Архитектура Петербурга. Часть 7
Начиная с 30-х годов постепенно образуются гайки во всеобъемлющей творческой свободе, которая пришла с новой властью. Постепенно появляются Союз художников, Союз архитекторов и подобные им. Продолжать любую деятельность можно только через эти самые союзы, исключительно в заданном правительством направлении. И в архитектуре направление вело к перерождению классицизма с доброй долей гигантомании.
Театр "Балтийский дом"
Собственно прошлый выпуск я закончил тем, что в 1931 г. начался конкурс на проект Дворца Советов. На нем отсеяли всех авангардистов по причине того, что подобная архитектура была не понятна простому человеку и никак не соответствовала задачам государства. А в задачи государства как раз входило тотальное прославление коммунизма, советской власти и другая подобная пропаганда.
Полагаю, что углубившись в историю, архитекторы вспомнили, что подобный эпизод уже был в стране чуть более 100 лет назад и сильно изобретать не придется. Так появился Сталинский ампир.
Станция метро Кировский завод
Вернемся к Дворцу Советов. По мнению властей идеальном символом пропаганды, был, как полагается, Ильич. Стометровый Ильич! Стометровый Ильич с зенитными орудиями в голове на 300-метровом постаменте!!!
В общем-то от авангарда по ходу отказались как от стиля, размах мысли сохранился (вспомним тут Башню Татлина).
Этому конкурсу и проекту стоило бы уделить отдельный выпуск, может так и сделаю. Проект так и не был реализован, но дал понятие остальным о том как теперь надо строить. Если вы посмотрите на Сталинские высотки, то увидите схожие с Дворцом черты.
Московские высотки
Не знаю вел ли переписку Сталин с Гитлером (Закон Годвина не обманешь и рано или поздно он бы всплыл тут), и менялись ли они альбомами с картинками, но в Германии тогда шли подобные же процессы. Страна возвращалась к классике.
Разумеется там через архитектуру прославляли Третий Рейх. Причем масштабы построек в Германии порою не уступали советским. Ну судя по всяким вундервафлям масштаб у них в крови. Вот такая вот цикличность истории.
Проект Зала народа в Берлине
Но не только в масштабности зданий славен сталинский ампир, но и в размахах перестройки затеянной в те годы. Города ждали глобальных обновлений. В Москве расширялись улицы путем переноса зданий, строится канал им. Москвы, появляется метро. В Петербурге административный центр собираются сместить в южную часть города и для того создают план нового огромного района со своим ̶п̶о̶д̶к̶и̶д̶н̶ы̶м̶ ̶и̶ ̶к̶о̶м̶с̶о̶м̶о̶л̶к̶а̶м̶и̶ Домом Советов.
Дом Советов в Петербурге
Как и многим проектам и стройкам, затеянным в те годы, проекту не удалось реализоваться в полной мере.
Строительство Дома Советов 1939г
Вообще, я бы 1930-1950 гг назвал бы эпохой мечтателей . Если бы все то, что задумывалось тогда было сделано, то мир бы выглядел совершенно иначе.
Но вернемся к Петербургу. Тут конечно не Москва, которая стала столицей после революции, и которая наиболее максимально преобразилась в этот период времени (чтобы понять сталинский стиль в Москве надо сразу мчать на ВДНХ), но и в Питере есть чему похвастать.
Дом со шпилем на Московском проспекте
Если не брать в учет точечной застройки, то внимание стоит обратить на несколько районов города: правый берег Невы в районе Охты, Автово, район возле ст. м. Нарвская, квартал на Черной речке, Светлановскую площадь, район возле м. Ломоносовская, ну и разумеется район возле м. Парк победы.
В этих районах стали появляться новые высокие, статные здания. Вновь вернулся внешний декор. Если в дореволюционные годы здания украшают скульптуры богов и женские лица (помним про макароны), то новым богом в Советском Союзе становится рабочий человек. Именно фигуры рабочих профессий мы видим в основном на зданиях тех лет (помимо серпа, молота и звезды, разумеется).
Внутри тоже было чем похвастать: это и 3-х метровые потолки, и центральное отопление и просторные площади, и собственные санузел и кухня. Да, само-собой на окраинах и в малых городах жилье было попроще, но тем не менее, многие из тех квартир и по нынешнем временам выглядят весьма и весьма достойно. Главный их плюс, конечно был в том, что выдавали их бесплатно.
Еще в поисках сталинского ампира стоит заглянуть под землю. Первые станции Петербургского метрополитена наиболее ярко украшены и вызывают истинное восхищение.
Станция метро Автово
Читая про экономику страны тех лет, удивляешься, откуда же брали деньги на всю эту роскошь. Но все подобные мысли быстро отпадают. Их перебивает восхищение величественностью и красотой построек тех лет. По крайней мере для меня неизученные постройки тех лет - это всегда места притяжения.
Однако, после смерти Сталина к власти придет Хрущев, который начнет "войну с архитектурными излишествами" и культом личности. Весь декор моментально пропадет, экономичность сменит помпезность, уникальность смениться массовостью. Но это уже совсем другая история.
Больше интересного про Питер и экскурсии тут: https://t.me/alturistspb