Ответ на пост «О системе оценок в школах»28
В эксперименте изначально были поставлены условия оценить сочинение. Эти условия не соответствуют школьным.
Оценивающие додумывали причины, по которым их попросили. И подавляющее большинство выбрало причину, по которой нужно было максимально строго оценить сочинение, т.е. раскритиковать.
В школах учителя тоже ставят субъективные оценки. С этим сложно спорить. И попадаются те, кто целенаправленно и не всегда обосновано занижают оценки. Но в большинстве своем оценки в школе более объективные, чем в данном эксперименте. Это связано с тем, что учитель может оценить, преуспел ли ученик или наоборот сдал.
Основная же мысль эксперимента - показать субъективность оценок. И с таким сталкивались многие. Кто то проглатывал это, а кто то несет через всю свою жизнь.
Несколько историй.
Учитель истории любил рассказывать смешные истории. Точнее, он любил рассказывать, как ученики ошибались и смеяться над этим с другими. Как оказалось, учитель не допускал, что дети умеют шутить.
Одну из историй учитель рассказывал столько раз, что о ней наверно знали все в городе, а не только в его классе. Коротко: в войну 2 самолета были отправлены разбрасывать листовки, один из которых улетел в неизвестном направлении. Учитель любил рассказывать, как кто-то из учеников неправильно высказывался про этот самолет. На устном экзамене, памятуя про эту "шутку", я решил пошутить, что самолет промахнулся. Тогда я понял, что шутить может только учитель. А ученику такое право не положено.
Биологию я учил на уровне понимания. Но не зубрил. В итоге мои оценки всегда были между 4 и 5. Первые 2 четверти мне снижали оценки до 4. Не буду их оспаривать. Но я решил вытянуть предмет на 5, чтобы получить 5 в аттестате. Оставшиеся четверти я получал 5. Средняя оценка за год 4,5. Мои старания не оценили, сказали, что 3я или 4я четверти маленькие, потому в аттестат я получил 4.
История с обратной ситуацией.
Выпуск 2002. Первые попытки изменить экзамены перед появлением ЕГЭ. По стране объявляется 40 тем (не помню, открытые они были или нет). Перед экзаменом оглашается пакет из 8 сочинений. Это новинка, поэтому по телевиденью это главная тема. После экзамена мама рассказывала, как литературные критики (или кто там выступал) обсуждали названные темы По последней из 8 тем все говорили, что просто не знают, что можно писать по такой теме. Именно эту тему я выбрал и не прогадал. Это была лучшая моя оценка за сочинение за весь школьный период. 4/5 (или 5/4). Пиши, что хочешь в рамках темы.
Хотя я понимаю, что на таких экзаменах школа заинтересована в поднятии общего уровня школы. А потому в другой ситуации оценка могла быть совсем иной.