Ремонт кулисы КПП "Гранты", или приключения криворучки
Здравствуй, случайный читатель. Решил поделиться историей своего небольшого, но очень криворукого ремонта.
Недели полторы назад я в какой-то момент обнаружил, что при переключении передач появился странный скрипучий щелкающий звук. При первой же возможности я полез под кожух рычага КПП и увидел, что около опорного шарика рычага лежит отломанная пластиковая фиговина. Я вынул ее, подергал рычаг - на первый взгляд все было нормально. Решив, что подумаю об этом потом, я поехал далее по делам. Звук пропал. А при следующей поездке я просто на ходу вынул рычаг с посадочного места. Кое-как припарковавшись, я на отжатом сцеплении вытянул рамку кожуха и увидел, что рычаг просто слегка выдвинулся со своего места, ничем более не удерживаемый - вторая половина пластиковой фигни тоже выпала наружу. Аккуратно вставив шарик на оставшуюся лежать на пружине площадку, я поехал далее.
Далее был поиск в интернете, что это и почему, и я выяснил, что мне нужен ремкомплект кулисы КПП 2110. Объезд по нашему провинциальному городу Татарску ни к чему ни привел - не было нигде этих наборов, только постельки в сборе за какие-то невероятные 500-700 рублей. А ремкомплект, по слухам, должен был стоить чуть более ста. Было принято решение заказать комплект у знакомого сотрудника одного из магазинов запчастей. И неделю пришлось ездить с повышенной аккуратностью, ибо рычаг так и норовил при переключении на третью и выше выскочить с места.
Наконец, комплект приехал
Вот для наглядности старый обломанный кусок и новая деталь.
Вот эта часть у меня развалилась к чертям
А надо сказать, что перед этим я посмотрел видео в ютубе по аналогичной проблеме, один в один. И с этим оказался связан один нюанс. Но об этом позже.
В общем, вооружившись свежеполученными знаниями и поняв, что вроде, оказывается, всё это не сложно, начал разбирать, приготовив инструмент.
В общем, ключи на 10 и 13 и плоская отвертка. Судя по видео, этого было достаточно.
Если бы...
Принял решение поменять все, что можно поменять.
То есть и ограничительную пластину заднего хода, хотя она и старая была нормальная в целом, и стопор заднего хода, он же ось рычага, и шайбы, которые износились так же, как у автора видео, и он их поменял.
Для большего удобства я полностью сдернул пластиковую ручку вместе с рамкой кожуха.
Прошу прощения за бардак, некогда в последнее время убираться в машине.
И тут я понял, что его и мой ремкомплекты кардинально отличаются. Нет у меня никаких шайб! (см. предыдущее фото).
Ок. Будем менять то, что можно поменять. И тут нюансы пошли табунами. Стопорное кольцо и у меня, и старое и новое из видео - сложной формы. Из моего ремкомплекта - полностью круглое. Это привело бы к тому, что я задолбался бы его как втыкать на место, так и потом при нужде вынимать. Отправляем наше новое к чертовой бабушке, родное еще вполне ничошное.
Далее - стопор-ось вот вообще не такой оказался. То есть формально он встал бы взамен старого, слегка подвытертого. Но смотрите сами:
Слева родное, справа из комплекта. Во-первых, я вообще не понял, для чего нужны эти белые раздвижные (они с прорезями) втулки. Во-вторых, родное имеет пластиковый фиксатор, а в новом просто дырка в этом месте, с коническим отверстием кнаружи. То есть, видимо, нужен некий специфический болт для фиксации стопора в вилке кулисы, которого даже рядом не лежало в наборе. Уже слегка офигевая, я судьбой был подведен к тому, что менять буду только пластину и самое главное - втулку под шарик рычага. Остальные полкомплекта для меня оказались просто мусором!
Ладно, с нюансами покончено. Казалось бы, далее осталось только собрать и радоваться.
Щаз! Или я не криворучка?
Я собрал втулку для шарика (выше уже было фото в сборе, белый цилиндрик). К сожалению, мне стало не до фото, и я не снял, как оно смотрится на рычаге. Я забил внутренность втулки литолом 24, и радостно, но с усилием, забил рычаг на посадочное место. И только после того, как это удалось, понял, что забыл предварительно воткнуть туда пружину!
Я попытался выдернуть рычаг. И меня накрыло тщетностью бытия - рычаг ни в какую не желал выходить обратно. Втулку расперло внутри, и она с издевательским стуком упиралась в срез стакана посадочного места. Ниже просто для примера более позднее фото, где уже стоит стопорное кольцо.
Минут десять я пытался вырвать рычаг обратно. Бесполезно. Пришел к мысли, что надо подцепить ломиком за отверстие в рычаге и попытаться выдавить. Но мешал пластиковый кожух консоли. Ломать которую мне вообще не улыбалось, и я попытался ее снять. Выкрутил пять шурупов, но все, что получилось - только слегка приподнять кожух. Слава святым яйцам, мой небольшой ломик-гвоздодер смог залезть в узкую щель под кожухом, и с упором в металлическую пластину слева, я таки выдавил рычаг из втулки. Осталось вытащить втулку. С помощью двух плоских отверток и такой-то матери я смог разделить ее внутри стакана на составляющие и извлечь. При этом я слегка сильнее, чем надо, загнул одну из защелок нижней части, повезло, что вообще не отломил.
Я поставил пружину, собрал втулку на рычаге заново, воткнул заново и после некоторой возни поставил кольцо на место. Смотрим на фото выше еще раз :), как раз этот этап. Для автора видео с ютуба это был самый сложный этап, я же в итоге пришел к небольшой работе мелкими плоскогубцами и дожимом кольца отверткой. Поэтому во второй раз мне делать это было уже быстрее и проще.
Спросите - почему во второй раз?
Я уже упоминал, что являюсь криворучкой? :)
В общем, я не смог в данной позиции установить и зафиксировать прокладочные шайбы в вилке кулисы. Стопору-оси остро не хватало места влезть между стальной пластиной и вилкой, при этом мне нужно было одной рукой пихать ось, второй удержать на рычаге четыре шайбы и металлическую втулку внутри них и одновременно впихнуть всё это в вилку. Что категорически не удавалось. Вилку можно было поднять повыше, но вот рычаг был намертво зафиксирован в стакане. Я понял, что не досмотрел видео до конца, обрадованный кажущейся легкостью ремонта.
И я по отработанной схеме вытащил рычаг и втулку снова. После чего попытался в условиях больше свободы движений установить шайбы. Они всё равно разъезжались, и мне крайне неудобно, так как добавилась необходимость одновременно вытягивать вилку вверх. Решил я эту проблему в итоге следующим образом: под вилку просунул толстую рукоятку отвертки, чтобы она оказалась в крайнем верхнем положении, а тонкие внутренние полимерные шайбы приклеил к рычагу на пластичную смазку. Стальные толстые шайбы этот фокус проигнорировали, и я, пошукав по тумбочкам, нашел старый резиновый полувысохший клей. Намазав его на шайбы, кое-как зафиксировал и их. Лучшим вариантом был бы автомобильный герметик, но его у меня не было. Кстати, на шайбах были следы какой-то белой субстанции, скорее всего в этих целях и примененной.
И наконец у меня все получилось!
Немного сложнее оказалось установить стопорное кольцо, но это все равно было сделано быстрее, чем в предыдущий раз.
Далее я поставил на место полимерную пластину фиксатора заднего хода, привинтил консоль и установил рукоятку КПП на место. И расслабленно выдохнул.
Проверка показала, что все стало работать также четко, как ранее, лишь задний ход стал включаться с некоторым затруднением, но это, видимо, просто вопрос времени, пока притрется.
За сим откланиваюсь, спасибо за уделенное время :).
UPD: Я решил досмотреть видео ремонта кулисы. И, простите, поржал. Ибо его автор сделал ровно ту же ошибку, что и я, воткнув рычаг в стакан до сбора шайб. Обратил внимание, что втулка из его ремкомплекта вполне свободно входила и выходила из стакана, и ему в этом отношении пришлось гораздо легче, чем мне с этими манипуляциями ломиком.