В бытность мою следователем дежурили мы "по городу", то есть в течение суток выезжали с судмедэкспертом на абсолютно все смерти - хоть криминал, хоть несчастный случай, хоть древняя бабушка в своей постели (единственное исключение, на которое не выезжали - это ДТП, там свой порядок).
Приехали в квартиру. Бабушка, сто лет в обед, скончалась лежа в кровати, после продолжительной болезни (медицинские документы в наличии, врач был буквально вчера и уже, в принципе сказал родственникам: "готовьтесь"). Бабушка чистая и никаких повреждений на теле не имеет.
Тут надо пояснить, что по итогам осмотра судмед может вынести два решения. Первое - это выписать направление (без которого ни одна служба тело умершего не заберет) в обычный морг "на сохранение", откуда тело после оформления документов выдадут родственникам для похорон. Траурный зал, все дела. Так делается, если нет оснований предполагать криминальный характер смерти. То есть возраст + наличие мед.документов + отсутствие повреждений и еще некоторые факторы.
Если же есть основания подозревать, что смерть носит криминальный характер (следы повреждений (а они могут быть и у "мирных" бабушек, которые имеют свойство падать и ударяться, особенно головой - ЗЧМТ это вообще триггер для подозрений), недостаточно преклонный возраст, отсутствие мед.документов, обнаружение тела "на улице" и т.д.) то направление выписывается "на исследование", т.е. на вскрытие, если по-простому. То есть в специализированный судебный морг, где проведут вскрытие, установят, что повреждения, к примеру, если они и есть, не являются причиной смерти, а является ею тромбоэмболия легочной артерии или еще какой недуг - и точно так же выдадут родственникам.
Родственники тут ничего не решают (да тут и следователь ничего не решает) - слово только за судмедэкспертом. Иногда возникают конфликты, когда родственники по религиозным или еще по каким соображениям не хотят, чтобы тело их родича "резали", но повторюсь - решать не им. Таков закон.
Так вот, приехали мы на вышеописанную бабушку - а родственники изо всех сил настаивают на вскрытии. Показаний к этому нет, поводов загружать работой и без того перегруженный судебный морг нет, но вот настаивают и все. "Чтоб живую не похоронили". Судмед со вздохом надела перчатки и продемонстрировала родственникам, как глазное яблоко бабушки деформируется под ее пальцами и крайне медленно восстанавливает форму (200% признак смерти), но это их не убедило. Что ж, пришлось направить тело на вскрытие. И так тоже бывает.