Есть здесь интересующиеся законотворчеством? Буквально на днях на ютуб канале SciOne вышел ролик "За нами пришли". В нём научпоп блогер осуждает недавнюю инициативу ряда сенаторов по внесению изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации». Поправки вводят понятие "просветительской деятельности" и её "координации" государством. Известный популяризатор науки учёный-астрофизик Сергей Попов создал петицию против законопроекта на change org, которая на данный момент собрала больше 150 тысяч подписей. СМИ уже рассуждают о цензуре, обязательном лицензировании любого просветительства, чуть ли не вплоть до получения лицензии на вебинары в инстаграме. Захотелось разобраться, как дела обстоят на самом деле.
Итак, читаем текст поправки (далее курсивом):
1) статью 2 дополнить пунктом 35 следующего содержания:
«35) просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации.»;
Пока что само определение. Что тут можно сказать, очень общо. Ладно, смотрим дальше:
2) часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 13.2 следующего содержания:
«13.2) координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве;»;
Смотрим эту самую часть 1 статьи 6 федерального закона об образовании:
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
То есть пополнить полномочия федеральных органов данным пунктом. Тут уже интересно, правда, не совсем про просветителей. Образовательные организации - это про традиционные школьные, дошкольные, профессиональные, доп образования и т.п. организации, уже регулируемые законом об образовании. Скорее всего, для них закон грозит увеличением количества бумажной волокиты. Как именно эта "координация" должна проводиться, пока не понятно. Каких полномочий в данной сфере желают федеральные органы государственной власти?
Ладно, идём дальше.
3) главу 2 дополнить статьей 12.2 следующего содержания:
«Статья 12.2. Общие требования к организации просветительской деятельности
Просветительскую деятельность вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пока выглядит так, что физические лица, помогающие своим детям с домашним заданием, подпадают под действие данного законопроекта.
Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических,
о национальных, религиозных и культурных традициях народов,
Начало повторяет уже существующие законы, которые запрещают разжигать всякую рознь и пропагандировать разные непотребства. Вторая часть интересна акцентом на "сообщение недостоверных сведений". Но пока не понятно самое главное: кто и как будет определять достоверность сведений, и чем будет грозить недостоверность. Блокировка, если это интернет ресурс? Запрет на деятельность в случае лекториев, семинаров?
а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
В общем, пока секрет, правительство чего-нибудь придумает.
4) статью 105 дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Подписание образовательными организациями договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.».
Этот пункт опять же про образовательные организации, а не лиц, осуществляющих просветительскую деятельность. Означает больше бюрократии и отчётности при международном обмене, приглашении иностранных лекторов, проведении совместных научных исследований, организации международных конференций и т.п. Видимо, своеобразная передача вопросов по международному сотрудничеству в сфере образования в руки государства, возможно, вплоть до права на вето.
Такие дела. В конце декабря документ прошел первое чтение в Думе. 21 января закончится сбор поправок к законопроекту. Второе чтение ориентировочно состоится в феврале.
А как вы интерпретируете данный законопроект? Какое влияние он по вашему мнению может оказать на российскую науку и образование?
P. S. Я не юрист, а только любительница смотреть источники. Буду рада вашим исправлениям и уточнениям!
Ссылка на законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7