Конечно бывают разные заведения с разным уровнем обслуживания.
В какой-нибудь шоколаднице или кофе хаузе официанты работают именно принеси - подай и не мешай.
Мне довелось работать в ресторане, именно Ресторане официантом во времена учёбы в институте.
Спросите, как меня, студента, взяли в ресторан где официанты работают годами? Помог попасть на собеседование друг. Без его рекомендации меня бы даже не пригласили туда.
До этого из сферы услуг у меня был опыт работы только в снек баре при кинотеатре и в боулинге официантом, где было принеси-подай за минимальную зарплату с возможностью накосячить в тысяче случаев.
Так вот, про ресторан.
Меня обучали всему с нуля, как правильно ходить, носить, наливать, подавать, описывать блюда для гостя, чтобы он его захотел и много других микро моментов.
Да, сначала бывали косяки, как большие, за которые я потом отудвался, так и мелкие. Какое-то время мне не давали столы постоянников, а если и давали, то под внимательным контролем админа и коллег, которые каждый раз мне напоминали какое я говно, и как нужно делать правильно.
Да, бывали моменты когда я думал, что мне это нафиг не надо, что зп ниже МРОТа, а чая почти нет, хотя у других он был, причем от 4-5к за смену (потолка там не было, иногда у ходили и с 20 и с 50 в кармане фартука). НО. Спустя месяца 2-3 потихоньку я начал вникать, со мной стали считаться ПОЧТИ как с равным. Я уже брал столы с большим количеством человек, это было сложно, но с каждым разом я был более уверен в своих силах. Меня начали ставить на обслуживание корпоративов, там чай был включен в стоимость счета и он был очень не маленьким, при этом делился на офиков, бар, ранеров (да, да, это те люди, которые целые день таскали с кухни в зал на подносах еду на 2 этажа вверх), поваров, посудомойщицу, админа.
И вот, после всех запар и корпоративов наступает тот момент, когда ты обслуживаешь несколько столов, кружишь по залу с другими официантами в какой-то определённой гармонии, продаешь гостям именно то, что нужно продать (да бывает такое, что шеф скидывает список позиций, которые нужно продать сегодня, это не значит, что ингредиенты испортились или близки к этому, но завтра/ послезавтра придётся их списывать если не продадим), набиваешь крутые чеки и работаешь на одном дыхании, отдаваясь процессу полностью, забывая даже перекусить за дверью зала у посудомойки, гости чувствуют твою позитивную энергию, заряжаются ей, заряжают тебя, и, как итог, остаются довольные кухней, обслуживанием, баром и оставляют на чай.
И вот такие моменты я никак не могу назвать принеси-подай, это что-то большее, творчество аналогичное творчеству повара или бармена.
В конце дня делимся и с кухней, и с баром, каждый выделяет ту сумму, которую считает нужной.
Конечно бывали и такие гости, кто не оставлял чаевых или оставлял мелочь со сдачи (я говорю именно про монеты), хотя мы обслуживали их с таким же рвением и внимательностью как и других. Скажу даже больше, бывали такие, кто постоянно ходил к нам и не оставлял на чай, при этом отношением к ним не менялось.
Мы дарили людям не только чувство сытости, но и делали процесс похода в ресторан чем-то более утонченным, ритуальным. Мы отдавали часть своего позитивного настроения гостям и было приятно, когда гости отвечали нам тем же ( я говорю именно про улыбки, хорошие отзывы и тд)
А потом наступил сезон новогодних корпоративов, там чаевые включались в счет, и там было реально сложно. Сложно эмоционально и физически. Абсолютно всему персоналу ресторана. Мы чуть ли не ночевали на работе. Попадались неадекватные гости, при этом, чем выше статус, тем неадекватнее. Да, да, я про некоторых актеров, певцов и тд. Но, конечно же, бывали приятные исключения.
Было такое, что я оставался с админом до 5 утра из-за одного гостя, который захотел посидеть, выпить и покурить кальян со своей пассией, мы хотели спать, но выгнать его были не в праве, лишь намекали, что время уже позднее. Конечно его мало волновало, что завтра нам опять на работу. Он оставил за причинённые неудобства нам 40-50 тысяч чая ещё и счет на круглую сумму.
За тот месяц я заработал больше 100 тысяч, и это были самые большие деньги в моей жизни, которые я заработал сам. Потратил на новогодние подарки близким и отдых с девушкой в Крыму.
К сожалению, а может и к счастью, после нового года ресторан закрылся, его продали владельцам то да се, предложили нам остатся, но из зала все уволились, я в том числе.
Следующей моей работой уже стала работа по специальности, а эту я вспоминаю только с позитивной стороны.
Если раньше я имел такое же мнение о сфере услуг как и автор, то после работы в том ресторане я по-другому начал относиться к этому процессу. Да бывают официанты, которые работают на пофиг, а бывает вкладываются в этом, следят за своими столами, пытаются сделать так, чтобы гость остался всем доволен, потому что официант это то, через что гость общается с рестораном (в основном). И мне не жалко оставить именно такому официанту и 20% от счета.