мой взгляд, самый сильный рассказ в плане эмоционального накала. Именно после данных событий Кеннет стал настоящим бесспорным лидером Шестой роты, а бойцы получили право вышить красным номера подразделений на собственных плащах.
Шестой роте Горной Стражи выпадает честь сопроводить мексиканского посла к правителю соседнего государства Винде’канн, в котором нашлись горячие головы, желающие войны с Империей. Меекхан готовится к войне на востоке, и второй фронт был бы явно лишним. Именно поэтому очень важно установить дружеские отношения с небольшой, но гордой страной. Основную проблему составляет племянник правителя – лидер бандитской шайки Навер Та’Клав. Попав под влияние жреца бога-воителя Сетрена, юный воин жаждет меекханской крови. Он умен, харизматичен и очень жесток. Получив власть после смерти дяди, Навер утопит границу в крови и огне. Кровавый культ Великого Быка процветал до прихода Меекхана, но затем, после множества религиозных войн, был почти уничтожен. И вот после стольких лет бездействия верования начинают возрождаться.
Татуировку с рогатой головой быка носят на себе разбойники, устроившие засаду на посла. Солдатам Горной Стражи предстоит охранять безопасность дипломата и на самом приеме у правителя. У Кеннета одна важная установка: нельзя вступать в конфликты с местными, несмотря на все провокации. На кону – мир и покой в Империи. Наверу это прекрасно известно и, видя, что посольство справляется со своей миссией, решается на подлый поступок. По дороге за Стражей увязался умственно отсталый мальчик, которому один из солдат из жалости одолжил свой старый плащ. Главарь бандитов прилюдно избивает мальчика, требуя унизить солдат, но тот держится до конца. В конце концов Навер убивает мальчика, а плащ уносит с собой, пообещав сделать из него попону для лошади. Есть такие обиды, которые смываются только кровью, и впереди у Шестой роты только месть. Перед Кеннетом стоял сложный выбор: защитить мальчика, но ввергнуть страну в новую войну, или пожертвовать одним ради благополучия целого народа. Но есть ли действительно выбор у солдата, или долг всегда превыше всего?
На мой взгляд, самая мрачная и кровавая повесть из всего «северного цикла». Именно в ней формат склоняется от героического фэнтези в сторону темного.
В центре сюжета снова Шестая рота Шестого полка Горной Стражи под предводительством лейтенанта Кеннета-лив-Даравита. В далекой глухой рыбацкой деревне происходят пугающие события, и именно Горной Страже предстоит во всем разобраться. По словам проезжего купца некий монстр в клочья разорвал нескольких взрослых мужчин, но староста деревни это отрицает, уверяя, что всё хорошо. Однако Кеннет чувствует ложь и решает понаблюдать за подозрительным селением. Оказывается, что деревня привлекла внимание также аг’хеерского шамана и таинственного отряда бойцов под прикрытием магов. Да и сами жители деревни не такие безгрешные, какими хотят казаться. Всё дело в том, что в озеро, на берегу которого стоит деревня, падают куски древнего ледника. Когда-то на нём происходила великая битва с силами зла, и множество древних магических артефактов оказалось вмуровано в лед, а вместе с ними золото и прочие ценности, находившиеся на телах павших воинов. За этими сокровищами, выносимыми на берег, и охотятся жители деревни, которых охватывает настоящая золотая лихорадка. Как известно, жадность – один из самых страшных пороков. Из-за него люди способны на чудовищные поступки, но за все приходится рано или поздно платить.
Очень удачное завершение «северного цикла», оставляющее после себя множество вопросов, ответы на которые мы получим в дальнейших частях.
Повесть заметно отличается от прочих по жанру. На смену мрачной атмосфере приходит легкость и качественный юмор.
Действия сюжета происходят между второй и третьей повестями основного цикла. Шестую роту отправляют поддерживать порядок на празднике в небольшой горной долине. Праздник этот довольно необычен: во время него жители могут воровать друг у друга коз и овец, отдавая затем обратно за небольшой выкуп. Проведение мероприятия очень выгодно местным властям и купцам. Только всё идет не по сценарию, и начинают происходить странные вещи. Таинственный маг пользуется небывалой активностью местного источника силы, и в результате праздник начинает играть совершенно новыми красками. Дело в том, что совершенно неожиданно на головы местным жителям начинают падать овцы и козы, это в свою очередь вносит раздор между людьми. Но так ли страшен этот таинственный маг, и чего он хочет на самом деле? Возможно, ему просто нужна своя коза...
Повесть вынесена отдельно от основного цикла, и это легко объяснимо. По стилистике там она была бы явно лишней. Несмотря на это, «Каждый получит свою козу» мне очень понравилась. Своеобразная разрядка в суровом и мрачном мире «Меекхана».