Отношение к ремейкам в народных массах по большей части холодное - и это можно понять, когда любимый фильм юности перевыпускают спустя десятки лет, подчас коверкая содержание, заменяя полюбившихся актёров не пойми кем, упрощая диалоги, а то и вовсе теряя основную идею. Но так бывает не всегда.
Леоне с его "На несколько долларов больше" - американской киноадаптацией работы Куросавы, прекрасный "Запах женщины", превзошедший своего итальянского предка и развивший его идеи, великая картина "В джазе только девушки", о которой и не подумаешь что это ремейк, "Бен-Гур" 1959-го и многие, но всё же не слишком многочисленные, другие.
Сегодня я поведаю вам о трёх фильмах и двух ремейках, которые в отличие от предыдущих картин нельзя в полной мере назвать переосмыслением. Нельзя также сказать что какая-то из них является явно лучшей - у каждой есть свои сильные стороны и свои недостатки. В каждой - без преувеличения великие актёры своего времени. Каждая была хороша тогда и заслуживает внимания сейчас, по ним можно проследить как развивался кинематограф. Приступим же!
Предыстория.
События, о коих повествуется на данных кинополотнах безусловно заслуживают отдельного ознакомления, поскольку имеют немалое значение в истории мировой и американо-британской в особенности. Статья на википедии исчерпывающа, вкратце же задел таков: отделение Штатов от Великобритании стало для последней значимой потерей и среди прочего создало проблему обеспечения продовольствием британских колоний, в частности в Вест-Индии, чем вызвало экономические осложнения для местных плантаторов и для Британии - как следствие. Решить эту головную боль мог ввоз хлебного дерева, миссию по доставке которого и возложили на корабль "Баунти" и его капитана Уильяма Блая. В море им удалось выйти 23 декабря 1787г., однако доставить саженцы Блаю было суждено лишь в 1793г. с другими командой и кораблём...
"Баунти" 1984г. реж. Роджер Дональдсон
А начнём мы с конца! Для современного зрителя этот фильм будет наиболее близок и понятен по своему киноязыку, пусть в ряде аспектов и уступает старшим собратьям. Тем не менее, его принято считать наиболее верным воспроизведением исторических событий, накал драмы при этом присутствует. Съёмки красивы, "Баунти" воссоздан точно, пусть каркас и металлический, но выглядит жизнь на нём вполне натурально, собственно она и показана тут детальней всего.
За что мне хотелось бы похвалить его в первую очередь, так это за начало, оно тут сделано минимум на девятку: тёмный экран, постепенно нарастающая тревожно-таинственная музыка, плещутся волны, золотые лучи пронизывают пышные облака, солнце постепенно поднимается, в то время как диктор зачитывает фамилии, которые вас несомненно заинтересуют: Энтони Хопкинс, Мэл Гибсон, Дэниэл Дэй-Льюис, Лиам Нисон и даже великий Лоуренс Оливье.
Уверен некоторые сейчас уже загорелись идеей просмотра, однако должен вас предостеречь: фильм отличный, однако смотреть его ради одних лишь актёров не стоит, его достоинство в истории, постановке, высокобюджетных и качественных ($62млн. в пересчёте на наши дни) съёмках, а если на кого из актёров и смотреть, то на Хопкинса. Выдающейся его игру не назовёшь, а вот "крайне убедительной" - вполне. Гибсон, Нисон и Дэй-Льюис ещё очень юны в кино и являются больше украшением, но украшением ярким, всегда приятно видеть знакомые лица на экране. До признания и больших картин им осталось совсем немного. У Оливье роль небольшая, но почётная.
Уильям Блай Хопкинса является персонажем неоднозначным. В отличие от старых фильмов он не принимает заведомо идиотских решений, не наказывает команду просто так, желая принизить и в целом не является персонажем явно отрицательным, видно что он знаток своего дела, не зря бороздивший с Куком моря и носящий свой мундир с достоинством.
Причины мятежа вот уже больше двух веков являются темой для обсуждений и в этом фильме лично я увидел их скорее в отсутствии костяка верных проверенных людей в начальствующем составе (вместо которых совсем юнцы) и в слииишком уж соблазнительном Таити (это после годичного плаванья-то!) и его обитательницах, которые, кстати, здесь как никогда откровенны, что, в общем-то добавляет реализма, да и глаз радуется.
Фильм начинается с суда и им же кончается, суд выглядит торжественно, одновременно сурово и очень "по-английски" - это ещё один небольшой плюс картине. Показаны события накануне экспедиции, позволяющие поверить что Флетчер Кристиан - второй помощник капитана и лидер мятежников и впрямь был знаком с капитаном до. Это говорится во всех фильмах, но здесь ещё и показывается.
Красоты Таити, тяготы моряков тех лет, приключенческий шарм, напряжение в отдельных моментах, лучший (по своей прописанности) Уильям Блай, наибольшая приближённость к реальной истории - вот сильные стороны этого фильма. Из минусов я бы выделил затянутую любовную линию, которая не особо здесь и нужна и блеклость персонажа Гибсона. Нет, выглядит хорошо, я положительно отношусь к актёру, но своим былым прототипам он проигрывает с большим отрывом. Впрочем, многие не согласятся. Смотрите сами, господа, а мы идём дальше.
"Мятеж на Баунти" 1935г. реж. Фрэнк Ллойд
Так уж вышло, что первую крупную экранизацию этой истории я посмотрел последней. Её просмотр и вдохновил на написание этого поста. Здесь нет той толпы знакомых современному зрителю актёров, но это и не нужно, ведь на их местах молодой, непривычно безусый, но всё же Кларк Гейбл и великолепный актёр Чарльз Лоутон, которого некоторые возможно узнают по его ролям в таких фильмах как "Спартак", "Свидетель обвинения", "Сказки Манхэттена", "Ночь охотника" и "Переулок святого Мартина". Для остальных же хочу сказать что это Актёр с большой буквы: трагичный, смешной, интеллигентный, грубый, строгий, мягкий... постоянно перевоплощающийся и делающий даже самую второстепенную роль очаровательной. Здесь он в довольно необычном для себя амплуа негодяя и с ролью справляется на все сто, жаль только самому персонажу не достаёт глубины, он однополярен и сух. Внешне пожалуй он наиболее близок к настоящему Блаю, но то каким его выставляют (сценарно) чудовищем огорчает, после новых картин. Уверен, будь сценарий более хитёр - Лоутон сыграл бы на уровне, а то и лучше Хопкинса, но увы - в 1935-м фильм был примечателен в первую очередь визуально и простого сюжета "добро-зло" вполне хватало. Впрочем, он и сейчас смотрится, как хороший приключенческий фильм, если сделать скидку на время. Смотреть интересно, любопытно подмечать различия и с удовольствием находить стороны, в которых старый фильм сильнее.
Конечно, тут нет никакой обнажёнки, да и девушки пожалуй менее красивы, король Таити выглядит просто неким дедом, а не мудрым вождём (кстати, ещё один "+" в копилку фильма выше, там с этим порядок), а шторм, как мне сказали после просмотра, снят в павильоне. Почему "сказали"? Да потому что погружаясь в картину, следя за сюжетом, даже видя его в третий раз, магия кино так или иначе начинает работать и ты не замечаешь каких-то косяков, условностей, а если и видишь что, то оно не портит впечатления - в театре же как-то работает, верно?
Кристиан Гейбла будет повыше уровнем гибсоновского, но до идеала далеко, если только визуально - внешне он наиболее похож (с кинематографической точки зрения) на своего героя.
Фильм силён другим - командой и простой, но тогда ещё не избитой идеей борьбы с тиранами. Затянутой любовной линии на Таити здесь нет, зато отлично раскрыта история моряка, которого вынудили пойти в экспедицию, оставив дома жену и двухлетнего ребёнка без средств к существованию. Концовка сильней и глубже, нежели в версии 1984г. - решается судьба тех, кто после бунта решил остаться на Таити, не желая скитаться в поисках укрытия от короны и пусть в кандалах, но вернуться в Англию к близким. Решение суда повлияет не только на их жизни, но и в целом на уклад и допустимые меры наказаний в британском флоте повсеместно. Отсюда значимость для истории.
"Мятеж на Баунти" 1962г. реж. Льюис Майлстоун и Кэрол Рид
Это поистине эпический фильм и длится он на час дольше своих собратьев. Его я посмотрел первым и не смотря на серьёзные допущения и расхождения с реальной историей он является моим любимым, в основном за свой размах и наиболее сильную концовку. Это классический крупный фильм тех лет - увертюра в начале, интермиссия в середине. Не знаю как вам, а мне всегда приятно видеть эти моменты в фильме, они создают особую атмосферу уюта и будто бы переносят тебя в кинотеатр 60-летней давности, где перекусывая и потягивая коктейль в ходе антракта вы обсуждаете первую половину крупного фильма со своей очаровательной спутницей... или спутником, тут уж кому как.
Прежде стоит обратить внимание на то, что это единственный фильм, где ты ощущаешь значение миссии по доставке хлебного дерева. В остальных - ну дерево и дерево, ну выкидывают и выкидывают. Здесь же сам фильм начинается от лица садовода, ищущего свой корабль и объясняющего простодушным морякам (и нам заодно) в чём значимость этой экспедиции. Далее будут показаны поиски его на острове. В целом это наиболее подробный и ровный в плане повествования фильм, не упускающий ни одной важной детали.
Актёры. Появление великого Брандо, не смотря на всю мою к нему любовь, здесь вызывает не самые приятные эмоции. Сплошной лоск, невообразимый для опытного моряка наряд, так ещё и оказывается, что здесь они с капитаном вовсе не знакомы. Но он надевает мундир и вы вместе успокаиваетесь, а в конце ты понимаешь - не смотря на все искажения, он - лучший Флетчер Кристиан что у нас есть. Концовка этого фильма кардинально отличается от других, она... легендарна - в исконном значении этого слова.
Помимо Брандо, акцента на миссии, масштаба и сильного финала у картины есть отличный капитан Блай, который далёк от портрета настоящего Блая, характер его проще и не такой многогранный как у Хопкинса, а вот внешне это полное попадание - прирождённый морской волк, суровый, благородный, опытный и опасный, а играет его отличный актёр Тревор Ховард, которого некоторые могут знать по классическому фильму "Короткая встреча".
Приятно также присутствие Ричарда Харриса, играющего матроса, подвергающегося жестоким наказаниям, задолго до роли мудрого, всем нам хорошо знакомого (и лучшего, на мой взгляд) Альбуса Дамблдора.
Фильм не выиграл ни одну из 7 номинаций киноакадемии и не собрал приличных сумм, но является прекрасным явлением в фильмографии каждого, кто в нём снялся и отличным финальным штрихом в карьере режиссёра - Льюиса Майлстоуна.
Заключение.
С чистой совестью каждый фильм был мною оценён на твёрдую "8" и я ответственно заявляю, что просмотр любого из них не будет потерей вашего времени, а уж если любимый актёр в каком-то присутствует - бегом смотреть, ведь игра в этом приключении у каждого была достойной. Какой фильм лучше - решать вам, ну а моим фаворитом будет, пожалуй, версия 1962 года - благодаря размаху, завершённости всех значимых тем, ну и Брандо, конечно.
Если вы уже знакомы с этой занимательнейшей главой в истории мореходства, то я бы с удовольствием обсудил каково ваше видение мятежа, чем понравился/не понравился фильм и какой могла бы быть идеальная экранизация. Остальным же рекомендую ознакомиться.
Благодарю за внимание и приятных вам выходных!