Объяснение: людям испытывают такие переживания (приснилось, почудилось) гораздо чаще, чем они запоминают — и большинство из них успешно забывается, кроме тех случаев, когда они на самом деле совпадают с каким-то трагичным событием или другим сильным эмоциональным переживанием в реальности.
Сны имеют свойство забываться, а эмоции — лучший цемент для памяти, поэтому сильное эмоциональное переживание в реальности закрепляет ассоциируемый с ним сон в памяти, тогда как все остальные такие же сны, которые ни с чем в реальности не зарифмовались, исчезают бесследно.
У многих людей (и то не у каждого) может найтись случай, когда сильное эмоциональное переживание во сне (например, испуг) совпало по времени (в течение нескольких дней или недель) с сильным эмоциональным переживанием в реальности. Несложно представить, что за 70+ лет жизни хотя бы раз за жизнь такое совпадение не только возможно, но и вполне вероятно. Тем более, что такое происходит не с каждым. Допустим, если у 10% людей случается такое совпадение в жизни, то это подразумевает 1 совпадение на 700 лет. Совсем не такая уж чудесная математика получается. Особенно когда такие случаи происходят на фоне реальных жизненных событий, заставляющих ожидать определённого развития событий.
Ну и конечно, будут статистические крайности. Если у 90% (условно) ничего такого в жизни не произойдёт, то у 1% или 0,1% случится не один, а несколько раз в жизни, когда сильное эмоциональное переживание во сне зарифмуется с сильным эмоциональным переживанием наяву. В этом смысле, все примеры @CheGuevaraMoscow показательны: тут и ожидание смерти бабушки в тяжёлом состоянии в возрасте ста лет, и дистанция между «приступом» и новостью о смерти через несколько дней. Даже череда таких совпадений не даёт оснований ожидать, что она продолжится, у него есть какая-то особенная предсказательная сила. Вероятность, что монетка, 100 раз подряд выпавшая решкой, в сто первый раз тоже выпадет решкой, по-прежнему те же 50%, что и в первый раз. Просто, опять же чисто статистически, у кого-то такая череда совпадений должна была произойти.
К тому же, в таких случаях, у человека, пережившего более одного такого совпадения, может выработаться ожидание повторения, так что вероятнее, что он будет их запоминать. При этом, опять же, на 1 совпадение может приходиться по 100 «несовпадений», когда что-то почудилось, а в реальности ничем не подкрепилось — но они будут забываться, и будет получаться, что у человека вся жизнь состоит из одних только «предсказаний»).
Ну а мы, читатели, прочитав такую историю у одного человека на тысячу прочитанных пользователей Пикабу (0,1%) запомним её ярче других, и нам тоже будет казаться, что такое происходит если не повсеместно, а достаточно часто, или просто «бывает», потому что интуитивное восприятие статистики у людей крайне искажённое — эволюция нас с такими вероятностями работать не готовила, мы эволюционировали в очень маленьких группах в несколько десятков человек, пару сотен — максимум. Поэтому склонны считать, что любое событие, которое повторяется в нашем окружении, является статистически значимым.
Хотя медиа (сперва газеты, а теперь и интернет) дали нам доступ к опыту, специально отобранному среди сотен тысяч и миллионов человек — один случай на стомиллионную страну, отобранный журналистом или алгоритмом сайта «попадает» в наше окружение, и вот уже кажется, что событие, с которым в реальности мы бы никогда не столкнулись — буквально, одно на миллион — коснулось каждого, кто о нём прочитал. Хотя на самом деле та самая пресловутая вероятность 0,1%, что кто-то попадёт в статистическую крайность, строго говоря, как раз и является подтверждением не что «так бывает», а что «так практически не бывает». Оба утверждения могут быть верны:
1) что всё, что угодно, может случиться с человеком в мире, в котором живут 8 миллиардов человек (или стране на 100 миллионов) — и даже несколькими — но это будет, в прямом случае, один случай на миллион, что составляет даже не один процент, а один процент от одного процента от одного процента (миллион — это 100*100*100), то есть —
2) это статистически невероятное событие для среднего человека.
Ну и закончу личным опытом: у меня, как и у каждого, в жизни много переживаний, которые заканчиваются как иногда яркими и тревожными, даже паническими, так и оптимистическими, счастливыми, и даже триумфальными снами — я знаю, что это происходит, потому что воспитанный во мне скептик на них обращает внимание по пробуждении: «хм, какой интересный сон, но вот я проснулся — и в реальности ничего не предвещает подобного события, но посмотрим, поставим ментальную заметку, вдруг в ближайшие дни или недели произойдёт что-то с этим сном коррелирующее». Но проходят дни, недели, подобные сны (при всей силе и яркости эмоциональных переживаний в них, а иногда — и удивительно чёткой их «сюжетности», как будто они написаны сценаристом, талант которого превосходит всё, что я бы мог придумать за свою жизнь наяву) — и ничего близко им соответствующего наяву не случается, «ментальные заметки» стираются, остаётся только запись о том, что в очередной раз я обратил внимание на сон — и ничем в реальности это не закончилось.
То есть, я воспитал в себе противоположность человеку, который начинает запоминать совпадения: секптика, который обращает внимание именно на отсутствие совпадений, когда фундамент для них (сон, который в других обстоятельствах бы точно сошёл за «пророческий») был заложен. Большинство людей «несостоявшиеся совпадения», естественно, не запоминает — но мой личный опыт показывает как много у обычного человека в жизни нереализованного материала для потенциальных «удивительных» совпадений. И ничего удивительного, что, когда совпадение происходит — оно и кажется таким удивительным.