Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ
Фото 1. Святилище Яма-но ками.
Перед вами небольшая статья натуралиста и профессора культурной антропологии Кевина Шорта, посвящённая интересному классу японских божеств, называемых просто — «божество гор» (яма-но ками, 山の神). Это достаточно сложные комплексные божества, не только оберегающие горы и покровительствующие «пограничным людям» (таким как охотники и лесорубы), но и совершающие регулярные сезонные миграции с гор на рисовые поля, где из «божества гор» они становятся «божеством полей» (та-но ками, 田の神). В этой ипостаси они также тесно связаны с божествами путей и границ — до:содзин (道祖神), поскольку охраняли межи и само пространство поля. С наступлением осени, когда с полей убирали урожай, та-но ками снова уходили в горы, становясь яма-но ками и занимаясь уже совсем другими делами.
Хотелось бы также отметить, что хотя в статье яма-но ками считается женщиной, пол горных божеств варьируется от местности к местности. Иногда это богиня, нередко — бог. Норико Ц. Рейдер в своей книге высказывает, например, такое интересное замечание:
Согласно распространённому в сельских местностях верованию, горное божество считается богиней, которая каждый год рождает двенадцать детей. Поэтому её называют Госпожа Двенадцать (Дзю:ни-сама), а её дети символизируют двенадцать месяцев в году. Согласно О:сима Татэхико, горное божество, вероятно, изначально было мужчиной. Женщина в этой истории подчинена божеству, чтобы служить ему и родить божественных детей. Следовательно, по ассоциации она стала почитаться как богиня.
© цит. по «Знакомство с японскими демонами. О́ни с древних времён до наших дней», Норико Ц. Рейдер — 2010.
То есть в местных представлениях жрица-супруга горного божества со временем занимает его место и сама почитается как яма-но ками.
=====
Выживание человека — извечный вопрос лести Горной богине
Одна из любимых моих тем японского фольклора — Горная богиня и рыба-дьявол. Эта история широко известна на юге Кюсю, но схожие версии есть и в других районах страны. Горная богиня или Яма-но ками — сходная с богиней Дианой владычица земель, чьи люди живут охотой на дикого кабана и чёрного медведя, рубкой деревьев или сбором растений. Те, кто трудятся в горах, почитают Яма-но ками как высшую жизненную силу, одушевляющую леса, растения и животных, которые там обитают.
Замечательный автор рассказов и фольклорист Муку Хатодзю однажды сопровождал исконного охотника на диких кабанов вглубь гор вдоль границы префектур Кагосима и Миядзаки. «Дикие кабаны, на которых мы охотимся, нам не принадлежат, — объяснял старый охотник. — Они принадлежат Горной богине. Когда мы отправляемся ловить кабана, мы смиренно просим богиню уделить нам часть её щедрот».
Фото 2. Памятный знак на месте святилища Яма-но ками в префектуре Иватэ.
Но правление горами и лесными существами не единственная задача Горной богини. Ранней весной, когда рисовые поля готовы к посеву, она превращается в Та-но ками или богиню риса. Богиня покидает горы и поселяется на земляных насыпях между рисовыми полями. Здесь она остаётся присматривать за драгоценным урожаем риса, пока его сбор не завершится ранней осенью. Затем она возвращается в свои горные владения.
Чтобы поприветствовать богиню на рисовых полях весной и проводить её обратно в горы осенью, селяне-рисоводы обычно устраивают праздники, включающие музыку, танцы, а иногда и театральные представления. Горная богиня — народная супергероиня, благословляющая жизнь и пропитание как рисоводов, так и охотников-горцев.
В Японии, благодаря местных ками за милость или прося у них благословения, принято подносить им еду, напитки и всячески развлекать. Большинство ками предпочитают красивую рыбу, например, красного морского карася (тай). Однако Горная богиня требует более деликатного обращения.
Несмотря на своё добросердечие и сочувствие к людям, она подвержена приступам почти маниакальной депрессии, во время которых и в горах, и на рисовых полях начинает нарушаться естественный порядок вещей.
Особенно Горная богиня расстраивается из-за своей внешности. Она, если хотите, несколько курьёзно выглядит. Если ей подарить морского карася, она только ещё больше опечалится, потому что красивая рыба будет резко контрастировать с её собственным своеобразием. Единственный способ вывести Богиню из состояния хандры — вручить рыбу, которая заставит её почувствовать себя симпатичнее. Подходящая рыба должна выглядеть ещё более странно, чем Богиня.
Рыба, избранная для этой почётной роли, называется они-окодзэ или, по-английски, рыба-дьявол (а по-русски, скорпена, рыба-камень или бородавчатка). Они-окодзэ — одна из примерно дюжины очень похожих на вид рыб рода Inimicus, обитающих в тёплых тропических и субтропических водах Индо-Тихоокеанского региона. Все они — засадные хищники. Маскируясь, эти рыбы лежат на дне океана, пока поблизости не проплывёт рыба поменьше, а затем с невероятной скоростью устремляются вверх. Добыча точно пылесосом засасывается в широкий рот и глотается целиком, ещё до того, как осознает, что произошло!
Они-окодзэ действительно очень странная с виду рыба! Тяжёлое тело устроено так, чтобы неподвижно лежать на океанском дне или в паре дюймов над ним. Огромные выпученные глаза расположены на макушке, а широкий рот открывается почти вертикально вверх. С челюстей и морды свисают кусочки кожи, похожие на обрывки водорослей, прикреплённых к камню. Два нижних луча грудных плавников могут свободно двигаться и применяются в качестве похожих на ходули опор, чтобы «шагать» по морскому дну.
Фото 3. Рыба-камень.
Для защиты рыбы-дьяволы вооружены рядом длинных, твёрдых и острых шипов вдоль спины. Эти шипы могут направляться прямо вверх и отравлены сильным ядом, который содержится в мешочках у их основания.
Пловцы и ныряльщики иногда случайно наступают на они-окодзэ или прикасаются к ним. Симптомы отравления варьируются от мучительной боли и сильного отека с покраснением кожи до частичного паралича и даже затрудненного дыхания и возможной сердечной недостаточности.
В Японии они-окодзэ обитают у берега и на глубине около 200 метров, вплоть до префектур Ниигата и Тиба на севере. Эта рыба считается вкусной, и в некоторых районах её даже выращивают в садках.
Изображения Яма-но ками редки, но каменные статуи Та-но ками встречаются по всей сельской местности восточной части префектуры Кагосима и южной части префектуры Миядзаки, где есть рисовые поля. Потрясающий шанс увидеть четырёх из них в Токио — перед небольшим святилищем Суйтэнгу в парке Икэбукуро Экимаэ, всего в нескольких минутах ходьбы к северо-востоку от станции Икэбукуро.
Та-но ками обычно держат черпак и чашку со сваренным на пару рисом. Они носят необычные капюшоны или шляпы, которые на самом деле часть искусного обмана. При взгляде сзади капюшон или шляпа превращаются в головку классического фаллического символа. Воплощённое в камнях желание — пусть изобилие и плодородие будет не только на рисовых полях, но и в домах селян.
Фото 4. Некоторые фигурки та-но ками из разных областей Японии.
© источник: Man’s survival is an age-old matter of flattering the Mountain Goddess by Kevin Short, 2014
© перевод с английского — Алкэ Моринэко, 2023