Сегодня мы поговорим про…будильник, да да неожиданно из заголовка, но про будильник и его реставрацию.
Некоторое время назад мне на одной барахолке попался ранний будильник 2МЧЗ, тот который еще был без названия, в дальнейшем на мосту механизма будет обнаружена дата выпуска механизма будильника – 4 квартал 1956 года. По утверждению владельца, механизм был рабочий, а пружины не сорваны. Было решено брать под часовой проект реставрации.
Но сначала небольшой исторический экскурс. Будильники на Втором Часовом Заводе в Москве (2МЧЗ) стали выпускать с начала 30х годов, за основу механизма был взят довольно распространенный будильник Юнганс. Именно такой будильник вы можете видеть в кадрах кинофильма 50-х про Старика-Хоттабыча. Но уже в начале 50х коллектив часового завода приступил к разработке малогабаритного будильник с высоким уровнем точности хода. К 1954 году был разработан механизм будильника на 11 камнях, известный ныне как механизм 5671, где 56 означал диаметр будильника а 71 обозначение свойств механизма будильника, принятые в часовой промышленности СССР. Но в далекие 50-е он обозначался просто 61М. Следует отметить, что наш механизм был по сути рекордсменом по количеству камней и точности среди массовых будильников. На Западе и в Японии обычно делали будильники с 2 камнями (камень в часах это по факту подшипник и ставили их обычно на балансе), ну или максимум с семью.
С середины 50-х с этим механизмом делались разные будильники на 2МЧЗ: сначала они просто несли обозначение на циферблате «2МЧЗ» и сухие обозначения в паспорте 18Б, 26Б и пр., но потом появились разнообразные названия: Мир, Пионер, Дружба, Сигнал, Дорожные. В 1964 году в часовой промышленности ССР прошла реформа, включающая в себя и у унификацию названий. С тех пор все будильники несли гордое имя «Слава».
Теперь вернемся к нашему проекту, решено было его отреставрировать, что бы он убаюкивающе тикал по ночам на даче. Но перед реставрацией решил проверить радиоактивный фон, так как будильник имел не зеленый люминофор а горчичного цвета, который говорил нам, что походу мы радиевые. Быстрый тест на радий с помощью УФ фонарик ничего не дал, люминофор не только сразу не погас от УФ при выключении фонарика, он даже не засветился…первый звоночек прозвенел, пора доставать дозиметр. Увы, мои опасения подтвердились, будильник фонил, стало понятно, что надо будет делать вскрытие осторожно и провести дезактивацию стрелок и циферблата.
Тут следует немного отступиться, и сказать, что будильник МИР, который есть у меня в коллекции от 3 квартала 1957 года уже имеет классическую зеленую светомассу временного действия. Видимо на заводе поняли, что будильник кладут рядом с телом ложась спать (например на тумбочку у изголовья), и лишние микроренгены в час вряд ли приносят здоровья советскому человеку.
После разборки будильника (они производились в респираторе и перчатках) была произведена дезактивация стрелок и циферблата, а сам механизм был разобран и отправлен в часовую мойку купаться.
После дезактивации, фон стрелок и циферблата уже не отличался от окружающего и мы приступили к нанесению классического люминофора временного действия. Порошок люминофора приобретен был на Али, связующее – акриловый лак в магазине для хобби, наносился он модельными кисточками «нулевками».
Сборка и смазка будильника ничем особенным не отличалась, благо имелся опыт работы с аналогичным МИРом. Единственно, масло часовое которое используется для будильников погуще будет, чем используют в наручных.
Стекло было отполировано пастами для полировки фар из автомагазина, а задняя крышка заново покрашена в черный цвет из баллончика. Остальные части будильника сохранили оригинальную краску и покрытие.