Вы сделали свою работу, заказчик начал ей пользоваться, но не платит. Знакомо?
Если вы дизайнер, программист, копирайтер или фотограф — наверняка. Если сами иногда что-то заказываете у творческих людей — вам тоже стоит это знать.
Я юрист. Давайте расскажу один нюанс, который может спасти вас в такой ситуации. Без всяких судов или чего-то еще — просто за пару минут найдете один важный аргумент, который может стать решающим.
Нюанс называется «момент перехода прав».
Если пользоваться им неправильно, то цена риска заказчика-мудака — 10-20 тысяч рублей от силы.
Если использовать его грамотно — мудак-заказчик рискует задолжать вам миллионы.
Способ работает для всех одинаково. Программисты, дизайнеры, фотографы и так далее — неважно. Расскажу на примере с дизайнером.
Допустим, дизайнер нарисовал картинку. Эта картинка — объект авторских прав. Авторские права возникают сами собой. Никаких регистраций тут не нужно («регистрацией» авторских прав промышляют только мошенники, про это писал в другом посте).
Между заказчиком и дизайнером обычно есть какой-то договор. По этому договору заказчик платит деньги, а дизайнер рисует картинку и передает на нее права заказчику.
И вот тут нас поджидает интересный момент.
Когда права на картинку переходят от дизайнера к заказчику? От ответа на этот вопрос зависит буквально всё.
Как обычно лажают в договоре
В большинстве шаблонов договоров пишут, что права переходят в момент передачи картинки заказчику. То есть дизайнер все сделал, отправил заказчику картинку, и все, заказчик получил права.
Если в такой ситуации заказчик кинет дизайнера с оплатой, то максимум что ему светит — взыскание процентов по ключевой ставке. Сейчас это 18% годовых.
То есть заказчик должен 100 000 рублей, не платит год, и даже если пойти в суд, максимум что с него взыщут — 118 000.
Получается, всего 18 тысяч за год нервотрепки. Жидковато, да?
Как сделать всё по уму
В первом случае права у нас переходили в момент отправки картинки. Но мы к этому моменту или не получили деньги вообще, или получили только аванс.
А теперь представьте, что в договоре мы перенесли момент перехода права. Написали, что права переходят не в момент отправки картинки, а в момент получения полной оплаты.
Белиссимо. Получается, заказчик получит права только тогда, когда оплатит все деньги за работу.
Да в том, что если по такому договору заказчик не заплатит дизайнеру и начнет использовать его работу, то тут уже будет совсем другой расклад.
Права же не перешли, какое он имеет право использовать мою картинку в своем бизнесе? А никакого.
Это уже будет не «неплательщик», а «нарушитель». Не «просрочка оплаты по договору», а «нарушение авторских прав».
Тут уже речь пойдет не про 18% годовых за неуплату. Тут будет идти речь про взыскание компенсации за нарушение исключительного права. А это по ст. 1301 ГК РФ — до 5 млн рублей. А иногда и больше.
И еще момент: если произведений было сделано несколько, то и компенсация может быть взыскана за каждое.
Конечно, я не предлагаю судиться со всеми подряд — в большинстве случаев получается договориться миром и это выходит выгоднее. Но лучше все-таки иметь такой аргумент в запасе на случай переговоров, чем не иметь. Казалось бы, одна фраза в договоре, а разница в деньгах может идти на сотни тысяч и миллионы рублей.
Резюме: когда делаете для кого-то работу или сами что-то заказываете, проверяйте по договору, когда переходят права. От этой строчки зависит, будет ли мудак-заказчик просто «неплательщиком» или уже «нарушителем».
Надеюсь, что об этом нюансе узнает как можно больше творческих людей и их будут меньше кидать на деньги. Если вы «за» — нажмите «вверх» этому посту.
Если вам полезны такие штуки — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах». Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.