Хотел написать комментарий, но думаю что отвечу постом, много букв будет.
Прочитал и пост, и комментарии. Многие из отписавшихся отмечают, что врачи ведут себя хамски, причитают о том, как себя пациент себя запустил и тп.
Допускаю разные развития событий, но приведу пару клинических случаев.
М, 37 лет, болит горло уже год. Окей, собираем анамнез: болит горло, ничем не лечился. Нам даже проще. Спрашиваю что заставило обратиться сейчас? И тут, может показаться, что я решил докапаться до пациента. Но, на самом деле этот простой вопрос позволит мне оценить динамику, так как при длительных жалобах пациенты приходят когда что-то меняется или, когда длительное время что-то не проходит. Длительное время у всех разное, это может быть и неделя, и 10 лет, всякое случается. Отвечая на этот вопрос, я могу правильно определить тактику ведения. Далее начинаю уточнять это боль или дискомфорт? Как болит, где болит, покажи пальчиком. Переспрашиваю неоднократно, так как сначала болит у нас на приёме горло, после распросов оказывается уже что дискомфорт в носоглотке. Пациенты не врачи, поэтому всегда прошу локализовать пальцем. Далее уточняем жалобы про нос, про характер боли/дискомфорта, про суточную динамику. В этот многие мальчики начинают психовать, а мне как бы все это надо чтобы поставить диагноз. А у парней ещё есть особенность, что либо ничего не болит, либо совсем уже кабзда. В итоге у человека вазомотор и стекающая слизь, рефлюкс-ассоциированный фаринголарингит, отсюда дискомфорт. Но пациент отрицал, что у него есть симптомы ГЭРБа, далее после ФГДС тоже говорил что там все ок, не сразу достал заключение (эритематозная гастропатия), в итоге после коррекции носа и лечения у гастроэнтеролога боль ушла, но это стоило большого количества убеждения.
Ж, 26 лет, опять боль в горле. Пришла после нескольких врачей сразу с запросом, мне надо удалять миндалины. Без подробностей если, то показаний для удаления нет, опять же, боль в горле редко сопровождает ХТ вне обострения. При осмотре видим стекания слизи по задней стенке глотки, отёк в носу, пациентка уже после курса ИГКС. В итоге, говорю, что миндалины не трогаем, лечим консервативно, но надо оперировать нос. Получаем истерику, доктор Вы вообще не понимаете про что я говорю, у меня горло болит, не нос, зачем мой нос трогать. В итоге, мы долго обсуждаем, рассказываю варианты течения событий, а счастью, соглашаемся на опер на носу, оперируемся и жалобы исчезают. История со счастливым концом, пациентка сказала большое спасибо и приняла тот факт, что она ошибалась.
М, 64 года. Приходит пациент, с хроническим полипозным риносинуситом (ХПРС), при осмотре красивые отечные полипы. Пациент лечится полипотомией под местной анестезий раз в 2-3 года, противорецедивное лечение не получал никогда, никакое. Соответственно имеем человека после нескольких врачей, сказать что Вас лечили олени ты не можешь, так как это не этично. Далее 30 минут долбимся в калитку непонимания, мол зачем это все лечение, зачем диагностика, просто дерни. Тут начинаешь рассказывать страсти и ужасы, описывая чем чревато не лечиться рационально, возможно в этот момент я тоже использую фразу про то, как себя пациент запустил и это так и есть. Требует лечение, которое помогает, но временно, оно не является рациональныем. В итоге, делаем конс лечение, на контрольном осмотре все хорошо, не видно полипов почти, пациент дышит, но на кт затенены почти все пазухи, с ремоделированием костной стенки, то есть пациент прям кандидат на FESS хирургию, начинается убеждение что надо человеку оперироваться (а он дышит ок, к дискомфорт в пазухах он привык, уже не замечает) и начинаешь убеждать использую, возможно, не всегда очень тактичные методы. Но чаще всего получается убеждать и пациенты потом исчезают на долгие годы.
Так, получилась простыня, но что я хотел бы сказать. Не всегда причитания врачей на приёме о запущении случаев следуют воспринимать на свой личный счёт, иногда это попытка убедить необходимость лечения и диагностики, иногда мысли в слух, иногда, это хамство, к сожалению. Будьте здоровы, пусть Вам попадаются добрые и ответственные врачи, но не забывайте, что мы такие же люди, у нас тоже бывают проблемы.