Ответ на пост «Нейровдохновение 2.0 Итоги»
Этот пост посвящается всем участникам и организаторам конкурса «Нейровдохновение 2.0» в сообществе «Фэнтези истории» (@fantasy_stories). Я, Александр Сордо, руководитель сообщества «Большой Проигрыватель»(@Proigrivatel), автор, редактор и рецензент текстов, с большим интересом участвовал в судейской коллегии этого конкурса.
Хочу выразить благодарность участникам, организаторам, коллегам по жюри и вообще, всем причастным. Приношу извинения, что не смог написать подробные отзывы на все рассказы: кратко обозревать я не люблю и не умею, а времени на полноценные рецензии, увы, не было. И всё же я считаю неправильным оставлять авторов без обратной связи, особенно учитывая, что качественных рассказов было немало и благодаря конкурсу я смог чуть больше узнать о тёмном фэнтези как жанре.
Как известно, учиться никогда не бывает лишним, и при любом случае (читай, на любом конкурсе) полезно подвергать анализу все прочитанные тексты и элементы текстов, чтобы находить удачные и неудачные решения. Удачные – складывать в копилку опыта, неудачные – тоже, чтобы не повторять их впредь.
Поэтому представляю сводный пост с общими наблюдениями. Что было удачно в конкурсных работах, что не очень, какие подводные камни кроются в этом непростом жанре, какие мотивы показались банальными (читай – фигурировали в двадцати текстах из сорока пяти 😊 ), какие архетипы и тропы насколько удачно применялись. Не буду слишком категоричен, мнение моё может не совпадать с мнением реальности, но, вероятно, может кому-то быть полезно.
Поехали.
1. Экспозиция. Это самая сложная часть любого фэнтези, в т.ч. тёмного. Автор выстроил в голове целый мир, прописал его законы и устройство, расы, классы, сословия, магические и научные принципы, выработал свою социологию, историю с предысторией, религию, ордена, королевства – и так далее, и так далее. И её нужно как-то подать читателю.
Так вот, далеко не у всех получалось вплести экспозицию мира в сюжет гармонично, плавно и дозированно. Во многих работах это либо топорная подача через диалоги (герои рассказывают друг другу вещи, которые и так знают, для того, чтобы они стали известны читателю), либо совсем уж дикое лирическое отступление -- вырванное из контекста полотно предыстории, которое смотрится заплаткой на сюжете и выглядит часто совершенно неуместно и нелепо.
2. Пафос. Естественно, фэнтези свойственен пафос. Определённый градус высокопарности его украшает и придаёт хорошо обработанному тексту и цвета, и бликов. Вспомним известную цитату Джорджа Мартина о фэнтези (кто не знает, гуглите: «„Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность…»). Но когда этого пафоса становится слишком много, в нём либо вязнешь, либо об него спотыкаешься. Излишний, нарочитый, витиеватый пафос убивает интерес к рассказу. Когда в тексте за золотистыми вензелями метафор и описательных прилагательных приходится раскапывать сюжет – читать его становится сложно. А уж когда так начинают разговаривать герои – от этого становится ещё и смешно. Вместо живой картинки читатель видит третьесортный театр, доверие пропадает, история не цепляет.
3. Метафоры и сгущение красок. Это в продолжение темы. Мы же говорим о тёмном фэнтези? Так вот если пафос относится к «фэнтези», то описанное дальше относится к «тёмному». Кровь кровища тёмная тьма отчаяния пепел сгоревших руин заброшенных деревень и убитые трупы мертвецов – вот эти все долгие описания мрака, безнадёги и ужасного ужаса вызывают зевоту. Во-первых, элементарное правило «показывать, а не рассказывать» поможет вызвать у читателя эмоции и интерес. Во-вторых, серьёзно, часто эти долгие описания – лишь топтание на месте и повторение уже сказанного другими словами. Вместо трёх абзацев описания выжженных равнин можно обрисовать в двух абзацах судьбу вымершей деревни или сцену казни/допроса – многие авторы поступали именно так и от этого только выигрывали.
4. Перейдём потихоньку к штампам. Понятно, что «мир победившего зла» был прописан в условиях конкурса, и дальнейшая претензия моя поскрипывает как сова на глобусе, но всё же замечу. Часто это победившее зло было довольно однообразным. Самое штампованное – это «пришёл злобный злодей и всех захватил, потомушто абсолютная влаааасть!!1!». Антагонистам в таких случаях не прописывают толком ни мотивацию, ни характер, ни историю. Исключения есть, но на то они и исключения, что в большинстве таких историй «злобный чорный властелин» – это клише и только.
Другой вариант: произошел катаклизм. Справедливости ради, катаклизмы были довольно разнообразные, за исключениям всяких вариаций Сопряжения Сфер и «магия утекает из мира». Хотя, не буду слишком жесток, вариации эти были довольно разными, с этим порядок. Ещё было много разных эпидемий, но сами по себе они тоже были довольно разные, так что в плане катаклизмов идея победившего зла была реализована достаточно хорошо у большинства авторов.
5. Возможно вкусовщина, но вот ещё наблюдение, касающееся «номера второго». Когда второй номер главного героя имеет равный с ним статус (напарник/друг/партнёр/брат/сестра), история смотрится живее и естественнее, чем когда второй номер выше по статусу (наставник/учитель/дядя/отец и тд). Это опять же возвращает нас к разговору о штампах и архетипах. Когда у ГГ под рукой есть мудрый знающий всё старик, ведущий его за ручку по сюжету, это уныло. Плюсик, когда этот наставник либо умирает в начале сюжета, либо фигурирует сквозной нитью в флешбеках, либо вообще оказывается не так прост (или наоборот, бесполезен). То есть, можно взять сам архетип, но отыграть его оригинально – рекомендую держать это в голове.
6. Оригинальный сеттинг. Сразу скажу, классическое средневековье с мечами и арбалетами – не есть плохо. Но лично я испытывал приятное ощущение свежести, когда видел какие-то инверсии привычного в жанре. Либо это твист с космической экспансией, либо история об околоиндейском племени, либо дыхание Нового Времени (рубеж индустриализации, порох и механика, всё вот это). Что с этим делать, решать вам, авторы, но просто для справки: классические истории могут быть блестящими, но многие искушённые читатели за любую оригинальную деталь могут мысленно добавить вашему рассказу сердечек :)
7. Недосказанность. В рассказе на 40к знаков невозможно уместить целый мир, а тёмное фэнтези, как уже было сказано, очень часто подразумевает проработку целой вселенной со своими законами магии-политики-религии-мироустройства-флоры-фауны-еtc, как и любое фэнтези. Не нужно пытаться впихнуть невпихуемое. На этом конкурсе я видел много историй, в которых либо нагромоздили слишком много имён, деталей и правил, либо навалили ту самую топорную экспозицию, либо скомкали концовку, либо – самый лайтовый вариант – чувствовалось, что истории тесно в рамках рассказа. За последнее я баллов, кстати, не снижал. Просто были рассказы, которые можно спокойно развивать в романы, а то и в серии. Перечислять не буду. Кто из авторов чувствует такое желание и уверен в своих силах – вперёд, желаю удачи!
Что касается впихивания и недосказанности. Как решить эту проблему? Очень просто – не стараться рассказать всё. Серьёзно. Иногда достаточно упоминаний событий и мест, работы с деталями и создания общей атмосферы. Иногда хватает намёков. Иногда недосказанность говорит больше, чем слова, а паузы играют выразительнее, чем звуки. Можно очертить мир лёгкими штрихами – и читатель заинтересуется им, но не скажет: «я ничего не понял». Он почувствует, что видит верхушку айсберга, и скажет: «Хочу ещё!». Вот продумайте такой айсберг и подумайте, как правильно его подать. Девять десятых этого айсберга могут остаться у вас в голове, но та десятая часть, которую увидит читатель, вызовет у него восторг, интерес и удовлетворение. Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомните новеллы, из которых состоят первые две книжки про Ведьмака. Кто не читал – почитайте. Узнаете много полезного)
Ещё раз всем спасибо и всем удачи!
P.S. Я ещё много чего не сказал про стилистику, композицию, диалоги, персонажей и другие детали текста, которые полезно держать в голове хорошему автору. Но увы, мои силы, как и размеры постов в Пикабу, ограничены :)
Если захотите пополнить свою копилку знаний – заходите в Большой Проигрыватель ВК (https://vk.com/proigrivatel). Там по цене пары пива можно получить доступ к целой стопке наших писательских гайдов, авторскому и читательскому коммьюнити и рецензированию от топовых авторов БП, в том числе и вашего покорного слуги :)
Ну, а если вы заинтересованный читатель, то заходите читать и слушать нас на всех возможных площадках.