Серия «Лю Цысинь "В память о прошлом Земли"»

Лю Цысинь «Вечная жизнь смерти»

Лю Цысинь «Вечная жизнь смерти» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Вторжение, Конкуренция, Спасение мира, Устрашение, Ковчег, Многомерность, Длиннопост

«Вечная жизнь смерти» – финал грандиозной трилогии Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». Хочется сразу оговориться, что полноценным и законченным произведением является именно трилогия. Только в третьей книге Лю Цысинь даёт ответы на большинство вопросов, и после прочтения удается понять весь масштаб задумки автора.

Научность романа носит довольно интересный характер. В нашем понимании научная фантастика чаще всего использует уже открытые законы и теории. Автор же решается поиграть с ещё нерешёнными задачами физики. Тут нам и парадокс Ферми, и сильное взаимодействие, и теория струн, и много что ещё. Лю Цысинь предлагает свои решения, и они неоднозначны, поэтому и интересны. Часто за объяснением некоторых моментов приходится лезть в интернет и читать научные статьи.

В финале второй книги Отвернувшийся Ло Цзи раскрывает основной закон Вселенной – «Темный лес». Жизнь бесконечна, а вот ресурсы очень даже конечны. И при встрече двух цивилизаций, более сильная непременно уничтожает более слабую. Никто не знает, как поведет себя сосед в тот или иной момент. Даже отставание в технологическом развитии служит слабой защитой, ведь резкие технологические скачки происходят повсеместно. Замешкаешься, и бывший слабый сосед уже превосходит тебя по всем фронтам. Поэтому все разумные виды прячутся друг от друга, как охотники в темном лесу. Лишь земляне по своему невежеству прокричали на всю Вселенную о своем местоположении. Услышал их, к счастью лишь Трисолярис. Ло Цзи дошел до этой концепции ещё к середине второй книги, но, исполняя роль Отвернувшегося, никому о ней не рассказал. Пробный удар он нанес по далёкой звёздной системе, видимой с Земли. Спустя несколько десятилетий он узнает о том, что звезда уничтожена, чем получает подтверждение собственной теории. Воспользовавшись этим, Ло Цзи угрожает передать координаты Трисоляриса в космос, чем и останавливает вторжение. Правда у этого метода есть существенный минус. Разгласив местоположение Трисоляриса, Отвернувшийся подвергнет опасности и Землю. Возникает некий вооруженный нейтралитет – наступает эра Устрашения. Между Землей и Трисолярисом устанавливается своеобразное сотрудничество, бывшие захватчики даже передают многие свои технологии землянам. Однако долго такое шаткое равновесие существовать не могло.

Люди довольно быстро расслабились и даже начали проникаться тёплыми чувствами к трисолярианам.  На смену харизматичному и по-своему гениальному Ло Цзи приходит новый главный герой. Нет, бывший Отвернувшийся никуда не делся, просто стал второстепенным персонажем. Новая героиня, Чэн Синь, совершенно иная. Она мягкая и чересчур добрая. Через этого персонажа автор отображает настрой человечества того времени. Попав в максимально благоприятные условия, человечество тоже стало гораздо мягче. Поэтому на посту Держателя Меча (того самого обладателя красной кнопки, способной уничтожить два мира) Чэн Синь смещает сурового Ло Цзи. Своим бездействием и нерешительностью Чэн Синь дважды ставит человечество на край гибели. Но только ли девушка виновата в этом? На мой взгляд, нет. Её на эту должность выбрало человечество.

Общество в романах играет все большую и большую роль. Его настроение крайне переменчиво. Ярким примером служит то, что Ло Цзи считают то спасителем, то вершителем геноцида. Герои романа лишь олицетворяют собой это общество. По сути, именно общество и является главным героем трилогии. Хотя стоит уточнить, что ближе к финалу Лю Цысинь ещё больше повышает ставки, и на первый план выходит даже судьба не человечества, а всей Вселенной.

Важным сюжетным ходом трилогии является технология гибернации. Именно благодаря ей наши герои посещают разные эпохи. Эпоха Устрашения и пришедшая ей на смену Эпоха Космических убежищ интересны каждая по-своему. Мы видим, как меняется человечество на протяжении веков. В самом конце калейдоскоп времени ускоряется до поистине космических масштабов.

Пока в Солнечной системе развивается противостояние с Трисолярисом и дальнейшая борьба за существование, в далёком космосе сбежавшие корабли землян встречаются с проявлением многомерности Вселенной, а именно находят области четырехмерного пространства. На мой взгляд, именно эта идея и была ключевой у автора. Честно сказать, меня именно этот момент не очень впечатлил. Он грандиозен по задумке, но не очень гармонично вписывается в общий сюжет, кажется несколько инородным.

Сильным моментом книги, на мой взгляд, кажется идея сказок Юнь Тяньмина, давнего друга Чэн Синь, оказавшегося в плену у трисоляриан. В своих романах Лю Цысинь повсеместно использует многоуровневые метафоры, и своё максимальное развитие они получают именно в сказках. В такой необычной форме Юнь Тяньмин даёт секрет к спасению человечества, и лучшие умы мира бьются над этой загадкой.

Финал истории получился необычным и неожиданным. Лично я ожидал эпичную финальную битву Земли и Трисоляриса. Однако все вышло гораздо масштабнее, и на этом фоне противостояние двух цивилизаций выглядит мелко и незначительно.

Итог: «Вечная жизнь смерти» слабее «Темного леса», но ничуть не уступает «Задаче трёх тел». Из-за возросшего объема повествование местами провисает, и вся история кажется затянутой. В финальный роман Лю Цысинь попытался вложить слишком много идей, отчего пострадала целостность истории – она фрагментарна. Все это не делает роман плохим. Нет, по-прежнему это великолепный образец научной фантастики, ознакомиться с которым я всем и советую. А вот любителям космических боевиков лучше пройти мимо. «В память о прошлом Земли» – философская история об обществе и его месте во Вселенной.

Показать полностью 1

Лю Цысинь «Тёмный лес»

Лю Цысинь «Тёмный лес» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Лю Цысинь, Научная фантастика, Китай, Вторжение, Спасение мира, Сражение, Устрашение, Длиннопост

«Темный лес» – второй роман трилогии Лю Цысиня «В память о прошлом Земли».

В первой книге человечеству стало известно о существовании Трисоляриса – системы с тремя звёздами, движение которых крайне непредсказуемо. Рано или поздно такое движение приведет к поглощению единственного обитаемого мира, и цивилизация окажется окончательно уничтожена. Китаянка Е Вэньцзе отправляет на Трисолярис приглашение к завоеванию Земли. Для захвата Солнечной системы трисоляриане отправляют свой флот, который прибудет на Землю через 400 лет. Человечество начинает неспешную подготовку к вторжению. Однако есть одна существенная проблема – Трисолярис направляет на Землю микрокомпьютеры софоны, призванные блокировать развитие фундаментальных наук. Даже перед лицом неминуемой гибели человечество не смогло объединиться. Кто-то готовится дать отпор, кто-то готовится к побегу с Земли, а есть и те, кто рад пришествию захватчиков.

Помимо полной блокировки земной науки, софоны используются и для слежки за человечеством. Недоступными для них оказались лишь мысли людей. Также оказалось, что для трисоляриан понятия «мысль» и «речь» тождественны, а понятие «ложь» попросту незнакомо. Чтобы использовать это, люди создают проект «Отвернувшиеся», ставший ключевым сюжетным ходом «Темного леса». Отвернувшимся предоставили практически неограниченные возможности для реализации собственных проектов по защите Земли. Однако планы эти должны быть лишь в умах Отвернувшихся, и ни в коем случае не раскрываться до реализации. Отвернувшимися становятся бывший министр обороны США Фредерик Тайлер, бывший президент Венесуэлы Мануэль Рей Диас, британский нейрофизиолог Билл Хайнс и никому не известный китайский астрофизик Ло Цзи. В ответ на это ОЗТ формирует Разрушителей, цель которых разгадать планы Отвернувшихся и помешать им.

В противовес «Задаче трёх тел» (Лю Цысинь «Задача трёх тел») второй роман раскрывает героев не широкими мазками, а тончайшими штрихами. Примером этому может служить история Ло Цзи. На первый взгляд она может показаться чрезмерно затянутой, но это необходимо для всестороннего раскрытия героя.

Основных идейных стержней в романе два. Во-первых, это идея Темного леса, давшего название роману. Данная концепция – это своеобразный ответ на парадокс Ферми. Парадокс этот заключается в том, что в теории во Вселенной должно существовать множество технологически развитых цивилизаций, но мы не можем обнаружить их следов. Выводов тут можно сделать два: либо иных цивилизаций просто нет, либо мы не в состоянии их обнаружить. Темный лес даёт ответ на этот непростой вопрос. Вывод получается по-своему точный и изящный. Данная концепция касается не только цивилизаций. Она интересно обыгрывается и в «битве Тьмы», произошедшей между отдельными кораблями флота Земли. Многократное повторение правил этой концепции призвано закрепить в нас уверенность в ее правильности.

Во-вторых, Лю Цысинь подробно исследует поведение людей, оказавшихся под угрозой уничтожения. Автор в «Темном лесу» создаёт масштабную картину, в которой события космического масштаба гармонично сочетаются с судьбами отдельных людей. Человечество поначалу воспринимает вторжение с вызовом, но постепенно впадает в отчаяние. Без революционных достижений человечество обречено на поражение в борьбе с технологически более развитой цивилизацией. Если победа невозможна, есть лишь один выход – сбежать с обречённой Земли. Но эскапизм ставит перед людьми неразрешимую дилемму – кто же должен спастись. В менее просвещённое время ответ был бы прост – сбегут лишь власть имущие и обладатели внушительного капитала. Однако в эпоху гуманизма общественное мнение играет очень большую роль, а сами идеалы равенства и достоинства человеческой личности становятся своеобразной ловушкой. Если не могут спастись все – пусть не спасётся никто. Эскапизм объявляется преступлением против человечества.

Лю Цысинь «Тёмный лес» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Лю Цысинь, Научная фантастика, Китай, Вторжение, Спасение мира, Сражение, Устрашение, Длиннопост

Люди начинают длительную подготовку к битве Судного дня. Помимо строительства мощного космического флота, человечество пытается сохранить хотя бы часть своей стратегии в секрете от софонов – проект Отвернувшиеся, упомянутый выше.

Хотелось бы подробнее поговорить о художественной ценности романа, которая тут чрезвычайно высока. Лю Цысинь оставляет в тексте огромное количество зацепок, кажущихся на первый взгляд незначительными. Многоуровневые метафоры раскрывают нам дальнейшие сюжетные ходы, но разгадать их поначалу совсем непросто. Например, эпизод с муравьем в самом начале, не что иное, как описание цивилизации Трисоляриса, с ее постоянными катастрофами и возрождениями. Или эпизод из самого начала «Задачи трёх тел»: революционеры и контрреволюционеры ведут сражение рядом с заводом, но у слабейшей стороны есть козырь в рукаве – они могут подорвать гигантские печи, тем самым уничтожив и себя и врагов. Таким образом, уже в первом романе Лю Цысинь закладывает основы концепции Тёмного леса. Глубина рассуждений об идеях, заложенных в романе, говорит о том, что сам автор очень много времени посвятил работе над этими вопросами.

Итог: «Темный лес» – продуманный и многогранный роман. Он по всем параметрам превосходит «Задачу трёх тел» – также весьма неплохой роман. Герои стали объемнее, а идеи глубже. Писательский талант Лю Цысиня заметно вырос. Да, многим проза автора может показаться несколько затянутой, а диалоги недостаточно убедительными. Все это с лихвой компенсируется масштабом идей. Итоговый коктейль из научной фантастики, социологии и философии имеет множество уровней восприятия, в которых очень интересно разбираться.

Показать полностью 2

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

«Задача трёх тел» – первый роман трилогии китайского писателя Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». До недавнего времени словосочетание «китайская научная фантастика» казалось несбыточным, но Лю Цысинь смог опровергнуть это заявление. Не зря его книга в 2015 году была удостоена престижной премии Хьюго. Роман был написан в 2006 году, но на Западе стал известен лишь после перевода Кена Лю. До России книга дошла лишь в 2017 году и получила одобрение критиков. Однако все не так однозначно, т.к. были у романа и ярые противники, считающие «Задачу трёх тел» весьма переоцененной и слабой в художественном смысле. Неоднозначная реакция книжного сообщества – это зачастую неплохо, и мне было весьма интересно ознакомиться со столь нашумевшим произведением.

Столь слабое развитие фантастики в Китае объяснялось тем, что до недавнего времени этот жанр считался детским и к тому же жёстко цензурировался партией. Однако правительство пришло к выводу, что для дальнейшего технологического развития учёным и инженерам нужен яркий вдохновляющий пример. Таким образом научная фантастика получила сильный толчок и поддержку со стороны государства, быстро выйдя на мировой рынок. Стоит упомянуть, что китайская литература может отпугнуть западного читателя своей необычностью. Часто авторы очень подробно и даже витиевато описывают одни аспекты, пренебрегая подробностями в других. Также Лю Цысинь грешит некоторым китаецентризмом: большинство мировых открытий тут совершают китайские учёные, а судьбоносные решения принимаются китайским руководством. Однако не стоит забывать, что литература все ещё находится под тотальным контролем партии, и жесткая цензура оставляет здесь свой отпечаток.

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

Описать сюжет без некоторых спойлеров довольно сложно, да и к тому же основная интрига книги раскрывается буквально в аннотации. Помимо научно-фантастической составляющей в романе огромное количество культурных и исторических отсылок. Начинается роман с Культурной революции в Китае. На фоне зверств и междоусобиц хунвейбинов мы видим историю девушки Е Вэньцзе. Ее отца, профессора университета, убивают на ее глазах за неправильные идеологические взгляды. На саму Е вешают ярлык «неблагонадежной» и отправляют в трудовые лагеря.  Волей судьбы Е Вэньцзе попадает на секретный проект «Красный берег», занимающийся поиском внеземных цивилизаций. В ходе сюжета ей удается отправить в космос зашифрованное послание. Она получает ответ-предупреждение, с просьбой больше никогда не выходить на связь ради благополучия Земли. Однако разочарованная в человечестве девушка игнорирует предупреждение и буквально приглашает инопланетян на Землю.

Вторая сюжетная линия протекает в наши дни. Одаренный физик Ван Мяо становится свидетелем странных явлений. Научные эксперименты дают противоречивые сведения, а несколько ведущих физиков совершают самоубийство. Лишь один из них оставляет послание, в котором утверждает, что физики не существует. Довольно странное утверждение, не находите? Ван Мяо соглашается принять участие в расследовании данного феномена. Практически сразу на него начинают оказывать давление извне необъяснимые силы. Перед его глазами постоянно проецируются цифры обратного отсчёта, и он получает требования прекратить свои исследования в области наночастиц. Ключом к разгадке происходящих событий оказывается компьютерная игра «Загадка трёх тел». В ней герой попадает в странный мир, живущий по своим пугающим законам. Здесь чередуются Эры Порядка и Хаоса. Во время первых законы мироздания работают как надо, день сменяет ночь, а климат становится приемлемым. Эры Хаоса же поистине чудовищны: действия природных сил совершенно непредсказуемы, смена дня и ночи происходят произвольно, и выжить в них крайне сложно. Жители планеты научились дегидрировать свои тела, и в этой сухой форме переживать сложные времена. Во время особенно чудовищных катаклизмов цивилизации погибают и начинают свое развитие с нуля. В скором времени Ван Мяо выясняет, что эта игра – модель планеты Трисолярис, в которой сразу три звёзды, движущихся по сложным орбитам. Именно на Трисолярис отправила свое приглашение Е Вэньцзе, и теперь его флот движется к Земле. Технологии Трилосяриса ушли далеко вперёд в сравнении с человеческими, и теперь через четыреста лет, человечество ждёт полное уничтожение. Однако и для инопланетян все не так безоблачно. Хотя сейчас люди и сильно отстают в технологическом развитии, но сама скорость этого развития на Земле заметно выше. Поэтому велика вероятность, что за четыреста лет, люди уже опередят Трисолярис в научном плане. Для решения этой проблемы пришельцы посылают на Землю суперкомпьютер, тормозящий науку. Помимо этого, на Земле появляется общество «Земля-Трисолярис», члены которого ведут подрывную деятельность. ОЗТ состоит из людей, полностью разочаровавшихся в человечестве и желающих ему гибели.

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

Е Вэньцзе и Ван Мяо персонажи интересные, но довольно схематичные. Помимо них по-настоящему ярким получился Ши Цян – отставной полицейский, работающий над делом Трисоляриса. Этот второстепенный персонаж буквально тащит на себе всю харизматику романа. Он груб, циничен, но необычайно находчив и прагматичен. Нередко именно Ши Цян находит гениальные решения, казалось бы, неразрешимых проблем.

Лю Цысинь – инженер по образованию, и это сразу заметно. Книга буквально перенасыщена различными техническими и научными подробностями. При этом автор не прибегает к упрощениям и метафорам, поэтому, возможно, гуманитариям будет довольно сложно понять весь смысл. Сюжетно это абсолютно оправданно, ведь большинство персонажей в романе – физики.

Книга написана довольно простым и лаконичным языком. Однако поначалу мне было довольно сложно читать из-за китайских имён и названий. Перечень действующих лиц в начале романа несколько упрощает чтение.

В «Задаче трёх тел» поднимаются две основные темы. Первая – это наше отношение к человечеству. С одной стороны, мы видим темную сторону – репрессии, войны, планомерное уничтожение природы. С другой, то же человечество создаёт прекрасные произведения искусства, да и делает совсем немало добрых дел. Рано или поздно почти каждый персонаж задаётся вопросом, а нужно ли спасать человечество от гибели, давать второй шанс. Думаю, что для себя автор решил, что все же нужно.

Вторая тема – отношение к неизбежной катастрофе. Как поведет себя человек, если узнает, что через четыреста лет человечество ждёт гибель? Сдастся? Переметнётся к захватчикам? Будет делать вид, что ничего не происходит? Станет все же бороться без надежды на победу? В конце романа Лю Цысинь все же даёт совет как нужно поступить, в относительно небольшом эпизоде.

Название «Задача трёх тел» отсылает нас к одной из нерешенных до сих пор задач из физики. Расчет движения трёх небесных тел – очень хаотичная система, которую невозможно решить классическими математическими методами. Некоторые учёные нашли решения для частных случаев, но в общем виде она так и не была решена.

Итог: «Задача трёх тел» получилась интересной, но не без некоторых относительных минусов. Местами сюжет провисает, очень много сложных научных отсылок, но в то же время сама идея и размах повествования поражает воображение. В «Задаче трёх тел» научность заметно перевешивает писательское мастерство, но изобретательность и атмосфера сводит все минусы на нет. А я тем временем приступаю к продолжению.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!