Ответ на пост «Система образования. Модернизация»

Надо смотреть честно и на реальный мир. Большинство выпускников 10-11 классов идут в ВУЗы. Значительная часть из них идет на четыре группы специальностей: экономические, юридические, медицинские и педагогические. В школьной программе как отдельные предметы они не представлены в принципе ("Экономика" и "Право" - в редчайший случаях, как факультатив). В программах иных предметов им дозы уделены совсем микроскопические, а для педагогики даже такой дозы нет. Я бы и на последнее обратил внимание, дети непосредственно вовлечены в этот процесс, но смотрят на него исключительно как кролики на животновода, не имея представления что там есть какая-то наука (заодно и встает вопрос, как они будут быть мотивированы идти в пединстиуты, если они взгляда сверху на выбираемую профессию не имеют). Поэтому я бы в первую очередь внес в школы Основы экономики \ права \ медицины как самостоятельные предметы с возможность сдать по ним ЕГЭ. Основы педагогики как отдельный предмет не включать, но размазать между обществознанием (раз в нем все равно останется дыра из-за вывода двух предметов) и литературы (раз до Макаренко включительно вся история педагогика это, в большинстве своем, художественные произведения).

Логика и Астрономия, хоть и узкоспециальные, но дидактически полезные предметы при надлежащем преподавании. Но в этом и проблема. Специалистов по логике, из и без того малочисленной когорты выпускников философского кот наплакал. А из них согласившихся пойти в школы - еще меньше. Немногим лучше проблема с Астрономией. Пединституты таких учителей также не готовят. Закрывать непрофильными совмещающими и замещающими перечеркнет всю пользу от их введения, что все попытки их ввода и показывают. Тогда как разбирающимися в медицине, праве и экономике школы укомплектовать задача куда более посильная.

Причин, почему в школах Основ экономики \ права \ медицины до сих пор нет, я не понимаю. Это не только закономернейший вывод из статистики абитуриентов, но и практическая потребность - все участвуют в экономических и правовых отношениях и лечатся от болезней. Это еще и интересные науки (да, именно так, а кажущееся отсутствие к ним как к наукам искреннего интереса я думаю также объясняется тем, что их со школы, когда формируются увлечения, ребенок не видит), которые хотя бы в самых базовых принципах знать не менее познавательно чем законы Ньютона, Слово о Полку Игореве и где находится Бразилия.

Что высшее образование "не для всех" можно было заявлять 120 лет назад, когда вузов было 4 штуки на Россию, а требования для обучающихся были адские и с исходным уровнем большей части населения трудносовместимые. Сейчас получать вышку нельзя лишь по двум причинам - отсутствие средств и \ или отсутствие времени. В остальном даже без особых способностей и ярко выраженного стремления к образованию можно совершенно честно окончить ВУЗ любому совершеннолетнему человеку без тяжелых умственных расстройств. И это ему, скорее всего, пойдет на пользу. Вопрос о всеобщем высшем нужно, как минимум, помещать на горизонт.

Увы, люди вроде автора оригинального поста, при всей своей, вроде бы, склонности просвещать и улучшать и вроде бы на эгалитарной платформе: "равенство, бесплатность, все хорошее", а сами же делят людей на тех, кто достоин высшего, а кто навечно обречен неспособным к нему быть признан. Если вступить на порочную линию мышления "а если в жизни не применяются, то зачем учиться то", то можно смело после первого-второго класса требовать выпускать на работу, многим такого уровня знаний хватит, чего уж, окончить начальную школу до конца тоже можно сказать "далеко не всем нужно". Думаю, не ошибусь, если приоткрою истоки такого мышления. С одной стороны, это самовосхваление в духе: "Я такой молодец, смог получить диплом заборостроительного без троек. Но тут же страшно, а какая у моего диплома будет ценность, если с таким же будет ходить 99% населения? И без того то ее считай что нет, а тут еще и я выделяться перестану, так что нет, друзья мои, это не для всех, только для таких умных как я...". С другой стороны это чуть более трезвый взгляд с призывом свои ошибки исправить другим : "А вот Вася без диплома больше меня зарабатывает, значит и не нужен то этот так диплом... и мне значит не нужен был, но этого я признать не могу, поэтому пусть другие лучше не получают". Но если смотреть не на корочку, то сами слова о том, что для кого-то знания могут быть ненужными и лишними, это дикое варварство и путь к мракобесию.

Показать полностью

Продолжение поста «Система образования. Модернизация»

Ответ @itali

Во-первых, логику преподавали в вузах всем и технарям и гуманитариям.
Во-вторых, уроков физики для знаний о космических телах недостаточно.
Зачем человеку эти знания? Элементарно. Ты не можешь знать куда двинется развитие человечества через 20-30 лет, но базовые знания никому лишними никогда не были. Так что хватит впаривать эту дичь «нужные-ненужные предметы для учебы».
Давайте вы сначала диссертацию с обширной практикой напишите, а потом посмотрим, может быть.

По пунктам.

Во-первых, логику преподавали в вузах всем и технарям и гуманитариям.

Вранье. Преподают ее как раз гуманитариям. И математикам с программистами, но в зависимости от специальности. Технарям логику обычно не преподают. Зато ее очень часто дают философам, юристам, иногда филологам, социологам. Курсы логики в СССР разрабатывали философские факультеты и кафедры марксизма-ленинизма, причем из конъюнктурных соображений: Сталин брякнул, что для правильной диалектики нужно учить формальную логику, и две конкурирующие группы философов бросились исполнять. Это не мои домыслы и не преувеличение, почитайте: Из истории возрождения логики в СССР в 1941-1946 гг

Во-вторых, уроков физики для знаний о космических телах недостаточно.

Конечно недостаточно. Еще уроков физики недостаточно для знания о драгоценных камнях, породах древесины, видах переплетения ткани, системе команд микропроцессора, финалей китайских слогов, разновидностей боевых отравляющих веществ и других вещей, необходимых для некоторых специалистов и совершенно ненужных для всех прочих. Если ближе к физике, то уроки физики (школьные и даже общая физика в вузе) совершенно недостаточны для знания о сингониях кристаллов, типах волн в водоёмах, элементах электронных схем (кроме самых базовых) и пр.

Пожалуй, из перечисленного породы древесины наиболее полезны среднему выпускнику, а знание про БОВы дай бог не понадобятся, но смогут спасти жизнь.

Так и зачем эти знания о космических телах, которые не проходят на физике?

Зачем человеку эти знания? Элементарно. Ты не можешь знать куда двинется развитие человечества через 20-30 лет, но базовые знания никому лишними никогда не были.

Это не базовые знания, а узкоспециальная хрень.

Давайте вы сначала диссертацию с обширной практикой напишите, а потом посмотрим, может быть.

Уже. Если б вы внимательно читали, то заметили бы, что я об этом написал в исходном посте. Я давным-давно защитил диссертацию, и хотя она никак не связана с астрономией (я точно не помню, проходил ли я вообще астрономию, по-моему занятий не было, но экзамен надо было сдать), меня взяли работать научным сотрудником - астрофизиком в известную обсерваторию. Оффер сделали, но я предпочел продолжить карьеру ближе к теме диссертации.

Показать полностью

Ответ на пост «Система образования. Модернизация»

1) Логика. Данный предмет совершенно необходим в обязательном образовании,

Зачем? Только не надо общих слов типа "думать научат" или фантазий типа "вот при Сталине учили, и все умные были". Вы открывали учебники логики? Вам правда кажется, что их содержание полезно? Или вы не представляете себе, о чём там написано, и просто верите, что в мире есть полезные, но тайные знания, которые могли бы превратить глупых людей в умных?

Вот в советское время был учебник логики. Полное барахло, справедливо раскритикованное специалистами и педагогами сразу после издания в 1947 году. За ошибки, заумность, начетничество и неуместную политизированность. Учебник потом "исправили", но лучше он не стал.

Что конкретно вы бы поместили в программу логики?

Задумывались ли вы, что люди, неплохо владеющие логикой в бытовом и математическом смысле - математики, программисты, физики и прочие инженеры - обычно логику не изучают (математики и программисты могут, в зависимости от специализации, но не обязательно), а даже если изучали в вузе, как правило хорошо владеют ею еще со средних классов школы.

наряду с математикой. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и т.д.

ТРИЗ вещь прикольная, если позаниматься ею чуть-чуть и без фанатизма, грубо говоря выделить под это пять, от силы десять уроков. А больше зачем?

2) Астрономия так же должна быть начиная с 7-го класса (не астрология, не тарология, не нумерология, а именно астрономия)

Зачем? Судя по упоминанию астрологии, вы полагаете, что изучение астрологии спасает от увлечения астрологией? Может, в XVIII веке и спасало, а сейчас это никак не связанные вещи. Люди верят в гороскопы потому, что хотят верить, а не потому, что им не рассказывали про звёзды.

Что полезного в уроках астрономии? Где за узкими пределами астрономической научной деятельности можно применить эти знания? Даже для работы в астрономии они не обязательны. Мой друг работал ведущим сотрудником в проекте "Койпер", а у меня был оффер в постдокторантуру на один из телескопов этого списка: Википедия:Астрономические_интерферометры. На собеседовании нас ни слова по астрономии не спросили.

И еще про астрологию. Членкор РАН доктор химических наук профессор Шпигун поучаствовал в рекламе шарлатанского девайса. Возможно и даже вероятно, что сам профессор понимал, что это шарлатанство. Но минимум один его сотрудник, на тот момент аспирант, а потом кандидат химических наук, весело описывал "эксперимент" и тоже не особо верил в этот девайс, зато верит в гомеопатию и телегонию.

3) Высшее образование нужно не всем, далеко не всем, достаточно 11 классов, но образование до 11 класса и среднее специальное должно быть доступным и бесплатным, а высшее тоже бесплатное, но "для избранных" (не наследственное, не коррупционное право, а именно по наличию способностей).

То есть ровно то, что в России есть сейчас и уже 30 лет, а если ослабить требование 11 классов до 10, то уже 68 лет.

Квоты на высшее образование не должны зависеть от СВО, сиротства, инвалидности и т.д. только от мозгов.

Тогда это называется не "квоты", а конкурс.

Показать полностью

Система образования. Модернизация

Я мать троих школьников, учитель химии по образованию. Четвертый десяток.
1) Логика. Данный предмет совершенно необходим в обязательном образовании, наряду с математикой. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и т.д.
2) Астрономия так же должна быть начиная с 7-го класса (не астрология, не тарология, не нумерология, а именно астрономия)
3) Высшее образование нужно не всем, далеко не всем, достаточно 11 классов, но образование до 11 класса и среднее специальное должно быть доступным и бесплатным, а высшее тоже бесплатное, но "для избранных" (не наследственное, не коррупционное право, а именно по наличию способностей). Квоты на высшее образование не должны зависеть от СВО, сиротства, инвалидности и т.д. только от мозгов.

Отличная работа, все прочитано!