Ответ на пост «Ответ на пост "Объяснение почему в Японии у скоростных поездов такие длинные носовые части"»
Что же, попробую ответить на поставленные вопросы.
почему у нас в стране России, скоростные поезда обслуживают всего несколько городов?
Потому что чем выше скорость поездов на участке - тем дороже инфраструктура этого участка и сами поезда. Увеличение скорости приводит к удорожанию такого проекта в геометрической прогрессии. За счёт чего компенсировать увеличившиеся траты? Источники известны:
1. За счёт бюджета. Но он не резиновый. У крупных агломераций он больше, у мелких - меньше. Соответственно, только крупные богатые города могут себе позволить скоростные ЖД.
2. За счёт стоимости билетов. Но её увеличение отпугнёт пассажиров на автобусы, маршрутки и самолёты. А при малом пассажиропотоке могут возникнуть проблемы с наполняемостью поездов, как это было когда-то с Сапсанами на участке Москва - Нижний Новгород (где-то читал, что их средняя наполняемость была в районе 25% при рентабельной в 80%), что явилось одним из ключевых факторов для снятия этих электропоездов с участка. Россия, увы, не может похвастаться плотностью населения и агломерациями того же Китая, где высокоскоростные магистрали (далее - ВСМ) растут как на дрожжах.
3. За счёт перекрёстного субсидирования. Для ЖД - за счёт грузоперевозок. Опять же, источник не бесконечный, большая нагрузка на него приведёт к удорожанию грузовых тарифов и отпугнёт грузоотправителей, которые предпочтут другие виды транспорта.
Поэтому ответ прост: в больших городах есть необходимый пассажиропоток, среди населения есть больше тех, кто готов заплатить за такую перевозку, а в бюджете есть деньги для компенсации убытков скоростной ЖД.
Почему не развивается наше, отечественное создание и производство скоростных поездов?
Две основные причины:
- технологическое отставание. В локомотивостроении СССР шёл примерно в одну ногу со временем до года этак 1980-го (скептики утверждают, что отставание началось ещё раньше). Потом развал СССР, "лихие" 90-е, тяжелое начало нулевых - всё это время никакого развития не было. Электропоезда ЭД и ЭТ - по факту калька с электропоездов Рижского вагоностроительного завода, это техника 70-х годов разработки. Была попытка ввести в эксплуатацию отечественный электропоезд для ВСМ "Сокол-250", но почему проект провалился - тема отдельных постов, они на Пикабу есть.
- рынок сбыта. Даже если вбросить дохуллиарды денег в технологии, подготовить или купить инженеров, то возникает вопрос, как эти деньги отбить, а для этого нужен рынок сбыта. По ранее озвученным причинам есть проблема с введением таких поездов в самой России, что уже говорить о других странах, а для рентабельности проекта нужно выходить на заграничные железные дороги, но какие? Развитые страны, где есть ВСМ, строят поезда сами или покупают у своих союзников, они не отставали от мира, разваливаясь и восстанавливаясь. Дружественные страны бывшего СССР эксплуатируют советское наследие, а если и покупают поезда и локомотивы, то у Китая, Европы и т.д., при этом мелкими партиями, зачастую даже поштучно. Даже до известных событий нас не пустили бы на ЖД западных стран и Китая, а теперь и подавно.
З.Ы. Пост написан машинистом электропоезда, имеющим сугубо железнодорожное образование.