Э, секундочку. Уважение к труду было предметом неустанной государственной пропаганды (в хорошем смысле этого слова), а почему? Потому что оно уравновешивало бытовое неуважение.
Престижные и непрестижные профессии - это не постсоветское и не позднесоветское изобретение, это архетипическая штука, отражённая, например, в системе варн и каст в Индии. И надо быть очень наивным, чтобы понадеяться, что 70 лет советской власти радикально перевоспитали и вырастили особого морального советского человека.
Но попытки, естественно, были.
"Будешь плохо учиться - в дворники пойдёшь" - это вполне себе бытовая пропаганда усилий к учёбе. Что, не было такого в СССР? Значит, мы в разных Советских Союзах жили. Ну или очки разной степени розовости носили. Или вот прямо сейчас эти очки напялили.
Ну и уважение уважению рознь. Есть профессии, у которых "запах особый". Умом люди отлично понимают, что без мусорщиков, ассенизаторов и санитаров морга город стремительно загнётся. И что на деревне ассенизатор - это очень важная персона, кто ещё яму тебе откачает. Первый к нему на поклон пойдёшь. Но как пойдёшь, так потом и обратно уйдёшь, лишний раз рядом не останешься. А тем более самому за баранку этого пылесоса - это или наклонности нужны, или если жизнь заставит.
Опять же, неквалифицированный труд - это часто удел людей, которые неспособны к квалифицированному. То есть, тупых. Ещё один минус к бытовому уважению.
Хотя в дворники и дауншифтеры подавались, - тот же знаменитый анекдот про Андрея Платонова и всяких там Хэмингуэев.
И ещё, я напомню, что "от каждого по способностям, каждому по потребностям" - это максима коммунизма. А СССР построил социализм, где "каждому по труду". И если труд неквалифицированный, то и по труду почёт соответствующий. Что бы коммунисты с трибун там ни говорили.
Хотя настоящий коммунист, исполняя первую часть максимы, вполне может в силу осознанной необходимости сказать: "если не я, то кто?" и пойти подметать двор и выкачивать ямы, ловить бандитов, заниматься гнойной хирургией (естественно, имея соответствующее образование) и делать прочие не самые приятные, но нужные обществу дела.
Вот только коммунизм требует исполнения базового условия: сознательности. И если в малом обществе (в семье, например, или в кибуце) понимание, что любой труд нужен на общее благо, и пойти помыть посуду и вынести мусор - это не "бабское дело", - более-менее достижимо, то в большом обществе - в силу разброса уровней сознательности (и ума-тупости, и любви-мизантропии, и бескорыстия-хитрожопости) - самотёком такие вещи стремительно деградируют.
А "не самотёк" - это государственная политика и государственная же пропаганда.
Ну и последнее, логически вытекающее из всего сказанного. Пропагандировать тоже надо уметь. И в СССР этим, кстати, системно занимались. И то над парторгами и лекторами народ втихаря посмеивался. Просто количество превращалось в качество. Хочешь не хочешь, а хотя бы на уровне залётных мыслей трудягу зауважаешь.
А такие однократные попытки, как вот этот вот пост, на который я отвечаю, - и последующая истерика автора в комментариях, потому что ах оказывается, попытка не очень сработала, - ну это дилетантство.