Ответ на пост «О смысле жизни по Достоевскому»
Достоевский Гений, безусловно.
Как безусловно и то, что он страдал височной эпилепсией. Это болезнь которая "порождает религии", во время припадка доставляя некоторым больным чувство единения со вселенной и Богом.
В своих воспоминаниях Софья Ковалевская приводит случай, рассказанный писателем: «...я почувствовал, что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постигнул Бога и проникнулся им... Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком. Магомет уверяет в своем Коране, что видел рай и был в нем... Он не лжет! Он действительно был в раю в припадке падучей, которою страдал, как и я. Не знаю, длится ли это блаженство секунды, или часы, или месяцы, но, верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него!»
Страдающие височной эпилепсией люди часто не могут подобрать слова, чтобы описать столь сложную ауру, однако подчеркивают, что ощущения всегда одни и те же. Нередка ситуация, когда переживаемый опыт трактуется как мистический, настолько он бывает похож на откровение. Волнующее описание височного пароксизма мы видим в «Бесах»:
«Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном виде не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда. Бог, когда мир создавал, то в конце каждого дня создания говорил: „да, это правда, это хорошо“. Это… это не умиление, а только так, радость. Вы не прощаете ничего, потому что прощать уже нечего. Вы не то что любите, о — тут выше любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд — то душа не выдержит и должна исчезнуть. В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит».
В Новое время пионеры психиатрии заметили, что эпилепсия каким-то образом связана с особой религиозностью людей. Британский психиатр Генри Модсли отмечал, что сибирские шаманы предпочитают брать в учеников эпилептиков. Лишь в 20 веке с развитием медицинских наук эпилепсию признали неврологическим заболеванием.