Ответ на пост «Ретрогейминг как терапия»

Наверное это был год 2000-2001. Отец припер хз откуда PS1. Из культовых были Теккен 3, Томб Райдер (без понятия какой там номер), Legacy of Kain, Resident Evil, Спайро Год Дракона, Крэш Бандикут (Тим рэйсинг в том числе). Был какой-то футбол (до сих пор найти не могу), первый Гарри Поттер, дофига всякого еще, типа Багз Банни, какого-то Микки Мауса, игрушек по вышедшим диснеевским мультам и прочего (игруха по Королю Льву - отдельная любовь).

Устраивали зарубы вместе с двоюродным братом, с которым выросли как родные.

Году в 2004 (помню, что было это после выхода фильма «Ночной Дозор») нас обокрали. Интересное, блять, было время. Этого всего не стало.

Пару лет назад товарищ подарил на день рождения PS Classic. Уже под тридцатку я почувствовал в полной мере цунами ностальгии. Той теплоты, которая в воспоминаниях исходит от настенных ковров, от запаха дерева купленной родителями мебели в нашу малосемейку, вспомнил зелень еще не вырубленных деревьев под ее окном, пацанов во дворе, которых уже многих больше с нами нет, дорогу в школу ранним осенним сентябрьским утром, и радость от того, что в этих воспоминаниях батя еще живой…

Понимаю, ТС, твою радость и печаль одновременно. Мы больше никогда не вернемся в то беззаботное прошлое, какое бы оно ни было. Но оно навсегда с нами.

Ретрогейминг как терапия

Привет.
Меня зовут Илья, я олд, тру, геймер и всякое остальное. Пардон за личное и наболевшее, но, мне кажется, при желании выговориться - и на авито пиши, лишь бы легчало.
Мой двадцатьчетвёртый был непростым, тяжело болела и покинула семью мама.
Организация скорбных мероприятий, пережили, приход в себя, попытка влиться в летний сезон с середины июля, капитаню катамаран на Большом Утрише, жизнь в режиме "работа-еда-сон-повторить". До поздней осени море позволяет сопротивляться тревожности.
В середине декабря пол-года, наследство, нелепые семейные имущественные споры - вернулась тоска, ежегодная сезонная хандра приправляется чувством вины за незакрытые сыновьи долги.
Новый год под салаты из ленты и сериальчики, вяло перепрохожу cyberpunk2077, прокрастинирую в rdr2, всячески борюсь с игровой импотенцией индюшатиной.

Пятого вечером звонок - Стаса не стало. Друга, который такой друг, что брат - больше нет.
Я что-то совсем приуныл.
Спасаясь от тоски ностальгией грелся воспоминаниями детства, теми, что потеплее, туда, пораньше, когда родители молодые, весёлые и здоровые, а друг, который перевёлся с тобой из первого в третий - закадыка навсегда.
Психика прячется от боли там, где было хорошо и безопасно, в детстве, которое уже ни разу не объективно, где бывало не очень хорошо и даже совсем не безопасно, но привычно и уже комфортно.
Я жил в заполярном посёлке на излучине реки рядом с цемзаводом, пгт так и назвали - Цементнозаводский.
Провинциальные девяностые не описывал только ленивый, я тоже когда-нибудь расскажу про своё, потом. Заполярный нюанс - зимой большую часть свободного времени мы проводили в квартирах.
Неотъемлимой частью моего детства стали видеоигры. Это был мэтч с первого взгляда, любовь с первого пикселя! И к появлению на рынке игровой приставки Денди я был их, игр, законченным и верным фанатом.
До сих пор помню тот трепет с которым обнимал коробку с мотоциклистом пока батя возился с антенным переходником, ища гнездо под него, которого на том советском тв ещё не было. Горькое разочарование, что придётся ждать день, пока придёт программист с завода и припаяет эрсией. Когда следующим вечером на экране появился первый список игр - выброс гормонов счастья был пиковый, даже то, что картинка оказалась чёрно-белой не мешало моей эйфории.
Ребёнка 90-ых вообще отсутствие цветов и красок вокруг не сильно парило, тем более у нас были спортивные костюмы самых лютых расцветок.

К ностальгированию подошёл ответственно - посадил геймпад на провод и выкачал всю библиотеку 8-битных игр которые вспомнил. Уже от названий и скринов стало тепло, появился "вкус" тех самых далёких эмоций.
Сначала запускаю свои первые игры, не самые интересные и графонистые, но любимые, дающие самые яркие и сладкие воспоминания, когда приставка была новинкой и игровые сессии проходили на ковре перед телевизором всей семьёй.
Первый сборник 7 ин 1 осваивали по очереди, родители знакомились с миром видеоигрушек. Вот мама расстраивается, что никак не может перепрыгнуть с каната на канат в Цирке Чарли, мы с братом гоняем сайдскроллеры Макрос, 1943 и какой то без названия, батя лупится в упоротый аналог Галаги Миллипидл. Потом остальные картриджи. Два месяца мы проходили Кастельванию, по очереди, все - мама, папа, я, брат. Ох уж это тупое бессилие перед ГримРиппером и победный вопль, когда застегал вторую инкарнацию Дракулы.
(Практически уверен, что был единственным, кто прошёл кастлу в Коми:))
Я не в первый раз с тех пор запускал многие из игр детства на эмулях и консолях с ретропереизданиями. Регулярно приходил за зарядом положительных эмоций не только от геймплея, а просто от возвращения к "тем" ощущениям и почти всегда это удавалось.
Но всё стало по другому, ушли близкие, эмоции привязанные к определенным триггерам поменялись.
Каждая, буквально каждая игра, ух как же их много, теперь имеет свой вайб с определенным набором эмоций (не всегда положительных) привязанных к какому-то событию.
Игры типа упомянутой Кастлы несут теплоту и счастье, чувство семьи. Но есть игрушки, вероятно проходившиеся в сложные моменты, которые будят детские страхи и обиды. И их теперь оказалось не меньше "тёплых".

С самого начала "лихие" вынуждали людей "крутиться". Жить впроголодь - не метафора, а реальность! Холодильники выключали и использовали, как шкафы - небыло продуктов, которые бы нуждались в хранении, всё мутилось, готовилось и съедалось в один присест.
Родители открыли на посёлке магазин, точнее "комок". Гремучая смесь бакалеи, алкотеки, кулинарии и детского мира - всё, что у поставщиков бралось под реализацию находило на полках своё место.
На первых порах ни о каких сотрудниках речи не шло и мама с отцом пропадали в магазине сами на всех ролях. С раннего утра до поздней ночи. Так я узнал про алкоголь.
Предки были молоды, мы с братом уже более-менее самостоятельны, а реальность диктовала его безмерное употребление. Каждый день, или несколько раз в день. Со всеми по очереди: с поставщиками, чтоб отгружали; с друзьями, потому что им нефиг делать; с ментами, чтоб давали работать; с бандитами, потому что крыша...
Так я перестал разговаривать с мамой. Остался набор команд, вопросов, ценных указаний: ты поел, а брат, как в школе, домашка, как в секции, ложитесь вовремя, перед теликом не полуночничай. Огромное спасибо ей за это! Тогда я не понимал, что происходит. Сейчас понимаю.

Адвенча айленд, хоккей и футбол с Кунио-куном и братвой от Текмос, Стритфайтер - это мы в гостях у тетьВали и дядьВовы, их сын мой лучший друг с первого класса, мы повздорили на площадке и я всёк ему бороду качелей, швы, родители пошли мириться, оказалось все кубанцы, ого, да у нас самогона припасено, эгегей. Знакомство переросло в полуночный балабас, а детский конфликт в дружбу семей. Это из любимых ретрогеймбэков! Но теперь я многое вижу неправильным.
Баки О'Хара, конамиевский блокбастер про зайца спасающего друзей от жаб, благодаря пиратам ставший практически непроходимым, диснеевские хиты Чип и Дейл, Утки, ЧП, Принц Персии, Бэтмены и прочая медиапопса - тоже верняк на приятную ностальгию.
ШаттерХэнд, РиверСити, НиндзяКэтс, Контры, Охота за Красным октябрём, Ниндзя Гайдены, ДаблДрагоны и счёта нет остальным тайтлам - отличные игры, офигенный геймдизайн и выверенный геймплей, они принесли много удовольствия, но в ретроспективе эмоций в основном обида, тревожность, страх. Тут кутёж взрослых длится уже третий день, тусовка напряжная, с чужими людьми, плохими, но нужными для бизнеса.
"Мы всё делали для вас с братом, чтобы вы ни в чём не нуждались": потом говорила мама и до сих пор убеждает себя в этом папа. Они так и не поняли, что мне не важны были их финансовые успехи или провалы, атрибуты мнимого благополучия и деньги, которые тогда если бы и получилось заработать, сожрал бы очередной кризис или батины темы. Мне нужна была дома мама, трезвая, весёлая и беззаботная, как в раннем детстве! Мне нужны были разговоры с ней, пустая болтовня, разъяснения, байки и шутки о семейных проделках.
Мне был нужен расслабленный и весёлый батя, а не нервный и напряженный от дел мужик, срывающийся на нас, потому что не шуршим по хозяйству так, как это представляется ему правильным.

Грустные эмоции и дурные воспоминания. Но нужные.
Сейчас мне приходится переоценивать прожитый опыт. Не осталось бабушек и дедушек, нет мамы, друзья уже уходят не из-за несчастных случаев, а по здоровью и возрасту.
Так вышло, что 8-битные игры нес и фамиком стали моей гипнотерапией и закрытием гештальтов. В 90-ых игры были эскапизмом от трудного детства, сейчас - от уныния и рутины взрослой жизни. И сейчас тот пацан с Воркуты смотрит на отраженного в зеркале сорокалетнего дядьку и очень жалеет, что, не смотря на проведенное с мамой в последние месяцы время, не сказал и не успел сделать много важного. Что не позвонил другу, чтобы сказать, что скучаю, что помню и ценю то время, когда мы могли беззаботно тусить сутки напролёт.
Теперь играя в ретро, вспоминая и анализируя прошлое, я имею чудесную возможность попробовать исправить свои ошибки и постараться допустить как можно меньше новых.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!