Ответ на пост «На волне секретов профессии. Ювелирные изделия»
Очень спорное заявление о том, что кольцо проще увеличить, чем уменьшить. Я, как мастер, считаю наоборот.
Сначала про обычные классические обручальные кольца. Их можно как увеличить, так и уменьшить, относительно безболезненно, в пределах разумного (1-2 размера). Изменение размера на обручалках производится инструментом, именуемым как "Буратино". Для увеличения кольцо растягивается, для уменьшения сжимается в анке.
На мой взгляд лучше уменьшать.
Во-первых, если на кольце есть производственный шов от пайки, то оно имеет шансы лопнуть в процессе увеличения, даже при своевременном отжиге изделия. Происходит это далеко не всегда. По моей практике ну 1 раз из 10. А может 1 из 20. Амортизация этого "шанса" в некоторых мастерских заранее заложена в стоимость услуги, и мастер вам его запаяет без дополнительной платы (у нас так). Другие мастерские просто предупредят, что если кольцо лопнет, то придётся доплатить. И поверье мне, как мастеру, лопнувшая при увеличении обручалка, это хоть и обычная история, но и перед клиентом не ловко (размер обучалки мы стараемся подгонять под палец сразу по факту обращения при клиенте), и сам расстраиваешься. Сам же себе создал проблему/задачу.
Во-вторых, при увеличении шинка становится тоньше. Ничего сильно плохого в этом нет (в пределах разумного), но хорошего в этом нет точно ничего.
Уменьшение обручалки это в 99,9% случаев абсолютно безболезненная операция, занимает 20-60 секунд+полировка.
Резюмирую это так: имея условную обручалку 18 размера в ~3 грамма, никаких проблем уменьшить или увеличить еë на +/-1 размер точно нет, причём не однократно. На 2 размера - терпимо, поверхность кольца сильнее "поморщится", придётся больше зачищать наждачкой перед полировкой, больше потери. Да и на более чем 2 можно растянуть, если толщина позволяет. В целом изменение размера классической обручалки - дело не хитрое, не парьтесь если в магазине не идеально попали в размер, корректировка стоит очень приземленных денег. Но лучше всё таки уменьшать;)
Едем дальше. Отметëм в сторону всё изделия, которые либо невозможно прибавить/убавить, либо это экономически не выгодно, в виду больших трудозатрат. Хотя, как говорил Рома из Золотой Лилии - любое изделие, сделанное человеком реально уменьшить или увеличить. Но это был скорее камень в огород изделий, которые делают машины, а не люди;)
Практически всё остальные кольца уменьшаются вырезкой, а увеличиваются раскаткой или вставкой.
Уменьшение вырезкой обычная работа для ювелира. Лобзиком выпиливается часть шинки, шов паяется, зачищается и полируется. Видно этот шов не будет. Какие бывают "подводные камни" при уменьшении? Ну, например, как раз таки камни, вставленные в это изделие. Некоторые камни нельзя греть, шов придётся паять лазером, который есть не в каждой мастерской. Так как геометрия кольца меняется, камни после уменьшения не редко нужно прокрепить - не все мастера это делают.
Ещё более неприятная история - изделия с покрытием. Всë белое золото (изделия целиком, либо элементы/накладки) покрывается родием на заводе. При нагреве оно слезает. Не в каждой мастерской есть гальваническое оборудование, не везде вам смогут покрыть так же, как было.
Но в целом, все трудности решаемы. Решаются они работой мастера и финансами клиента.
Увеличение. Начнём с раскатки. Делается вот такой "херни":
Шинка кольца раскатывается, становится длинее и тоньше, размер кольца увеличивается. Практически всегда после такого увеличения кольцо доводится на ригеле маленьким молотком. Лично я не люблю этот способ. Может херня для увеличения у меня хреновая, может руки кривые. Но почти всегда такое увеличение требует порядочно работы с напильником. А это пыль, потери, объяснение клиенту, почему его кольцо стало на %n легче. А самое важное отличие, от увеличения обручалки в том, что тоньше становится не всë кольцо, а только часть шинки. Вот вам пример того, что не редко приносят увеличить.
И без того тонкая шинка станет ещё тоньше. Учитывая, что сейчас общая тенденция ювелирного производства сводится к тому, чтоб изделие было как можно легче, а выглядело дорохо-бохато, то и раскатывать там особо то и нечего.
Увеличение вставкой - распиливаем и вставляем кусок золотой пластины в шинку, заранее подогнанной по размеру. Паяем, убираем излишки надфилем/напильником, далее наждачка и полировка. Видно это место само собой не будет.
Подводные камни - те же, что и при уменьшении вырезкой, связаны с нагревом изделия при пайке. С одним уточнением, что геометрия теперь меняется "в другую сторону" И камни, обычно, не болтаются после увеличения вставкой.
Однако главным минусом увеличения вставкой является то, что вы получаете два шва от пайки на шинке. Если вам сделано грамотно, это никак не скажется на эксплуатационных и эстетических характеристиках изделия. Но по факту, самое слабое место на кольце (при условно одинаковой толщине/ширине всей шинки) - это место пайки. А у вас их уже два. Но повторюсь, ничего "криминального" в этом нет, от того что вы будете носить кольцо на пальце, оно не лопнет.
Конечно какое то кольцо проще увеличить, какое то уменьшить. И это не должно сказываться на результатах работы. Но я сужу по своей практике, в среднем уменьшение кольца происходит безболезненее, чем увеличение.
Также вставлю свои 5 копеек на тему подмены камней. Не знаю как сейчас, раньше такое случалось, наслышан. С одним уточнением: этим будут заморачиваться только если речь идёт о бриллиантах. Любые другие вставки не интересны. В нашей мастерской у клиента есть возможность (по предварительной договорённости) присутствовать при всех манипуляциях с его изделием с бриллиантами. И да, такое у нас было не раз, что ты ремонтируешь, шлифуешь-полируешь-моешь изделие, а клиент рядом с тобой сидит и наблюдает.
Не сочтите это за рекламу "себя-хорошего", никаких ссылок или личных контактов я не оставлял и не оставляю.