Зацепило что-то одно обсуждения и когда начал писать комментарий понял, что по длине это получится целый длиннопост. Часто по ночам, да и просто при философском настроении (как правило после парочки бутылок пива) задаёшь себе разные вопросы и старательно ищешь на них ответы. Вот пример из такого:
-В чём огромная беда нашего образования, а точнее профессионального образования? Ответ не может быть однозначным, т.к. это совокупность факторов, но вот с чего можно было бы хотя бы начать исправлять, это: обучение профессии, а точнее даже просто приобщение к полезным в быту навыкам и общественное мнение.
Немного и о том и о другом: я сам учился в 2000-2008 в гимназии, учился сразу скажу не очень, был болезненным ребёнком, поэтому просто тупо не успевал за программой. Так вот мы в гимназии (хотя знаю, что и в школах также) на уроках ТРУДА занимались ГОТОВКОЙ и ВЫШИВКОЙ, преподавала у нас женщина (хотя сути мне кажется это не сильно меняет). И ладно я понимаю готовка, и то мы готовили пироженные (точнее кондитерскую колбасу) и "пиццу" (приносили за свои деньги коржи, начинку и так сказать приобщались к кулинарному искусству), хотя по сути надо то было - научиться не переваривать рис\макароны\картошку\пельмени и нормально пожарить котлеты, ВСЁ - стартовый набор есть, от голода один не помрёшь, ну ещё штопать носки, хотя как по мне проще новые взять.
Затем у меня встал выбор - идти в другую школу\оставаться в этой, я выбрал вообще третий вариант и пошёл в ПТУ (хотя он у нас (а если быть точнее у меня, для остальных то это так и остаётся "хмызня") назывался Профессиональный Лицей) на электрика, т.к. понимал, что родители меня не вывезут финансово, ещё и в институт надо, за так сказать высшим образованием, поэтому надо получить профессию и пораньше.
Так вот, был у меня как-то диалог, который действительно запомнился, и который характеризует одну из проблем:
-Слушай, Никит, а вот ты почему поступил сюда?
- Потому что мне интересна профессия электрика
- а мы - потому что нас больше никуда не взяли....
И все засмеялись, а мне что-то грустно стало, по сути там, где я учился нормальные ребята были разделены на две основные категории: неблагополучные\сверхблагополучные - да, да, из 20 человек 2 было сверхблагополучными, просто по их мнению им и не нужна была эта учёба, папа\дядя\брат пристроит и на самом деле так оно и получилось, они все уже управляющие в "своих" бизнесах и пожалуй от одного и вышел в итоге толк, т.к. батя поставил ему условие, что он сам должен проработать на автомойке (к слову элитной) обычным мойщиком, а потом по окончании учёбы станет управляющим. А вот другая часть была тоже в свою очередь негласно поделена на безнадёжных и не совсем. Почему я сначала разделил благополучных и нет? Потому что непосредственно вокруг них и заводилась движуха вся, как и всяких подростков, всех буквально тянуло к ним, у них есть деньги, у родственников есть связи - а вдруг подлижу (по сути то это было подлизывание, а не дружба), и меня тоже за компанию возьмут на дорогу к успеху. Соответственно стремились быть как они, поплёвывать в потолок и ничего не делать, что в общем то они и до этого прекрасно сами делали, вот только смысла в этом 0, потому что у них изначально разные условия.
Вот так и получилось разделение богатые+безнадёжные и те, кто хоть иногда задействовал мозг и жил не настоящим а будущим, в общем можно долго рассказывать, но суть одна, по итогу - двоих из группы посадили на разные сроки, трое умерли от передоза, судьба половины мне известна лишь примерно (как правило разнорабочие на стройке), но лишь двое работали\работают по специальности. Т.е. на выходе получился пшик, а всё потому что в "хмызни" берут только тех, кого уже никуда не берут. Да и качество оставляет желать лучшего, ведь вот такие ребята потом и работают электриками в худшем своём качестве, я успел поработать с многими людьми, так реально сейчас толковых ребят в профессии и нет, держится всё на мужиках, которые пожили в СССР и 90, когда за любую работу цеплялись. А ещё больше опять же тех, от кого вроде есть толк, но они прогуливают всю з\п в клубах и пьяном угаре, не представляя, что они могут куда-то дальше идти, что это не конец. Когда же при них говоришь о планировании расходов они делают большие круглые глаза и крутят пальцем у виска, хотя есть и те, кто искренне по доброму завидует.
У меня в общем то была своя история, но сейчас я работаю в Москве в должности инженера по эксплуатации зданий в одном крупном БЦ+ЖК, т.е. спец широкого профиля. Но вот бывает начинаешь думать - я, и ещё несколько ребят из 16 человек куда то пробились, но в чём была изначально проблема? В том, что нужные профессии, достаточно специфичные, теряются, в 2008 году, когда я поступал было 6 профессиональных училищ, в которых обучались специалисты вроде автомехаников, электриков, слесарей, токарей, а сейчас на электрика обучает только одно, ну ещё от центра занятости можно пройти обучение, и всё, профессии нет, и опомнятся только тогда, когда их станет не хватать. И если токари сейчас становятся более унифицированными, для современного токаря уже более желательно знание программирования, т.к. распространяются станки с ЧПУ и профессия сокращается, то электрики\сантехники\плотники всегда останутся актуальными, их не заменит машина, по крайней мере в ближайшем и не очень будущем.
Нет толком занятий труда в школах, человек приходит к нам на работу, он не может отличить саморез с крупной резьбой от самореза с крупной резьбой или говоришь ему - принеси саморез на 45 со сверлом и прессшайбой, а он смотрит на тебя в ответ глазами доброй коровы и ты думаешь, блин, кто из него растёт? А уж к розетке его вообще страшно подпускать, убьётся ненароком.
Рабочая профессия нуждается прежде всего в изменении отношения, как у обывателей, так и у работодателя. Средняя з\п электрика в моём городе 16 000, много это? Нет. Для сравнения - зарплата у кассира в кинотеатре 18 000. А ответственности и риска выше крыши, но нет - проще чтобы гости с ближнего зарубежья сделали, пусть некачественно, но дешевле - риск сгореть? а кто на риски смотрит? А потом внезапно вжух и всё сгорело, или человека убило.
Также рабочей профессии нужны люди, способные заинтересовать ребёнка, делать это не только на факультативах но и в общей практике. Нужны педагоги, трудовики действительно от слова труд. А они получают ещё меньше, чем преподаватели остальных предметов, хотя в жизни уроки труда будут намного полезнее, чем что либо ещё. Возможно будущие Кулибины учились и рядом со мной, но вот только слились с серой массой офисного менеджмента и продавцов. Хотя пожалуй самое страшное, что только может случиться с мужчиной, это устроиться охранником (не личным, личных я насмотрелся, там процент отличающихся от дерева больше), а вот тем самым человеком с вечным гемороем от сидения и способностью на протяжении всего дня гипнотизировать потолок с таким жаром и упорством, что кажется потолок быстрее моргнёт.
Грустно это и печально, но боюсь ощутят это лет через 10, когда нехватка кадров будет только расти.
P/s: получилось сумбурно и пожалуй слишком расплывчато, наверно из-за того, что чукча далеко не писатель