Можно ли скульптору добиться успеха, если всю жизнь иметь лишь одну музу? Петр Карлович Клодт доказал, что можно. Кони Клодта считаются шедеврами, и даже тот, кто не видел их вживую, как минимум держал их изображение в руках. Знаменитая квадрига, украсившая Большой театр, напечатана на сторублевых купюрах. Обычно любовь скульптора к лошадям, объясняют тем, что они поразили его грацией, силой и т. д. Однако есть и более примечательное объяснение. Как это часто бывает, любовь эта родом из детства.
Историю семьи Клодта подробно описывает в своих «Записках» его двоюродный брат – известный литератор и общественный деятель Н. И. Греч. Дед скульптора – когда-то состоятельный остзейский немецкий барон Клодт фон Юргенсбург, был человеком смелым (герой Семилетней войны – звучит гордо), но легкомысленным. «Соскучив военной службою, по смерти отца, вышел в отставку поручиком, женился на богатой наследнице из фамилии Швенгельм и зажил как истый дворянин остзейский, не отказывая себе ни в чем. Он был человек очень неглупый, доброго сердца, благородных правил, но легкомысленный, ветреный, любитель лошадей, карт, обедов и попоек. Особенно отличался он вкусом и знанием поваренного дела: рассуждал пресерьезно о каком-либо лакомом блюде и облизывался». Довольно быстро он прокутил семейные богатства, а когда получил еще одно крупное наследство, спустил и его. Тем не менее, в благополучные годы он успел дать старшим детям хорошее образование. Сыновья также стали офицерами. Отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург был генералом и принимал участие в русско-турецкой войне и Отечественной войне 1812 года. Он запомнился Гречу тем, что любил рисовать, играть на виолончели и подтрунивать над окружающими. Был он «человек умный, образованный, благородный, но чудак». Во время русско-турецкой войны (1806 -1812) Карл Клодт подолгу не имел возможности видеться с семьей, а если и приезжал, то только на время отпуска всего в пару недель. «К. Ф. Клодт из турецкого похода писал к жене очень редко, иногда не более разу в месяц, потому что письма пересылались не иначе как через курьеров, и всякий раз, бывало, он вырежет из карточки лошадку и вложит в письмо в подарок детям. Второй сын его, Петр, заметил, что, когда его мать радуется, кланяется от отца, целует детей, — он всегда получает в подарок лошадку. Отец, мать, счастье, радость — затвердились в его памяти под фигурою лошади. И он сделался первым в мире скульптором лошадей!» К сожалению, судьба Карла Федоровича Клодта сложилась трагично. Он не умел льстить начальству или завязывать полезные связи, и даже когда старый друг добился успеха, ему самому это пользы не принесло. «На беду свою, он стал обходиться с давнишним товарищем своим, К. Ф. Толем, по-старинному, а Толь был в то время генерал-адъютантом и генерал-квартирмейстером Главного штаба. Разгневавшись за то, что Клодт пришел к нему в сюртуке и в фуражке, он выдумал для него место начальника штаба Сибирского корпуса, и Клодт отправился туда со всем своим семейством в начале 1817 года, служил там честно и верно, забыл старинное приволье и работал безустанно. По его старанию, снята на карту значительная часть южной Сибири». Но и тут он столкнулся с притеснениями со стороны командира корпуса некого Капцевича. Однажды тот угрозами заставил Клодта подписать кляузу на другого несправедливо притесняемого офицера. После этого отец скульптора впал в горячку и умер.
Портрет П.К. Клодта. Рисунок Соколова П.Ф., 1830-е гг.
Детство и юность Петра Карловича Клодта прошли в Омске. Как и отец, он планировал сделать военную карьеру, в Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году он переехал в столицу и поступил в артиллерийское училище. Молодой офицер не планировал становиться скульптором. Однажды он подарил маленькому сыну кузена Н. И. Греча собственноручно вырезанную из полена лошадку. Игрушка так понравилась друзьям Греча, что они решили разыграть ее в лотерею, а на вырученные деньги приобрели автору подарок – прибор для резьбы. Им он и работал, в часы досуга вырезая из дерева. Двух лошадок он подарил великим князьям Михаилу и Николаю Николаевичам во время пребывания в Красном селе (там ежегодно проходили военные маневры).
В 1828 году Клодт окончательно оставил службу и стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Во время учебы Клодт жил в подвале (его аренда обходилась дешевле чем квартиры или приличной комнаты) и, по слухам, на жизнь зарабатывал в том числе продажей фигурок, не трудно догадаться, каких. В свой подвал к недоумению знакомых он умудрялся приводить лошадей, чтобы лепить с натуры. В некоторых источниках пишут, что ректор академии И. П. Мартос покровительствовал молодому дарованию, в некоторых – что наоборот, относился к нему скептически и считал, что ваять одних лошадей – это не серьезно. Достоверно известно одно: когда Клодт посватался к дочери Мартоса Кате, ему отказали и в шутку предложили жениться на воспитывавшейся в семье Мартосов бедной родственнице Ульяне, которая и сама была к нему неравнодушна. К удивлению Мартосов, Клодт действительно сделал Ульяне предложение. Вскоре после этого скульптор начал получать выгодные заказы и стал намного успешнее и известнее несостоявшегося тестя.
Нарвские триумфальные ворота
Первым крупным успехом Клодта стала скульптурная композиция, украшающая Нарвские ворота в Петербурге. Он работал над ней совместно со скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским.
Самое известное творенье скульптора – четыре знаменитых статуи на Аничковом мосту. Примечательно, что изначально скульптуры планировали поставить в другом месте – у Дворцовой пристани Адмиралтейской набережной между Зимним дворцом и Адмиралтейством, где располагался ранее засыпанный канал. Первоначально заказ был поручен В. И. Демут-Малиновскому, но Николаю I его эскизы не понравились, и он передал этот заказ молодому скульптору. Первоначально скульптур было две, и они должны были соседствовать с фигурами львов. Совет, созданный при Академии художеств, проект Клодта одобрил, но императору не понравилось сочетание львов и коней. Работы Клодта решили перенести в другое место. Сначала хотели разместить их возле Академии художеств, но не сошлись со скульптором в цене. Следующим пунктом назначения стал Аничков мост. В 1838 году был готов эскиз в натуральную величину, но неожиданно умер руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов. Тогда Клодт решил руководить литейными работами сам. Здесь ему пригодились знания о литейном деле, полученные в артиллерийском училище. В итоге скульптор сам занял должность, занимаемую ранее Екимовым.
Одно время на месте двух статуй стояли гипсовые копии, потому что бронзовые отправились в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Копии фигур также есть в Неаполе. Окончательно все четыре скульптуры приняли свой нынешний вид только в 1850 году.
Аничков мост в 1850-х годах
Скульптуры стали предметом многочисленных шуток. Например, появился такой стишок:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
Он выставил четыре голых жопы
Сам император, услышав его, якобы добавил две строчки:
Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!
Также шутили, что в столице не пьют всего четыре человека, и то потому, что держат коней. Мост стали называть в народе мостом 18 яиц (включая городового, который дежурил у моста в то время). Самая известная байка – скульптор якобы узнал, что жена ему изменяет, и поместил лицо любовника в причинное место у одного из коней.
И это лишь малая часть шуток и баек.
Еще одна известная работа – квадрига, украшающая здание большого театра. Ранее на этом месте стояла скульптура работы Пименова, но коней было всего три. Согласно древнегреческой мифологии, коней у Аполлона было именно четыре, и каждый носил свое имя. Конь по кличке Эритрей олицетворяет восход Солнца. Второй – Эфоп, что означает означает «огненный». Третий – Ламп, «сияющий! Филогей, символизирует заход Солнца. Работа над квадригой началась в 1853 году, вскоре после пожара, который уничтожил творение Пименова. Клодт выполнил макет скульптуры, но не занимался ее отливкой и, вероятно, поэтому не включал позже в перечень своих работ. В годы Великой Отечественной войны композиция пострадала от осколков. Также повредила ее и краска, использовавшаяся для маскировки. Скульптуру реставрировали в 1958, 1992 и 2010 годах. В последний раз Аполлону добавили венок и стыдливо прикрыли наготу фиговым листиком. Зачем это было сделано, трудно сказать. По официальной версии якобы эта деталь была в первоначальном варианте, что видно на некой старой фотографии (саму фотографию никто в глаза не видел, кроме тех, кто это затеял, наверное). При этом про следы крепежа или переделок на причинном месте древнегреческого бога ранее не упоминалось. На купюрах Аполлон светит перед народом своим скромным достоинством. Один депутат на полном серьезе требовал купюры изъять из обращения, как порнографию. Бредовая идея успехом не увенчалась.
Квадрига - не единственная работа Клодта, попавшая на купюры. Он также приложил руку к созданию памятника князю Владимиру в Киеве. Это старейший памятник города. Автором первоначального макета был ректор Императорской Академии художеств Демут-Малиновский. Однако к 1850-м годам он уже умер, а дорабатывал эскиз до полномасштабного макета уже Клодт. Примечательно, что киевский митрополит Филарет был категорически против памятника. Он утверждал, что неприемлемо ставить идола в память о борце с идолопоклонничеством, а вместо этого нужно построить собор. В итоге и памятник в 1853 году открыли, и собор построили.
Разумеется, это не все примичательные работы скульптора. Кстати никаких иных свидетельств, кроме шутки про коня, о том, что Клодту изменяла жена, нет. У пары было шестеро детей. Когда Ульяна умерла, барон очень переживал. К тому же, как вспоминали современники, человек он был непрактичный, сам налаживать быт и распоряжаться финансами не умел. В итоге к концу жизни он заметно обеднел. Умер скульптор в 1867 году на своей даче в районе Выборга. Считается, что произошло это, когда он делал очередную лошадку для внучки.