Брайан Стейвли «Последние узы смерти»
«Последние узы смерти» – заключительный роман трилогии Брайана Стейвли «Хроники Нетесаного трона». В первом томе, «Клинки императора», автор ещё не претендовал на эпичность и постепенно рассказывал нам о протагонистах. Параллельно с этим он знакомил нас со своим миром и расстановкой сил в нем. В «Огненной крови» масштаб событий заметно возрос. В романе множество опасных приключений, политических интриг и начало глобальной войны с кочевниками. Каждый из главных героев получил свою интересную сюжетную линию. Все они ищут свой путь спасения Аннурской империи. Усугубляется все тем, что герои не испытывают друг к другу ни малейшего доверия. Да, они братья и сестра, но их слишком рано разлучили, воспитывали в совершенно разных условиях, и по сути они стали друг другу совершенно чужими людьми. Да и союзники, которым они доверились, не вызывают доверия. Протагонисты, по сути своей обычные люди, вступают в игру, где главными действующими силами выступают бессмертные кшештрим, древние безумные маги и даже боги.
Брайану Стейвли предстояло в финальном томе распутать множество нитей, которые он сплел в предыдущих. Задача довольно непростая. Даже по сравнению с динамичным вторым романом плотность событий и темп повествования в «Последних узах смерти» возрастают ещё больше. Герои ни минуты не могут пожить спокойно. Автор умело чередует боевые сцены, экскурсы в пугающие тайны прошлого и эмоциональные встряски.
Одним из плюсов трилогии, на мой взгляд, является хорошая работа над внутренним миром героев. На протяжении всего повествования персонажи стремительно меняются, взрослеют. Третий том получился не только увлекательным и динамичным, но и по-своему драматичным. Каждый из протагонистов переживает свою личную драму. К ним проникаешься неподдельным сочувствием.
В романе по-прежнему четыре ПОВа. Старший брат, Каден, превратил империю в республику. Он не хотел личной власти и решил создать парламент. Однако вопреки его чаяниям это не принесло стране благополучия. Напротив, выборные чиновники постоянно пытаются перетянуть одеяло на себя и думают лишь о власти и богатстве, совершенно не заботясь о своем народе. Постепенно это приводит к полному краху. Сам же Каден, устав от политической борьбы, сосредотачивает свое внимание на разборках божественных сущностей. Дело в том, что со смертью хоть одного из старых богов все люди попросту потеряют свою человечность. Этого то и не хочет допустить Каден. Адер заключает вынужденный союз с убийцей своего отца – кенарангом и кшештрим ил Торнье – и даже рожает от него ребенка. Ей претит подобный союз, но только кшештрим по силам удержать волну кочевников-ургулов, ведомых Длинным Кулаком - инкарнацией древнего бога Мешкента. Однако возможно ли удержать на привязи существо, которое древнее, чем Аннурская империя? Валин после предательства Адер и схватки с ил Торнье потерял глаза. Его мир отныне состоит только из тьмы, ненависти и жажды насилия. Дело в том, что после испытания кеттрал он приобрел удивительные способности. Он может видеть окружающее пространство, сотканное из оттенков тьмы, но только во время сражения. Увечья превратили его в нечто большее и одновременно меньшее, чем обычный человек. Теперь в бою ему попросту нет равных. Только вот можно ли жить одними сражениями? Собственное ожесточение в нем пересилило даже жажду мести. В отличие от «Клинков императора» в «Огненной крови» появляется ещё один ПОВ, не из семьи Малкенианов. Им стала подрывница-кеттрал из крыла Валина – Гвена. В третьем томе она получила внушительную сюжетную линию. Каден отправляет изрядно поредевшее крыло на Острова, чтобы разобраться в происходящем. По официальным данным, между кеттрал вспыхнула гражданская война, в результате которой элитное воинство уничтожило себя. Теперь Гвене предстоит разобраться с самопровозглашенным тираном и, возможно, даже возродить кеттрал.
В отличие от главных героев, антагонисты не получили столь хорошего развития. Да, они вышли довольно колоритными и интригующими, но в предыдущих томах их внутреннему миру не уделялось должного внимания. Частично автор исправил положение: ил Торнье и Длинный Кулак получили несколько запоминающихся сцен, знакомящих с их целями и мотивами. Однако лично меня не покидало ощущение, что автор не до конца раскрыл потенциал столь ярких персонажей. Хотелось бы больше проникнуться внутренним миром могущественных существ, чей возраст исчисляется тысячелетиями. С личом Балендином вышло ещё хуже – он остаётся лишь персонажем-функцией.
Итог: «Хроники Нетесаного трона» – прекрасный образец эпического фэнтези. Размах событий здесь вызывает уважение. Проработка персонажей восхищает. Несмотря на разрешенный конфликт, автор оставляет задел на продолжение. Сейчас Стейвли работает над второй трилогией, что не может не радовать. Помимо этого, уже издан в России одиночный роман о прошлом одного из второстепенных персонажей – харизматичного убийцы Пирр. Смело могу сказать, что трилогия попадает в мой личный топ фэнтези.