На самом деле, проблема, обсуждаемая в посте и комментариях к нему не одна, их несколько, хоть они и взаимосвязаны. Так случилось, что мне посчастливилось побывать и поучиться в нескольких ВУЗах России и Западной Европы, так что я немного подкован в этом вопросе.
1. Что такое специальное и высшее образование и зачем оно нужно
Когда человек заканчивает общеобразовательную школу он вообще-то не умеет практически ничего, если не получил какие-либо навыки "на стороне". Да, в идеале (зависит от места), школа способствует получению базового набора знаний широкого спектра: кое-какая математика, написание текстов на заданные темы, может быть, упрощённые представления о науке и о том, как сколотить табуретку. Но ничего из этого не относится к навыкам профессиональной деятельности. Соответственно, если образование человека ограниченно только школой, то нормально работать он сможет только там, где никаких особых навыков не требуется, а необходимые умения можно получить на месте, зачастую в процессе (например, кассир, курьер, уборщик). Цена ошибки на такой работе мала.
Если же дело касается какой-то более-менее профессиональной деятельности, к примеру, каменщики, промышленные альпинисты, водители или арбористы, то эти занятия уже требуют специальной подготовки и подразумевают прохождение курсов, никто не говорит о годах образования тут. Цена ошибки в таких занятиях выше. Результативность тут определяется прежде всего практическим опытом и поэтому этап обучения зачастую пропускается, и цена этого — несоблюдение стандартов, низкое качество и дурацкие ошибки которых можно было легко избежать. Кроме того, тут проявляется необходимость стандартов. Стандарты помогают избежать ошибок, стандарты формальны, относительно легко изучаются, но их нужно изучать.
Следующая ступень - это рабочие по типу электриков, разнообразных станочников, прорабов и т.д. Эта работа имеет значительно более высокую цену ошибки, а также требует определённых теоретических знаний. Вот где-то на этой ступени начинается реальная необходимость специального (но не высшего!) образования. Вы хотите доверить станок по цене квартиры школьнику, который не умеет читать чертежи? А рассчитывать и раскидывать проводку у вас дома человеку, который даже не в состоянии сформулировать что такое электричество? Парадокс в том что многие доверяют. Причины этого обсуждать тут я не буду, но отчасти это связано с "пограничностью" этих навыков.
Далее, идёт деятельность, которая требует уже глубоких знаний в какой-либо сфере и имеет существенную цену ошибки. Например, инженеры, юристы или офицеры. Может ли школьник проектировать мост? А командовать бронетехникой? Да, со скрипом, ценой огромных ошибок и с постоянным риском наступить на все известные грабли. Особенность, которая проявляется на этой ступени: системность знаний и навыков. Многие посмеются от этих слов, но ведь на самом деле за ними есть ровно один определённый смысл — системность открывает возможность строить предсказания для сложных систем. А предсказания позволяют предотвращать ошибки и минимизировать их последствия. Это не идеальный механизм, но вместе со стандартами и опытом это работает не так уж плохо.
Далее, чёткие границы в высшем образовании пропадают, но сохраняется правило: чем сложнее деятельность и/или выше цена ошибки в профессии тем дольше процесс образования.
Суммируя, специальное образование это способ уменьшить количество и стоимость ошибок специалиста, создать у человека понимание последствий его действий на n шагов вперёд. Эти ступени представляю собой некую пирамиду, чем выше уровень образования, тем меньше людей на этом уровне.
2. Проблемы ВО
Я буду говорить прежде всего о РФ. В нашей стране есть ряд огромных, колоссальных проблем, которые практически нивелировали систему специального и высшего образования. Я опишу их в порядке приоритета (по личному ощущению). 2.1 Жалось и несоблюдение правил.
Это один из главных бичей. Как много историй по типу "поставьте, пожалуйста, четверку, мне нужна стипендия!", "зачет тому кто перенесёт принтер в другое здание" вы слышали? А как часто вы столкнулись с ними? Это полная, абсолютная дичь, которая полностью нивелирует качество образования. Преподавателю должно быть абсолютно плевать что в планируете купить на стипендию, что за незачет вас поругает мама, что нельзя отчислять потому-что так сказал деканат или что-либо еще. Ни одна из подобных причин (привет спортсменам, активистам и КВНщикам!) не должна служить возможностью как-либо упростить или тем более вообще избежать процесса контроля. Смысл процесса это отсечение не желающих/не способных на этапе обучения. Да, бывают безумные экзамены с нереальными требованиями, но если не сдает 5% студентов то это их проблема, а если 95% то тогда скорее всего что-то не так уже с курсом/преподавателем/экзаменом. Иначе, смысла в этом цирке нет - люди которые действительно изучают специальность неотличимы с точки зрения документов и будущего работодателя от тех кто просто получил корочку.
2.2 Коррупция
Ровно то же самое что 2.1 только за деньги. Купленная/поддельная бумажка фактически опасна. Это действительно тяжкое и социально опасное преступление. Или вы хотите чтобы вас покалечил школьник с бумажкой вуза?
2.3 Финансирование и кадры
Инженерное образование стоит много. Естественно-научное и медицинское образование стоит на порядок дороже.
Практически невозможно осуществлять разумный образовательный процесс на те деньги которые имеются в отечественных ВУЗах. Лаборатории стоят миллионы у.е. при их начальном оснащении и не меньше для обеспечения их потребностей. Операционные для студентов медиков стоят дорого, хорошие приличные здания университета, не вызывающие желания суицида стоят дорого, социальная инфраструктура ВУЗов стоят дорого. А еще, едва ли не главное: хорошие, уважающие себя и успешные специалисты стоят дорого, очень дорого. Просто подумайте, кто будет работать за 15-30-45тр/месяц? Когда аналогичная позиция в других странах оплачивается 85-500т$? Если вы откроете сайт любого успешного университета Европы, вы обнаружите что большинство профессоров не местные а собраны со всего мира. А еще во многих этих университетах существует возрастной ценз и преподаватели старше 62-65 лет просто не имеют права вести курсы и если не выходят на пенсию то остаются лишь консультантами или на почтенных должностях (привет всем мумиям бубнящим а кафедру).
В дополнение к этому, особенно в инженерных вузах, часть преподавателей приходят из индустрии (сравнимая зарплата и более мягкие условия работы этому способствуют). Это непередаваемая разница: я лично посещал один и тот же курс по производству полупроводников: сначала от советского деда 80+ лет который провел всю жизнь на факультете, а потом от senior-инженера IBM. Это просто невозможно сравнивать. Я уверен что те из вас кто уже отучились лучше всего из университета помнят вещи которые вам рассказывали показывали люди обладающие профессиональным опытом, не слишком старые и с максимально честными экзаменами.
2.4 Обеспечение образования
Тут я скажу кратко: почти нельзя нормально учиться на очном и параллельно работать, еще сложнее научится чему-то на заочном. И кушать тоже хочется.
Совсем не способствует нормальной жизни и обучению жилье в общаге коридорного типа где в комнате 16 метров живёт 4 человека (привет МСГ!).
В целом этот пункт касается благосостояния страны вообще.
2.5 Отсутствие гибкости программ
В Западной Европе и США принята система самостоятельного выбора предметов. То есть, у вас есть список предметов обязательных к освоению в рамках вашей программы, а вот сужение специализации лежит на вашей совести. Есть сумма баллов которую необходимо набрать, и вы можете их брать практически отовсюду, включая другие университеты (в рамках местных правил). Это обеспечивает быстрое реагирование на изменение трендов, неактуальные предметы отмирают, система регулирует сама себя, база обеспечена обязательным списком. Инерция министерства образования минимизируется.
3. Взаимодействие ВО с миром
Проблема наличия требований к ВО там где оно явно не нужно вызвана во многом его не нормальной распространенностью и низким ожидаемым качеством. Фактически диплом сейчас лишь показывает что вы в состоянии иногда вовремя приходить на рабочее место и мужественно сидеть все положенные часы. Функция "знака качества" практически мертва. Пирамида упомянутая фактически превратилась в ромб и спрос соответствует предложению. Немалую роль играет и поломанная корреляция образование/зарплата. В теории, если вы выбираете путь ВО, то первое время вы будете беднее (по сумме заработанных денег) тех кто выбрал работу сразу или через меньший период времени, но в будущем вы обгоните их за счет повышенной оплаты труда для высокообразованных специалистов. В случае РФ эта система так же мертва.
Как её изменить? Это огромный и сложный вопрос, связанный с изменениями в стране вообще, так что может быть я напишу о нём отдельно.