Ответ на пост «Генезис славян»
Первое документально зафиксированное появление антов (опустим их участие в готско-гуннской войне 369-376 гг. ) относится к времени правления Юстина I (518-527 годы): тогда их поход на Фракию не закончился успехом (Proc. B.G. III, 40,5). В 545-м Византия предложила антам союз против гуннов-кутригуров в обмен на золото и помощь в заселении земель Тираса (Tiras), то есть где-то у устья Днестра (Бессарабия-Молдова-Приднестровье). Очевидно, основная зона обитания антов находилась тогда где-то севернее или восточнее. Тем не менее, Иордан и Прокопий, к сожалению, не указали северные границы антского союза . В том же году на Балканы вторгаются склавины. Что важно, для византийских авторов анты и склавины не особо отличались внешне и по языку, их даже считали ветвями одного древнего народа - венет(д)ов. В 547-552-м отряды склавинов снова нападают на ромеев (один раз в союзе вместе с лангобардами), но больших военных успехов не добиваются. Думаю, с появлением предков современных славян на историческое арене мы разобрались.
Славянами, грубо говоря, считают людей, которые говорят на славянских языках и имеют славянское происхождение. Славяне - ветвь индоевропейцев. В масштабе этого объединения лингвисты отмечают "языковую" близость современных славян к современным балтам (литовцам, латышам). На нынешней политической карте Европы добрая половина стран - славянские. Это произошло в результате славянизации Европы в раннем средневековье. Например, достоверно известно, что после "покорения" Балкан, а именно с 7-го по 10-век эзериты, драговиты, сагудаты, ваюниты, смоляне и другие мелкие племена-объединения буквально наводнили Грецию. Поэтому неудивительно, что Кирилл и Мефодий из города Салоники (вероятнее всего, греки) хорошо владели их языком.
Другие племенные объединения тоже на месте не сидели и осваивали земли с гораздо более скромной "инфраструктурой" по сравнению с территорией, освоенной Римом и Византией. Славянские колонисты осваивали окрестности озера Ильмень (Новгород) и Владимирское Ополье. Недавние раскопки группы археолога А. Обломского показали наличие славянского пласта во многокомпонентной культуре на территории Мичуринского района Тамбовской области в конце 5 - 7 вв.
И тут надо напомнить о том, как проходит экспансия: новое населения приносит свою материальную культуру, обычаи и язык. Ассимилирует (поглощает) и/или вытесняет местное население. Есть большие основания считать, что развитое земледелие славян помогло их демографическому взрыву там, где традиционно занимались рыболовством-охотой, собирательством.
Большую роль мог играть местный субстрат "почва". Очень схематично рассмотрим этногенез славян-болгар : славянские племена поглощают местное фракийско-римское население + видную роль в обществе занимает прослойка кочевников-булгар. Население переходит на славянский язык и перенимает культуру и хозяйство.
Этноним (название народа) стоит рассматривать сугубо с лингвистических и исторических позиций. Этнонимы легко распространяются на "покоренное" разнородное население, как было с татарами (даже сейчас, это 3 крупных народа, и куча суб-этнических групп). Этнонимы могут переходить на соседние народы (эстами называли отдельные прусские племена). венед(т)ы, хорваты - имеют индоевропейские-кельтские параллели. Летописные хорутане (Carantani) вполне могли взять имя от адриатических венетов - "между" кельтами и иллирийцами (Wilkes, J. J. The Illyrians, 1992). У этнонима "сербы" несколько индоевропейских этимологий. Имя дулебов и милингов выводится из германских языков. Но это всё не так важно. В варварском котле времен краха Западной Римской Империи "уживались" кочевники гунны, разноплеменное местное население, германцы, готы, лангобарды и другие германские племена. Огромную роль в этногенезе славян могли сыграть бастарны, индоевропейское племя, от языка которого осталось всего 5 слов. Вывод: в составе ранних славян могли быть разные группы населения, тем не менее, не представлявшие доминирующего большинства.
Организуй Византия этнографические экспедиции в стан врага, в варварский плавильный котёл на севере, мы бы получили уникальный и достоверный материал (фантазии, фантазии).
Немногочисленные источники того времени изучены вдоль и поперек, разобраны со всем скептицизмом. И тем не менее оставляют пространство для конкурирующих теорий. Но решить проблему прародины славян невероятно сложно.
Интересно свидетельство Приска Панийского, дипломата и историка 5-го века, побывавшего в ставке Аттилы. Им записаны три слова: медос (напиток), страва (погребальное пиршество). В более позднюю эпоху, в 13-м веке в Великопольской хронике мы читаем "Написано в книгах древних, что Паннония есть мать и начало всех славянских народов".
Более экзотичные и менее популярные теории (и даже маргинальные) связывают этногенез славян с приходом в Паннонию авар (обров), игнорируя или переиначивая любые более ранние свидетельства.
Появление доступных генетических исследований проблему происхождения славян НЕ решило, а только подкинуло новые вопросы. А ранние славяне, как и многие другие народы, занимались кремацией покойников, которая делает генетический тест невозможным. Экспансия ветвей R1a была раньше славянизации Европы, а у исходных-славян точно было множество гаплогрупп. Да, есть удачные находки: мужчина, живший в 12 веке на окраине Владимира и имеющий генетические связи со славянским миром. Но это уже "поздновато".
Тогда нам должна помочь археология. В 6-7 веках н.э. наблюдаются 3 культуры, почти всеми признаваемые славянскими: 1) Пражско-корчакская, (от Прага до Житомира) - её называют "склавинской"; 2) Пеньковская или "антская" с основой между Днестром и Днепром - анты по Иордану живут “от Данастра до Данапра”, памятники этой культуры заходят и в Пруто-Днестровское междуречье, и достаточно глубоко в Днепровское Левобережье.
3) Колочинская культура в северо-восточных областях Украины и в пограничных областях России и Белоруссии и имеющих весьма расплывчатую границу с более северными древностями типа Тушемли-Банцеровщины, распространенными через всю Белоруссию и Смоленщину вплоть до Псковской области. Зафиксировано резкое увеличение в конце 5– 6 вв. н.э. ареала пражской культуры. К концу 6 в. она охватывает огромную территорию сама по себе, а ее влияние отчетливо проявляется в круге соседних культур (в том числе и на территории Румынии)
Интересно, что источник трёх близких культур видят восточнее - в ареале Киевской культуры (3-4 веков). Она охватывала Среднее Поднепровье, Среднее и Нижнее Подесенье, весь бассейн Сейма, на юге простирается вплоть до устья Роси и среднего течения Псла и Сулы, а на востоке достигает Курска, верховьев Северского Донца и Дона. Интересно, что рядом с Киевской культурой в тот же момент времени находилась черняховская культура - готская держава (протогосударство) Германариха, сокрушенная гуннами в союзе с антами во главе с Божем. Историк Иордан описывал покорение Германарихом венетов. Есть доказательства совместного сосуществования двух культур, что позволяет некоторым сделать смелый вывод о том, что именно тогда в славянские языки попали многие германские культурно-хозяйственные термины.
Есть и довольно интересные доказательства участия в жизни киевской культуры (вероятно, балтославянского) населения Поволжья. Но и в самой археологии также существуют свои загадки и вопросы. Так что, без Гипербореи и Фоменко есть масса интересного материала.