Как мы реставрировали мозаичное панно на территории Главного клинического военного госпиталя
Корпуса главного клинического военного госпиталя возводились в девяностых - нулевых годах, тогда же и делалось оформление прилегающего к ним пространства- благоустройство. В рамках этого благоустройства разбивались небольшие сады, устанавливались ростовые скульптуры, и была возведена небольшая закругляющаяся стена с мозаичном панно.
Изображение представляет из себя триптих на религиозную тему. Слева изображена Богоматерь с Младенцем, в центральной части мозаичная копия картины Левитана «Тихая обитель», в правой части Иисус Христос.
Мозаика выполнена из стеклянной плитки в 2007 году. Так как при исполнении некоторые технические моменты были нарушены- мозаика стала сильно осыпаться. Прежде всего сказалось отсутствие армирующий сетки и неправильно подобранный клей.
В нашу мастерскую обратились для консультации осмотра - что можно в такой ситуации сделать? После осмотра, я пришел к выводу: здесь есть два варианта решения проблемы.
Первый состоит в том что всю мозаику необходимо заново переложить - на новый клей и по правильной технологии. Это долгий процесс требующий много времени и ресурсов. Второй заключается в косметическом ремонте- восстановить утраченные элементы, почистить мозаику от поверхностных загрязнений, восстановить затирку. Это продлит на какое то время жизнь произведению и вернет ему экспозиционный вид.
Мы живем не в идеальном мире- и пойти по первому сценарию не было возможности. В таких случаях мне вспоминается фраза одного очень опытного реставратора: «…когда ты оказываешься перед произведением которое может погибнуть, надо делать то, что возможно здесь и сейчас, не откладывать решение до лучших времен, они могут не настать.»
Поэтому мы приступили к работе. Художник-мозаичист подобрал в нашем магазине плитку идентичную авторской, по аналогам были восстановлены утраченные части произведения. Так же мы укрепили участки вокруг утрат. Была восстановлена утраченная затирка. Так же мы сняли поверхностные загрязнения, на мозаике и обрамляющих ее декоративных элементах. Нам удалось устранить сколы и повреждения на несущей стене.
После этих процессов- произведению был возвращен экспозиционный вид. Это важное место для всего комплекса, люди часто подходят к мозаике. Когда мы закончили работы, кто то даже зажег у основания стены свечи. Я рад что нам удалось поучаствовать в сохранении такого эмоционально важного объекта.
Художник-реставратор Никита Поляков.