Ответ на пост «Комсомолка, спортсменка, красавица и много других людей пьют пиво»
На самом деле в 1950–1970-х годах считалось, что советские граждане должны не просто потреблять продукт, а делать это с максимальной пользой. Шла массовая борьба с употреблением водки. Убрали из продажи водку 50 и 56 градусов (была и такая). Сильно сократили производство 40 градусной водки. Пиво же признали напитком питательным, освежающим, снижающим стресс и повышающим работоспособность.
Его полезному воздействию на организм, по мнению специалистов, способствовало употребление за едой. Власти специалистов поддержали, и в выходящих миллионными тиражами кулинарных книгах агитировали пить в «сопровождении» вторых мясных и рыбных блюд.
Закуски непосредственно к пиву зависели не столько от рациона питания, сколько от ситуации с продуктами. Если она менялась, сушёная рыба и сухарики вместо бутербродов с красной икрой становились не выбором, а необходимостью.
«Благодаря ограничениям продовольствия, в СССР сложилась особая культура распития пива, когда в качестве закуски использовались недорогие ресурсы», — говорит один из авторов исследования этого вопроса.
Пить в культурной обстановке удавалось не всегда. Больших пивных на пару сотен посетителей в СССР не строили, досуг за кружкой проводили рядом с ларьками и бочками. Однако условия в ответ на жалобы населения постепенно создавались — «в магазинах для любителей пива были оборудованы столы, где лежали газеты и настольные игры», в 1960–1970-е годы в городах появились пивбары, рестораны, кафе с продажей пива.
Для избранных и обеспеченных открывали двери валютные бары, где подавалось иностранное пиво, обычно из Чехословакии и ГДР. По воспоминаниям, в валютных барах Ленинграда в 1970–1980-х пиво пили охлажденным из зауженных бокалов. В то время как в уличных ларьках — в «красивых стеклянных кружках по 0,25 и 0,5 литра», которые «по мере развития продаж стали воровать» и заменять на пол-литровые банки.
Чтобы объёмы торговли росли, её вывели на железнодорожные станции — в буфеты, павильоны, киоски. Такая практика срабатывала и в плюс производителям — продукция заводов, расположенных вблизи транспортных потоков, приобретала всесоюзную известность.