Лига Радиолюбителей
Серия Есть идея

Ответ на пост «Нам не пройти, а она погружается глубже в болото!»

Хочется изобрести какой-то такой небольшой жетончик или медальончик, как у Стругацких в 23 веке, чтобы можно было из любой точки Земли по нажатию кнопки вызвать помощь.

Что будет в этом медальончике? LoRa-передатчик и GPS-модуль, может быть намотанный кусок провода, который при разматывании превращается в коротковолновую антенну QRP передатчика, может быть ещё что-то... пьезо-пищалка?

И сделать это устройство частью всемирного стандарта безопасности. Вон в авиации есть ADS-B, на морских судах есть AIS, вот для пешеходов пора придумать свой стандарт, чтобы "пеленговать" по нему можно было, чтобы сигнал бедствия подать, а принять его могла любая вышка сотовой связи (пусть ставят приёмники если хотят лицензию). Что бы из-за массовости производства и медальоны и приёмники-ретрансляторы стоили совсем не дорого. Неужели Человечество не может себе позволить такую технологию?!


Мы столько всего уже можем себе позволить... Хочется больше безопасности. Хочется, чтобы каждый всегда имел возможность позвать на помощь, и чтобы его услышали. И пусть никто никогда не теряется, особенно дети.

Давайте подумаем над этим вместе. Неужели ничего нельзя придумать уже сейчас?

Нам не пройти, а она погружается глубже в болото!

Когда заявка в направление «Лес на связи» поступает днём, у нас больше времени и возможностей. Потерявшиеся ещё не устали, не промокли и не замерзли, заряда телефона хватает хотя бы на несколько полноценных звонков, видно солнце и облака, видно, что вокруг. И человек может сам идти по лесу, если хватает ориентиров направить его к цивилизации. Поэтому дневные заявки требуют от специалиста ЛНС больше усилий, но чаще приносят быстрый положительный результат.

Заявка на поиск от 14 сентября – пропала Субакова Людмила Ивановна, на часах 15:26. Самое ЛНСное время, когда мы можем быть максимально полезны. Открываю вводные с рабочим азартом – и весь веселый запал исчезает на первых строчках.

Людмиле 84 года…

Она ушла из дома вчера.

Службы не могут понять ничего из ее объяснений.

Даже думать не хочется, какой у нее заряд телефона, внутри натянутыми нервами дрожит понимание, что снова история про «надо успеть». К счастью, в самые нервные первые секунды звонка не надо думать, надо действовать по выработанному годами алгоритму.

– Алло, Людмила? Я Ави, командир спасательной группы. Вы заблудились, вам нужна помощь?

– Алло, – слышу недовольный голос в трубке, – не слышно, вы кто? Зачем вы мне звоните?

Наверное, только специалистов ЛНС может радовать, когда потерявшиеся бабушки-дедушки ворчат в трубку. Ведь это значит, что у них есть силы!

– Сколько заряда на телефоне?

– Да там уж всё красненькое мигает... Я уж тут в лесу два дня...

Бабушка волнуется, тараторит в трубку.

– Мужики-то – они совсем не слушают, я им говорю, а они ничего не понимают!

– А вы из Городищ выходили?

– Да нет, из другой.

– Какой?

– Ну там дальше, за Городищами.

– Скоморохово? Нефедино?

– Нет, нет, там где вот дальше, а потом вниз и налево в лес!

Ни одно название бабушку не устраивает. Она перебивает, говорит без остановки, первые минут пять-семь ее удается в лучшем случае направлять, вылавливая крохи полезной информации – шла к болоту, но болота не видела, шла за ягодами, слышала детей, а они ее – нет...

Иногда кажется, что вовсе не слышит вопросов.

Смотрю на карту, перебираю – видели реки? Тропинки? ЛЭП?

– Да! – вдруг оживляется бабушка, – она вот тут, рядом!

– Насколько рядом?

– Да вот прямо тут столб! А там, дальше, последний, и всё, заканчиваются.

Голоса – справа от ЛЭП, солнышко – впереди, последние столбы – там же. Во всём лесу только одно место, где по картам ЛЭП заканчивается. Мы договариваемся с бабушкой, ее сыном, полицией не высаживать телефон, полиция и группы добровольцев ЛизаАлерт мчат по координатам.

Только бабушки там нет. И связи с ней тоже. И солнышка нет – давно закатилось за край леса, и за городом стремительно холодает.

– Слушай, – звонит взволнованный доброволец, – тут ЛЭП-то не заканчивается! Столбы дальше так и идут!

Открываю более старые карты – действительно, старые столбы идут дальше, чем отмечена современная линия электропередач.

Намного дальше.

Две группы из трех, пытаясь «пробить» ЛЭП, увязают в болоте. Промокли, замерзли, умотались. Дальше продолжать не могут. Третья группа только стартовала из города. Те, кто уже на месте – не хотят уезжать просто так. Прошу проверить места у деревни на севере. Не подходит.

Привет! – звонит от Городищ третья группа, встретились с остальными, – мы нашли место, оно очень похоже!

– Да, и просека выходит к той ЛЭП, где нам показалось, что кто-то издалека рукой махал!

Мы долго разговариваем. Осталась одна группа, одна попытка. У меня простой выбор – поверить ребятам на месте, у которых не много опыта, они смотрят на лес в темноте – или настаивать на том варианте, который выглядит более логично.

– Хорошо. Но если там болото, или завал, или заросли – отбиваетесь мне и пробуете северную сторону.

Там будет болото. Там будут заросли. И четкий отклик бабушки из этого самого болота.

– Мы не можем пройти! Нужны заброды, нужны спасатели! – настаивают ребята на месте. Один из экипажей с полностью промокшими ребятами разворачивается на полпути и мчит обратно. С большой земли мы поднимаем ЕДДС, ЦУКС, пожарных, полицию, скорую...

– Она прямо здесь! Метрах в пятидесяти! Нет, даже в десяти!

– Состояние?

(Бабушка с самого начала жаловалась, что очень хочет пить, ее речь в последних разговорах уже начала путаться. В каждой группе с собой, кроме теплой куртки, носков и спасодеяла – запас питьевой воды.)

– Бодрая. Смеется, шутки шутит!

Потом будут страхи – «нам не пройти, а она погружается глубже в болото!», будут найденные листы шифера, которые помогут добраться до Людмилы Ивановны. Долгая, осторожная эвакуация под удаленным присмотром руководителя направления «Медицина» Ирины Герасютенко (позывной «Кобра») – сначала бабушка могла идти, но потом силы кончились, и пригодились взятые с собой носилки.

Скорая помощь наготове, и бабушку быстрее передают врачам.

Все выдыхают. Смеются.

Субакова Людмила Ивановна – найдена в ночь с 14 на 15 сентября 2024 года по пояс в болоте. Эвакуирована двумя «лисами». Передана в «Скорую помощь». Жива.

Успели.

Осторожно! В видео есть громкий звук!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!