Продолжение поста «Секреты вашей профессии, о которых лучше не говорить. Машинист электропоезда»

Продолжаю тему. На этот раз пост адресован пассажирам. Возможно, для многих я Америку не открою (особенно моим внимательным подписчикам), но некоторые, думаю, узнают что-то новое.

В салоне электрички грязнее, чем вы думаете.
Да, сейчас не те времена, когда электропоезда курсировали чуть ли не сутками без уборки. Сейчас в электричках убирают и на станциях оборота (почти всегда), и в депо. Но всё равно проблемы есть. На уборщиков кастинги не проводят, планка входа в профессию нижайшая. Убрать полсостава, а на остальное забить? Легко! Одной тряпкой вытереть пол в туалете и сиденье в салоне? Без проблем! Тупо не выйти на работу, потому что забухал? И это возможно.
И это если уборка предусмотрена. Но в пути следования обычную электричку не убирают, как и не убирают на некоторых станциях оборота. Никто не даст гарантии, что на сиденье, на котором вы сидите, не умер бомж, испражнившись под себя, два часа назад.
Поэтому многие пассажиры подстилают газетку, например. Это не лишняя мера.
Не стоит ложиться на сиденье спать, контактируя с сиденьем волосами, кожей. Фиг знает, что на этом сиденье было до вас.

Все попрошайки - мошенники.
Эти люди годами зарабатывают в электричках, рассказывая слезливые истории о том, как остались без крова, заболели неизлечимой болезнью, не могут добраться домой и т.п. Я их вижу постоянно. Поверьте, ничем смертельным они не больны (если не считать такой болезнью алкоголизм), а живут там же, где попрошайничают, ни на какой билет на родину они не копят. В 90% случаев это бомжи, собирающие на бутылку, остальные 10% - просто мутные личности, зарабатывающие на сердобольных пассажирах.

Все торговцы в электричках - спекулянты.
Почти всё, что продаётся в электричках, можно купить на барахолке или маркетплейсах за меньшую цену. Большинство этих чудо-открывашек, супер-ножей, клеев для одежды и прочих "уникальных товаров, покупайте только здесь и сейчас, аналоговнет!" либо не работает так как надо, либо сломается в первый же день использования.

Оставленную вещь в большинстве случаев не удаётся найти, так как её присвоил другой пассажир.
Пока вы сидите и смотрите в окошко, поставив рюкзак на полку, какой-нибудь пассажир сбоку пасёт ваши вещи и в случае чего очень быстро отреагирует на вашу забывчивость.
Часто бывает следующая ситуация: человек оставил вещь, тут же спохватился и обратился к дежурному по станции, а тот уже связался со мной. Я отправляю помощника найти эту вещь. Прошло минут пять-десять, не больше. А вещи уже нет.
При каждом обращении к железнодорожникам или ментам по поводу забытой вещи в первую очередь обращаются за информацией к машинисту. Так вот, по моей личной статистике примерно 80% вещей так и не находится. А из оставшихся 20% примерно половина вещей находится не в полном составе (выпотрошили сумку, забрали всё ценное, например) или не в первоначальном состоянии (телефон с собой не заберёшь, вычислить смогут, а вот по приколу разбить его - милое дело).

Скорая помощь и полиция находятся от вас дальше, чем вы думаете.
Многие пассажиры думают, что если человеку стало плохо, то достаточно связаться с машинистом - и на следующей остановке поезд встретит "скорая". Или в вагоне началась поножовщина - нажимаешь кнопку связи (в некоторых случаях она даже подписана устаревшим "Милиция"), и тут же в вагон заскочит отряд спецназа, всех положит и утихомирит. Это далеко не так.
Электричка обычно следует из одного более-менее крупного города в другой. Между ними могут быть сотни километров полей и лесов, мелких посёлков и деревень, где "скорая" едет полтора часа, а из ментов - в лучшем случае участковый. В таких случаях быстрее отвезти человека на конечную, где его заберёт реанимобиль со всеми приблудами, чем стоять в деревне, ожидая местного фельдшера на "буханке". С ментами ещё сложнее, так как правонарушители обычно делают свои дела быстро, пока сотрудники приедут - уже некого ловить. Поэтому в случае начинающегося конфликта лучше уйти в другие вагоны.

Вы часто просите у машиниста пойти на нарушение.
Машинисту запрещено: останавливаться там, где остановки нет, возить ваши передачки, давать вам лекарственные средства, без причины задерживать поезд, отправляться раньше расписания, провозить посторонних в кабинах и т.п. Ваше "можно же по-человечески отнестись, с пониманием" может вылиться в потерю машинистом работы. Странно называть человеческим отношением нарушение должностных инструкций с неиллюзорным риском остаться без работы.
***
Возможно, всё и не вспомнил. Если что - в комментариях и постах дополню.
С наступившим!)

Показать полностью

Секреты вашей профессии, о которых лучше не говорить. Машинист электропоезда

Все мои посты - в чём-то секреты моей профессии. Но этот пост написан для тех, кто задумался о выборе профессии, и выбор пал на работу машинистом электропоезда или любого другого МВПС, локомотива.

  1. Профессия машинист - это не про путешествия. Если ты хочешь кататься по стране, знакомиться с новыми городами и т.п., то работа машинистом точно для этого не подходит. Это распространённое заблуждение, что вождение поездов - некая романтика странствий. Став помощником машиниста, ты будешь обслуживать исключительно те участки, что обслуживает твой вид тяги твоего депо. Это может быть 200-километровый участок с конечной на станции Мухосранск, и ты всю жизнь будешь кататься по нему. И да, дальше участковой станции, депо и дома отдыха локомотивных бригад в Мухосранске ты во время работы не побываешь. Но это ещё ничего, ведь можно попасть на маневровое движение, где всю жизнь на одной станции проторчишь.
    Кто-то скажет: "Всё равно прикольно, всякие виды за окном можно смотреть". 90% видов за окном - это пробегающие мимо поля, леса, промзоны городов, заборы с ссылками на ТГ-каналы по продаже веществ. Это надоест через несколько поездок. Да и вперёд смотреть нужно, на путь, сигналы, контактную сеть и т.п.

  2. Учёба на машиниста не гарантирует трудоустройство по профессии. Это зависит исключительно от кадровой обстановки в депо, твоей репутации в глазах руководства и отношения с ним. Есть вечные помощники машиниста с высшим образованием по локомотивному хозяйству, которые в обозримом будущем никогда не пересядут за правое крыло, потому что не блещут интеллектом/разругались с руководством (или и то, и другое). Юридически нет никаких рычагов заставить руководство депо поставить тебя машинистом.

  3. На ЖД процветает кумовство. Без нужных связей твой потолок - должность машиниста-инструктора. А в некоторых депо даже на должность помощника машиниста не влезть с улицы. Особенно это касается городов, где ЖД - градообразующее и единственное предприятие, где можно зарабатывать нормальные деньги. Так что советую пробить информацию о депо своего города на этот предмет.

  4. Все машинисты и помощники нарушают инструкции. Одни больше, другие меньше. С одной стороны слепое выполнение всех инструкций автоматически приведёт к так называемой итальянской забастовке, то есть к остановке движения, срыву всех поездов с графика, и на ЖД наступит коллапс. С другой стороны руководство депо (да и не только депо, вся вертикаль, заканчивая гендиректором) заинтересовано в том, чтобы никаких браков в работе за ним не было, а для этого поезда должны ходить графиком любой ценой и при любом техническом состоянии подвижного состава. Уверен, прямо сейчас по ЖД страны курсирует в лучшем случае 30% локомотивов/МВПС, эксплуатация которых, если следовать букве инструкций, запрещена. И с третьей стороны, конечно, банальное раздолбайство никто не отменял.

  5. Работа автоматическими дверями - геморрой и лёгкий способ для помощника машиниста получить уголовную статью. Зажатие пассажира и протяжка по платформе - это снятие с должности помощника машиниста и в некоторых случаях самого машиниста, а получение пассажиром при этом травм вплоть до гибели - уже уголовка для помощника машиниста. Ты скажешь: "Нужно же смотреть, быть внимательным". Это да, но есть нюанс. Тебе придётся закрывать двери в кривых участках пути, при любой погоде и времени суток, блокировки дверей могут быть зашунтированы слесарями, среди пассажиров куча спешащих, проспавших, выходящих и входящих в последний момент, безбилетников, пьяных и прочих неадекватов. Плюс ты - не робот, человеческий фактор никто не отменял.

  6. При срыве поезда с графика из-за неисправности локомотива/МВПС в 95% случаев вину повесят на тебя. Машинист виновен, потому что сел за пульт. Даже если твой электропоезд стал недвижимостью из-за того, что в седьмом вагоне с головы металлическая стружка упала на блокировочные контакты и устроила КЗ в цепях тяги, и ты даже смог это выявить, устранить и продолжить движение за минимально возможное для такой неисправности время - на тебя повесят "неоперативные действия". С точки зрения руководства машинист должен быть экстрасенсом, который при возникновении неисправности просто идёт и устраняет её сразу, а не пытается её найти, сужая поле поиска методом исключения исправных элементов.

  7. После наезда на человека не предусмотрено никаких выплат и оплачиваемых выходных. Это миф. Насколько я понял из комментариев на Пикабу, такая практика есть в метро, его работники об этом писали. Но на ЖД после наезда ты продолжишь работу, даже если это было в начале поездки. Конечно, ты можешь попросить за свой счёт выходные, и тебе их наверняка дадут, но это будет за твой счёт. Зато после наезда тебя ждёт головняк в виде дачи показаний ментам, беседы с психологом депо, и всё это в свободное от работы время.

  8. На рабочем месте запрещена фото- и видеосъёмка. Если ты захотел стать рейл-блогером, вести стримы из кабины, как это делают западные коллеги, то ты быстро останешься без работы. У нас это запрещено. Формально даже фото для соцсетей, на котором ты сидишь красивый в форме за пультом своего железного коня, вне закона. Ты можешь возразить, мол, это правильно, нечего машинисту отвлекаться от управления, но действительная причина запрета другая: руководство не хочет, чтобы информация о всяких инцидентах выходила за пределы ЖД.

  9. Даже посты о работе машиниста вне закона. Это одна из причин, почему я здесь аноним. В Кодексе по этике железнодорожников работник не имеет право выступать где-либо как работник своей организации, вся его деятельность должна быть направлена на укрепление репутации организации, запрещено вообще всё, что может как-то ухудшить репутацию. То есть получается, любой пост, где хоть как-то критикуется действующее положение вещей (как этот, например), уже под запретом.

  10. Будь готов к тому, что, не пройдя медкомиссию, ты перестанешь быть нужен депо. Особенно это касается помощников. Тебе предложат либо уволиться, либо отправят в канаву слесарем по ремонту подвижного состава, где твоя зарплата станет ощутимо ниже, а перспективы какого-то развития исчезнут. Работа по ночам, нервное напряжение, нерегулярное питание чем попало и где попало и прочее здоровья не добавят.

    ***

    Тема затрагивалась в других моих постах, а конкретно можно почитать:

    Как помощники машиниста машинистами становятся. Срывание покровов. Многа букав.

    Будущим железнодорожникам. Электровоз, тепловоз или МВПС? Маневры, грузовое или пассажирское движение? Многа букав.

    Медкомиссия на должность машиниста.

    Ну и всех с Наступающим!)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!