Серия «Моя инвалидность»

Чтение и письмо по брайлю. Математика

Всем снова здравствуйте. В этом посте я хочу немного рассказать о чтении и письме слепых людей. Опять же, с практической субъективной точки зрения без нудной теории. Предположим, что вы знаете, как выглядит алфавит по Брайлю :)


Основная проблема чтения и письма - читают слепые слева направо, а вот пишут справа налево.

Объяснение этому банально - точки, выкалываемые при помощи грифеля, "выпукливаются" с обратной стороны листа, поэтому, чтобы читать привычным стандартным способом, надо писать справа налево.


Теперь проистекающие отсюда трудности.


1. Во-первых, нельзя быстро "посмотреть", что ты только что написал. Чтобы прочитать написанное, надо а) открыть прибор б) вытащить лист в) перевернуть лист г) прочитать д) засунуть лист обратно е) найти то место, где ты писал ж) поставить грифель именно туда и продолжить письмо.


Процесс, как полагается, небыстрый. Чтобы найти место, где только что мы писали, надо выбрать два варианта действий. Первый вариант: запомнить, в какой строке и в какой клетке было написано. Второй вариант: нащупывать это все грифелем. Нащупать - в смысле водить грифелем в каждой клеточке. В какой грифель перестал проваливаться в некоторых точках (значит, в тех клетках было написано), значит, там и не написано.


Отсюда - писанина в одной и той же строчке по нескольку раз, пропуск строчек... В общем, бардак.


2. Во-вторых, клетки - они клетки и есть. В приборе (стандартном российском) страница имеет 24 клетки в 18 рядов (строк). Нельзя "дописать" лишнюю букву, когда строчка закончилась. Вот нельзя и все. Не протыкается металл :) Нельзя "раздвинуть" клетки и вставить пропущенную букву. Вот нельзя. Не раздвигается.


Мой самый любимый перл от преподавателей "А теперь возьмем все это в скобки"... СКОБКИ? СКОБКИ, ТВОЮ МОРКОВКУ ТЕБЕ ЖЕ В ЖОПУ??? Иди к черту! Твои "возьмем в скобки" означает, что я щас должна всю строку переписывать уже со скобками, а что я писала в этой строке... см. Пункт 1. Убью и скажу так и было...


Или "А теперь вот тут обозначим эту формулу "один"!" Сука, как я буду строчки сдвигать вниз???


3. В-третьих. Брайлевских знаков - 63 (плюс 64-й пробел). Ошибся в  точке - получил другую букву. Ошибся в точке - получил другую ЦИФРУ. Записывать номера телефонов, суммы денег и шлепнуть не ту точку - бесценно...


4. В-четвертых, нельзя быстро "посмотреть", что ты только что написал кажется, это было. Поэтому наша математическая запись для нас... да, в голове. Пока не закончится страница. Пишем квадратное уравнение. Одна строчка. Молодцы, теперь пишем дискриминант. Ой, забыли, что написали? Выполняем действия а)-ж) из пункта 1. На пятнадцатый раз заколебались? Память наше все :) Ну, или сидим, пытаемся прочитать грифелем. Если не ошиблись - мы герои. Посчитали дискриминант? Написали формулу корней уравнения? Подставили в формулу? Ура, страница закончилась, можем перелистнуть тетрадь и "переодеть" прибор на другую страницу. И можем прочитать, что мы до этого писали. Вопрос только, нахрена - мы уже пример, считай, по памяти решили :)


У меня для этого есть маленькие приборы на четыре и шесть строчек. Написала условие, оторвала листик, положила перед собой. Надо прочитать - читаю рукой, пишу решение, каждый этап отрываю и кладу перед собой. Да, черновик примера выглядит кучей листиков-полосочек, но удобно. Потому что я математику привыкла воспринимать с опорой на зрение, у меня память средняя для слепого.


5. В-пятых, Брайлевских знаков - 63 (плюс 64-й пробел) и строчки не двигаются. Да, я про это говорила. Но... мы приходим к красоте под названием "Напиши икс в квадрате или икс первое". Зрячему человеку - говно вопрос. Квадрат мы пишем, приподняв циферку два над строкой, икс первое - опустив циферку один под строчку. А незрячий...  Привет, признаки верхнего и нижнего индекса и собратья его - признаки конца верхнего индекса и нижнего индекса.


Итак, самое интересное. Формула корней квадратного уравнения для примера. Записывается она в две строчки (в одну не влезает).


Вот так она выглядит "по-плоскому", кто забыл

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост

А вот так - по брайлю

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост

Теперь расшифруем значки (кто знает обычные буквы по брайлю, может впасть в недоумение, что тут за буквы Щ, Ш и какие-то Ю... М и П в обратную сторону и вообще... )


Я записала формулу, как ее записывал бы незрячий на обычном приборе со строками в 24 клетки.


Строчка с красными цифрами:

1) Признак малой буквы латинского алфавита. Это для зрячих туева хуча символов и букв, у незрячих, мы помним, символов 64. Как говорится, писать захочешь - не так раскорячишься.

2) буква х. В смысле, икс. Обычный банальный икс, но зачем его писать с признаком, да еще малой латинской буквы? Потому что по-русски это буква Щ, с признаком буквы греческого алфавита это будет буква "кси". Нам же нужен наш русский латинский икс, помним?

3) признак нижнего индекса. О нем я уже упоминала, ибо клетки вниз даже на полшишечки не сдвинешь.

4) цифровой знак. В смысле, все символы после него читаются как цифры. Поясню далее.

5) цифра 1. Без цифрового знака это была бы буква "а", поскольку у нас мало символов.

6) уточнитель. Да, он так и называется - "уточнитель". Очередная зверушка математического брайлевского извращения. Посмотрите на нашу банальную плоскую запись - "икс первое, второе". После цифры "один" идет запятая. Если мы напишем запятую БЕЗ уточнителя по брайлю, то получим дробь.


Вот такую:

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост

Нам она нннада? Нет, не нннада. Поэтому, чтобы слепой не запутался, что там именно запятая, ставится уточнитель.

7) запятая. Как и любые другие знаки брайлевского алфавита в математике, этот знак может быть и знаменателем обыкновенной дроби, и даже цифрой 1. Но здесь это - запятая, ибо уточнитель.

8) цифровой знак, мы это уже проходили

9) цифра 2. Без цифрового знака буква Б. Или b. В зависимости от признака алфавита :)

10) знак конца нижнего индекса. Да, как наша русская Ш. Поскольку в латинском алфавите нет буквы, совпадающей с русской буквой Ш, выбрали его для конца нижнего (и верхнего) индекса.

11) пробел. Перед знаками "равно", "плюс", "минус", "умножить", "разделить" в брайле используется пробел, а то можно перепутать со знаменателем обыкновенной дроби.

12) знак "равно". Да, пишется как знак скобки в литературном тексте, но у нас-то текст математический. В математике свои скобки даже по брайлю :)

13) признак начала дроби. Да, обычной дроби с горизонтальной чертой. Зрячие могут писать в два этажа - глазам пофиг, они всю страницу сразу охватывают зрительно, а вот слепой ограничен ровно площадью подушечки одного пальца. Знак этот, конечно, имеет и другие значения, но тут он - признак начала дроби.

14) минус. Вот минус - он и в Африке по брайлю минус. У этого знака нет другого значения. Минус.

15) буква b. Малая буква латинского алфавита. Откуда мы это знаем, если у нас нет признака малой буквы латинского алфавита? Все просто. Брайлисты сука хитрые экономные. Если перед каждой буквой ставить признаки своего алфавита, так деревьев на бумагу не напасешься. Поэтому, если алфавит по ходу пьесы не менялся, то действует старый знак, у автомобилистов так же, верно? А у нас он был малого латинского алфавита. Поэтому b и ничто другое.

16) пробел, потому что потом

17) плюс. Как и другие знаки в нижней части, он имеет и другие значения, но тут - плюс.

18) минус

19) знак начала показателя степени корня. Мы из школьного курса знаем, что корни бывают не только привычные нам квадратные, но и кубические, четвертой степени и понеслась душа в рай любой другой. Обозначаются они циферкой рядом со знаком корня (по-плоскому), а по брайлю после вот этого показателя корня надо написать степень корня. Был бы корень третьей степени, после этого знака втулили бы цифру 3.

20) знак конца показателя корня. По-плоскому циферка рядом с корнем не пишется, если корень квадратный, ну и брайлисты сказали: "Мы тоже не будем, хуже не станет". Да, этот знак и индексы оканчивает, и всякое такое.

21) опять b.

22) Знак верхнего индекса. Ура, добрались до квадрата. Наш b должен стоять в квадрате, поэтому знак верхнего индекса. Ну, по-плоскому степень квадрата пишется циферкой 2 вверху, ну и брайлисты решили не отставать. Назначили верхнему индексу еще и степень. Почему нет?

23) "сниженная двойка". Поскольку, если делать "по уму", нужно было бы написать признак верхнего индекса, цифровой знак, цифру два, знак конца верхнего индекса (четыре клетки), то брайлисты сука хитрые экономные (2). Они сказали: "А давайте вместо такой длинной фигни будем писать всякие индексы, что сверху, что снизу, сниженными цифрами, но только если это цифры, без букв, знаков препинания и прочей лабуды? - А давайте".


Немного про сниженные цифры. По сути сниженные цифры - это знаки, расположенные в нижней части клетки.  Вот тут сниженные и несниженные знаки для цифр.

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост

Разумеется, сниженные цифры имеют другие обозначения (например, внимательный и не до конца заебавшийся от этой простыни читатель заметил, что сниженная единица совпадает с запятой, двойка - со знаком начала дроби, плюс - с шестеркой и т.д.) Но брайлисты этим не заморачиваются.


24) знак переноса математического выражения. Причем знаков переноса существует аж два вида - если перед переносимым знаком должна стоять пустая клетка (как тут - здесь на следующей строчке стоит знак "минус" как арифметического действия, а перед знаками арифметического действия ставится!!! пробел), и когда не должна (например, знак арифметического действия остался на строке до переноса). Да, незрячие не переносят математическое выражение с повторением знака действия в начале строки, иначе строк не напасешься).


Ура, мы преодолели чуть больше половины записи!


Синяя строчка. Ща побыстрее дело пойдет.


1) минус.

2) цифровой знак

3) цифра 2.

4) признак малой буквы латинского алфавита. Так, а нафига она нам тут, если алфавит не менялся? А нужна она, потому что буква а без признака совпадает с цифрой 1. И если мы не поставим признак, то у нас будет не 2а, а 21. Оно нам нинада. Вот и ставим признак.

5) буква а.

6) буква с. В смысле, цэ малая латинская.

7) конец подкоренного выражения.

8) пробел

9) Нет, не буква Ю, а черта дроби. Та самая, длинная горизонтальная. Вообще черт дроби существует тоже две. Одна с пробелом, вторая без. Без пробела используется, если в дроби нет знаков действий. Что-нибудь вида

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост

10) цифровой знак

11) цифра 2

12) признак малой буквы латинского алфавита

13) буква а.

14) знак конца дроби)))


Ура, мы доехали до конца!!!


И это - простая формула восьмого класса...


А если что-то этакое?))))))

Чтение и письмо по брайлю. Математика Шрифт Брайля, Математика, Мат, Длиннопост
Показать полностью 6

Научиться читать и писать по брайлю

В этом посте я не буду отдельно демонстрировать, как выглядят буквы по брайлю, что такое прибор для письма, грифель и тому подобное. Я хочу рассказать о собственном опыте, субъективных ощущениях, так сказать.


Брайль я начала осваивать в 16 лет, когда осознала, что рано или поздно потеряю зрение. Зрение у меня падало медленно, но неотвратимо. Не сказать, что я сильно нуждалась тогда в брайле - я, в принципе, и сейчас неплохо читаю глазами, пусть и близко, но вижу текст в книге, правда, уже не слишком мелкий. Однако вот мне приспичило.


Первое, с чем я столкнулась тогда, в девяностых годах - полное отсутствие информации о брайле во "внешнем" мире. Не попади я в свое время "на побывку" в интернат слепых и слабовидящих - для меня понимание, как читают и пишут слепые так и осталось бы на уровне "Наверное, они пишут как мы, только буквы вырисовывают рельефно". Собственно, этот этап развития "слепецкой" письменности был пройден до Луи Брайля Валентином Гаюи. Книги того добрайлевского периода так и выглядят - огромные рельефные буквы, вполне себе скопированные со "зрячих".


Буквы брайлевского алфавита я выучила благодаря Большой Советской энциклопедии, где была фотка алфавита. Но понимания, чем и как пишут слепые, у меня не было. Я выкалывала острием циркуля эти буквы на обычной бумаге в клеточку, причем не делала промежутков между "узкими" буквами типа А, К, Л и знаков препинания. Собственно, читать такое было нельзя. Никому не советую так пытаться писать - нечитаемо.


Лайфхак. Если вдруг вы хотите написать пару слов слепому (вы знакомы с алфавитом по брайлю), а у вас нет прибора - возьмите офицерскую линейку. Я обвела кружком те клеточки на линейке, которые вас спасут - аккуратно шариковой ручкой (у нее стержень как раз подходящей толщины) выдавите точки согласно расположению точек букв брайлевского алфавита, сдвигая в случае необходимости линейку по бумаге. Для письма берите альбомный лист или ватман. Если надпись на открытке - то уже хорошо, она достаточно толстая. Под лист подложите хлопчатобумажную ткань, сложенную вчетверо. Наволочка сгодится :) Клеточки как раз размером подходят под буквы и расстояние между ними тоже соответствует. Долго, муторно, но на раз сгодится.

Научиться читать и писать по брайлю Истории из жизни, Глаза, Шрифт Брайля, Длиннопост

Когда я впервые взяла в руки прибор, я уже имела представление о "зеркальном" письме, но писала медленно, примерно одна точка в секунду - на написание буквы в среднем уходило секунд пять. Меня обсмеяли будущие одноклассники, подарили прибор и отправили восвояси.


Все лето. Все долбанное лето, три месяца я сидела и переписывала тонны макулатуры.  Я записалась в библиотеку для слепых и взяла там "Букварь для поздноослепших". Я свистнула (потом все же вернула) в библиотеке для слепых книгу, которая называлась "система математических обозначений" и изучала математику. Я выписала себе рельефно-точечный журнал "Школьный вестник". Честно скажу, журнал был мне не очень интересен, потому что там львиную долю места занимала публикация всяких нот, а я в музыку тогда была никак, впрочем как и сейчас. А уж если это ноты по брайлю... Ноты я выучила уже в позднем возрасте, а тогда эти ноты выглядели как набор бессвязных символов.


Как выяснилось потом, я ни писать, ни читать правильно не научилась.

Если вы видели брайлевскую клетку - этакий трафарет для буквы, и знаете, как точки в ней нумеруются, то знаете, что при письме правый столбец сверху вниз - это точки 1, 2, 3, а левый - 4, 5, 6. Пишут слепые справа налево, и любая буква пишется "обходом" клетки в порядке 1,2,3,6,5,4. Т.е. букву Р, которая состоит из точек 1,2,3,5 нужно так и писать, а вот букву В, состоящую из точек 2,4,5,6 и являющую собой "зеркальный" вариант буквы Р, писать надо в порядке 2,6,5,4.

Буква Н, состоящая из точек 1,3,4,5 интуитивно "по-зрячему" воспринимается порядком точек 1,4,5,3. Но писать ее так нельзя - порядок точек для нее 1,3,5,4. Вообще брайлевские буквы писать "по кругу" нельзя.


(Не, читаться они от этого хуже не станут, просто так невозможно достичь правильной скорости письма - раз, сложнее попадать в нужные точки - два. Представьте себе, что вы пишете обычные буквы для зрячих ("плоские" буквы) на бумаге ручкой - букву "а" на бумаге справа налево, букву "д" снизу вверх, а букву "ж" вообще с середины. Теоретически вы способны написать их вполне себе различимо, но как быстро вы сможете писать слова таким образом, не теряя читабельности?)

Научиться читать и писать по брайлю Истории из жизни, Глаза, Шрифт Брайля, Длиннопост

Эти премудрости я уже вычитывала из пособий по обучению слепых детей чтению и письму. Намного позже.


Далее. Чтение. Господи, чтение! Чтение по брайлю, во-первых, производится двумя руками. Кончиками подушечек указательных пальцев левой и правой руки. Причем внимание сосредоточено на одной из подушечек. Начинают чтение страницы правой рукой, левая сопровождает правую по строчке, остальные пальцы тоже лежат на странице, "придерживая" строчку. Затем, дойдя примерно до середины строки, руки разделяются. Правая рука продолжает чтение, а левая идет обратно, ищет начало следующей строки и, когда правая рука дочитывает, левая начинает чтение. На середине строки правая рука меняется с левой, дочитывает строчку... и так далее.


Но я же - умная. Я же умею в сраную логику. Логично предположив, что пишу я правой рукой справа налево в зеркальном отображении, я посчитала верным учиться читать только левой рукой.


В результате я читаю неправильно. Я читаю только левой. Минусы - когда я дочитываю строку, мне потом требуется еще какое-то время, чтобы отыскать начало следующей строки. И да, я регулярно ошибаюсь.


Далее. Кто считает, что он выучит алфавит, возьмет брайлевскую книжку и начнет пальцами читать сразу бегло - плюньте себе в глаз. Помочь не поможет, но отрезвит. Пальцами читать всегда медленно. Даже брайлисты с детства читают в лучшем случае чуть быстрее, чем обычная речь. Глазами зрячие люди читают раз в пять-шесть быстрее.


Когда я училась читать, я выключала свет в комнате и садилась за книгу. Я очень, очень сильно хотела "подглядывать", когда руки не могли разобрать, что за буква у меня под пальцем. Отсутствие света не давало мне это сделать. Я плакала, ныла, швыряла книжку о стенку, затем искала ее, поднимала и снова садилась за чтение.


Если вы учите брайль для себя (в "промышленном масштабе") - сразу, сразу отучитесь подглядывать. Потому что:


Брайль предназначен ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ, не для глаз.


Если вы зрячий человек, и решили выучить брайль, который вам нужен постольку-поскольку, ради кого-то, а не ради себя - читайте глазами. Текст, написанный в приборе от руки, всегда пишется с одной стороны тетрадного листа и, в принципе, не сильно плохо воспринимается глазами, да и не будете вы читать "Войну и мир" таким образом.


Но вот книжный текст... во-первых, он печатается с двух сторон листа. Пальцами вогнутости ("впуклости") не ощущаются, а ощущаются выпуклости. А вот глазами впуклости видны ничуть не хуже, и в результате глаза просто офигевают, как в глазах рябит от точек.


Пример:

Научиться читать и писать по брайлю Истории из жизни, Глаза, Шрифт Брайля, Длиннопост

Пожалейте себя и свои глаза, им и так плохо.


В следующем посте я напишу про математику по брайлю и проблемы, с этим связанные.

Показать полностью 3

Учебник по геометрии для слепых2

Сегодня получила по почте от издательства "Репро" в подарок школьный учебник по геометрии для слепых.


Пост для тех кому интересно узнать, что он собой представляет.


Учебник - адаптированная версия учебника Атанасяна 2020 года. Вот такого:

Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост

Сам учебник для слепых напечатан рельефно-точечным шрифтом. Образцы страниц таким шрифтом представлены в интернете, и для тех, кто не владеет этим самым шрифтом Брайля, выглядят абсолютно одинаково. Для иллюстрации: вот разворот учебника на случайной странице.

Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост

Обычный учебник для зрячих представляет собой относительно тонкую книгу на 287 страниц.

Фото пришедшего учебника для слепых и обычного учебника (среди слепых обычные учебники для зрячих называются "плоскими").


Ракурс позволяет оценить не только длину и ширину, но и толщину.

Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост

А теперь отмечу, что данные три тома - лишь небольшая часть плоского учебника - только для 10 класса (плоский учебник рассчитан на 10-11 класс).


Вот столько страниц плоского учебника представлено в этих трех толстых книгах. Да, именно та часть, где страниц меньше.

Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост

Фотки чертежей :)

Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост
Учебник по геометрии для слепых Книги, Шрифт Брайля, Для слепых, Учебник, Геометрия, Длиннопост
Показать полностью 6

Повысили группу инвалидности

Ну вот. Сегодня мне выдали первую группу инвалидности по зрению. Надо привыкать к этой мысли...


ЗЫ. Была вторая.

Про парковку для инвалидов

Дома у меня нет машины, но иногда меня возят знакомые. В начале октября я была в Иркутске, и мы с местным другом много ездили на его машине. Специально для подобных поездок у меня есть желтый знак "Инвалид", который я получала в бюро МСЭ.


Вообще этот знак можно устанавливать на автомобиле в случае, если в машине едет инвалид, неважно, водитель он или пассажир. Так что я, запихиваясь в машину к другу, клала под лобовое стекло знак, и мы приобретали право а) парковаться на местах для инвалидов б) проезжать там, где есть знак "Движение запрещено" в) останавливаться под знаком "Стоянка запрещена". Из трех вышеперечисленных пунктов мы выполнили только первый) как я ни упрашивала найти знаки из пунктов б) или в) - не нашли. Не совпал маршрут, так сказать.


Что могу сказать вообще про парковки для инвалидов в конкретно взятом Иркутске :))).


1) знаки "Парковка для инвалидов" под знаком "Р" есть не везде. Чаще есть просто разметка на асфальте, и она практически вся затерта.


2) места на парковке найти практически нереально. Мы нередко чуть ли не по нескольку кругов на стоянке нарезали, чтобы найти место хоть какое-нибудь, не говоря уже место со знаком "Для инвалидов". Например, в 130 квартале мы ходили в кафе бурятской кухни, и припарковались достаточно далеко от него, причем на другой стороне улицы, и нам пришлось переходить через дорогу. Одна бы я на такой подвиг, как перейти широкую улицу без светофора не рискнула)))


3) если такое место находилось, то его ширина (а оно должно быть в полтора раза больше обычного) была как у обычного места, и мне выбраться из машины было чаще всего сложно - во-первых, я всегда боялась поцарапать дверью рядом стоящую машину, потому что я не вижу расстояния, и насколько сильно я могу распахнуть дверь, тупо не могла оценить. Во-вторых, мне сложно выбраться из машины (или залезть в нее) сквозь несильно открытую дверь по причине убитой правой ноги, и приходилось показывать чудеса эквилибристики, пытаясь опереться на все относительно крепкие части машины, заодно придерживая дверь и молясь всем богам всех времен и народов, дабы дверь не ударилась о рядом стоящую машину.


4) Плюсы - я могла с дурацкой рожей делать "бебебе" в сторону тех машин, которых увозили на эвакуаторе за парковку на месте для инвалидов :))))) В 130 квартале один раз застали работу эвакуатора :)


Еще нас один раз заблокировали, встав на парковке "вторым рядом". Мой друг приехал за мной в Сильвермолл (торговый центр), оставил машину, нашел меня в Сильвермолле, и мы пошли в машину. Сели в машину, расчехлили знак... и потом полтора часа сидели и ждали, пока припарковавшаяся по диагонали вторым рядом дама за время нашего четвертьчасового отсутствия вернется к своей машине. Пытались пинать колеса - но сигнализация на ее машине не сработала(((


Когда дама вернулась, на нее ругались три водителя. И еще я грозила костылем из машины)))))


Знак мой, машина - друга, набережная Ангары общая :)

Про парковку для инвалидов Иркутск, Набережная, Места для инвалидов, Длиннопост
Показать полностью 1

О плохом зрении

Я очень не люблю разговоры про мое зрение с относительно (разумеется, по сравнению со мной) хорошо видящими людьми. Мое зрение (с коррекцией) едва достигает шести процентов на лучше видящем левом глазу (я должна быть выспавшаяся и ничего не успевшая прочитать в этот день). И когда на вопрос "Какое у тебя зрение?" Я говорю "Пять процентов", люди "понимающе" кивают головой: "А, у меня тоже очки, минус один". хочется убивать


Поясню небольшой нюанс. Диоптрии (это то, что в очках называется "минус один", "минус пять" или "плюс полтора") - это оптическая сила линзы. Углубляться в дебри оптики и школьной программы физики я не буду, кому надо - тот прочитает. А есть так называемая "острота зрения".


Если очень грубо и приблизительно - это то, сколько вы строчек видите на всем известной таблице, сидя у окулиста на стульчике (на расстоянии 5 метров) - каждая строчка это +0,1 к остроте. Видите вы одну строчку - поздравляю, у вас острота зрения 0,1 или 10%. Видите пять - у вас 0,5 или 50%. Принято считать, что человек без проблем со зрением прочитает 10 строчек, и получит остроту зрения 1,0 или 100%. Если не видеть ни одной, то окулист будет подходить к вам либо с растопыренной ладонью или же двумя пальцами, показывая знак "V". Когда вы будете в состоянии различить, сколько пальцев вам демонстрирует окулист, он остановится, и, прикидывая расстояние от вас до своих пальцев, высчитает процент. Ко мне окулист редко подходит ближе двух метров, но и обычно дальше трех не уходит. Каждый метр расстояния между исследуемым и окулистом считается за 0,02 или 2%. Т.е. мое зрение гуляет в пределах от трех до шести процентов.


Вопрос оптической коррекции - тоже вопрос достаточно значимый. Иногда очки или линзы тупо не помогают. С чем это связано - долго рассказывать, но сие есть факт. Т.е. один человек может носить очки на -12 и в них видеть все 10 строчек таблицы, а кто-то может надеть очки на -3 и все равно с трудом видеть даже первую строчку.


Я ношу линзы -8 (-2 цилиндр и -6 сфера) на левый глаз и -6 на правый (правый у меня почти ничего не видит, поэтому линзу поставили той же сферической численности, что и на левый). Но даже в этих очках я не вижу первой строчки.


Как ни странно, в более сильных очках я видеть буду еще хуже. В процессе долгих манипуляций в "Оптике" мне смогли подобрать диоптрии, в которых смогли добиться максимума из чего смогли))).


Поэтому сравнивать, у кого зрение хуже, "меряясь диоптриями" - сравнивать холодное с мягким.


И именно по тем самым "процентам" в очках определяют критерии инвалидности. Сколько человек видит строчек без очков - его личная половая драма, но в очках он обязан видеть не меньше трех строчек. Если видит от одной до трех - могут дать 3 группу инвалидности. Если видит меньше - то вторую. Ежели человек различает два пальца сугубо на расстоянии вытянутой руки в любом виде очков максимум - то дают первую группу.


У меня, как понятно, вторая группа.


Это было некоторое лирическое отступление. Перейду на более голый субъективизм, а именно - в чем лично для меня выражается мое плохое зрение.


Во-первых, я не вижу надписи на улице. Никакие. Объявления, билборды, вывески, таблички домов, табличку подъезжающего автобуса, расписание автобуса, режим работы магазина, знак "Не курить" и т.д. Номер автобуса могу различить, если стою не дальше, чем в метре от самого знака размером в ладонь. Именно поэтому я не могу уехать в час пик - ретивая толпа отпихивает меня от автобуса быстрее, чем я успеваю засечь номер, а на вопросы "Какой это номер?" мне не отвечает почти никто.


Во-вторых, я не вижу - ценники, названия товаров на витрине, могу даже рыбу с мясом перепутать. Я не вижу, что там за красные, синие, зеленые банки (или бутылки?) стоят на полке в двух метрах, я не вижу, есть ли в продаже рис, сахар, соль и что такое "вон то белое в банке" - мука, сахар, соль на развес).


В-третьих, не вижу - номера на кабинетах, пришлепнутые на верхнюю часть косяка, высвечивающийся номер в электронной очереди, указатели "Кредит - там" и тому подобное.


В-четвертых, я не вижу, что пишет преподаватель на доске даже с первой парты. Даже если он напишет крупно. Даже если обведет пожирнее. Даже если лично для меня возьмет мел другого цвета. Не увижу - и все.


В-пятых, я не узнаю людей. Они для меня "большие цветные говорящие пятна"). Я могу не увидеть, кто мне ответил или кивнул головой, могу не увидеть, что человек отвернулся или же смотрит на меня, ожидая ответа. Усугубляет проблему в общении мое косоглазие, поскольку правый глаз у меня не видит, то он "гуляет" сам по себе, а человек, к которому я обращаюсь, чаще всего смотрит мне именно на правый глаз, и не отвечает, полагая, что я разговариваю с кем-то рядом. Иногда начинает оглядываться, пытаясь определить моего собеседника. Поэтому при разговорах с кем-то я закрываю правый глаз, дабы не смущать никого. Хотя пару раз и это не помогло. Один раз даже на меня ругались, типа, мол, хули я тут "глазки строю", "щурюсь презрительно" и т.д. Если я занимаю очередь за кем-то, я занимаю очередь за "цветным пятном". И если это пятно внезапно поменяет цвет (человек надел/снял куртку) - я теряюсь мгновенно. Я люблю занимать очередь за людьми с палочкой, с крашеными волосами, в татуировках, с большими сумками или с маленькими детьми)))


Но! Я увижу, если подойду ко всему этому вышеперечисленному хотя бы на расстояние в полметра-метр. Я отличу сгущенку от кетчупа, масло от майонеза, разберу, куда едет автобус и что же хотел нарисовать препод.


Я увижу дверь, увижу лестницу (иногда не вижу границы ступенек при спуске вниз), увижу тротуар, куст, шкаф, стол и т.д.)))) Вижу дверь в автобус, вижу ступеньку в этот автобус)))


Могу разговаривать с манекенами или же с картонными фигурами. Выглядит смешно, но я потом смущаюсь))). Могу продавца принять за манекена, но это бывает реже - они все же иногда шевелятся.


Есть, конечно, некоторые нюансы, в зависимости от размера шрифта, но это детали.


Основная проблема в том, что я выгляжу как нормальный зрячий человек. Я хожу в очках с диоптриями (все же видеть на расстоянии метра или двух метров для меня разница ощутимая), руками перед собой воздух не щупаю, на препятствия не натыкаюсь (разве что иногда спотыкаюсь о неровности и матерюсь).


И почти всегда я сталкиваюсь с откровенным хамством или тотальным игнором моих вопросов. "Подскажите, у вас есть %товар%?" вызывает гневную отповедь: "Все на витрине, глаза разуйте!" И почти всегда попытки объяснить, что я не вижу, сталкиваются с противодействием, начиная от "К врачу тогда идите, пусть очки лучше выпишет" до ответов-саботажа. Ответы-саботаж - это когда информацию из продавца надо вытягивать клещами. "Какое масло у вас есть?" - "Разное". Блин, да я понимаю, что мы не в СССР, где масло бывало только одного вида - "подсолнечное в бидончик", но подсказать хотя бы, оливковое или подсолнечное, можно!


Иногда при слове "А покажите, пожалуйста, поближе!" продавец достает товар с полки и демонстрирует его в руке, не приближаясь ни на метр. Ну стояло на полке "нечто синее", ну держит она в руке "нечто синее" - мне ни горячо, ни холодно.


Обругать в автобусе, в который меня запихнули я влезла, что я посмела поинтересоваться номером маршрута -  "Все написано!" - легко.


А вот когда я, заебанная подобным, достаю белую трость, раскладываю ее и захожу в тот же магазин - отношение меняется кардинальным образом. Если это супермаркет, меня проведут по полкам, поинтересуются, что я хочу купить, перечислят имеющийся товар, посоветуют по жирности/калорийности/ГМО и будут аккуратно придерживать и предупреждать, чтобы я не врезалась в витрину.


В автобус меня пропустят, уступят место, спросят, докуда я еду, предупредят, когда будет моя остановка и т.д.


Но постоянно ходить с тростью - неудобно. Она занимает место в руке и нередко мешается, например, когда я иду по солнечной улице знакомым маршрутом или вхожу в магазин с нормальным освещением - трость тут реально не нужна и отвлекает, поскольку препятствия я вижу.


А еще как бы я ни шла, с тростью или без - когда становится ясно, что я не вижу - меня обсчитывают. Могут пробить в кассе не 230 рублей, а 240. Чек прочитать я не могу - очень мелко. Надпись на кассовом аппарате я не вижу. Показания весов не вижу. Наклеенные ценники на товаре я тоже часто не вижу.


Поэтому в магазин ходит муж. Его не обсчитывают.


И, возвращаясь к началу моего поста - я именно поэтому не люблю все разговоры про мое зрение. Потому что я реально задалбываюсь и не знаю, как объяснить человеку, что "вот тут" я вижу, а "здесь" не вижу, в этом случае я "вижу зеленый", потому что светофор чирикает, "вижу двадцать третий автобус", потому что он зеленого характерного цвета, здесь обхожу бордюр, потому что раз пятнадцать на нем спотыкалась, а вот здесь я не вижу светофор, потому что он молчит, и на него солнце криво светит, здесь я понятия не имею, какого номера автобус, потому что он желтый, а желтый может быть какой угодно, и даже двадцать третий, и этот бордюр я не вижу в упор, потому что я раньше никогда здесь не ходила. И я  не найду двести десятую аудиторию, хотя уже пять лет в этом универе обитаю - я обитаю вообще на третьем этаже, и то я там знаю лишь четыре часто посещаемых аудитории плюс деканат и преподавательскую. И да, я найду улицу N, потому что я помню, где она находится, а вот какую-то незнакомую - не найду, и "там же таблички" мне не помогут... А так же мне приходится долго и нудно объяснять, что нет, мне не помогут более сильные очки, лазерная коррекция, операция в Израиле (кто за нее платить будет?), тренажеры, очки в дырочку, есть больше морковки, БАД с черникой...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!