Осень 2002 г.: страсти по Хасбани
В 1978 и 1982 гг. Израиль провел две операции в Ливане, основной мишенью которых были палестинские партизанские отряды, совершавшие с ливанской территории нападения на израильтян. Уже в ходе первой операции на юге Ливана была создана буферная зона безопасности, которая, по задумке ее создателей, должна была предотвратить попадание партизан в приграничные районы и их дальнейшие действия против Израиля. В ее пределах оказалось 85 селений и 180 тысяч человек жителей (из которых 50% — ливанцы-шииты, 30% — христиане, и по 10% сунниты и друзы).[24]
Таким образом значительная территория Южного Ливана – 900 км2 — оказалась вне контроля ливанского правительства. Контролируя зону, израильтяне абсолютно не занимались ее экономическим развитием. Все не связанные с проблемой безопасности вопросы они отдавали на откуп марионеточной Армии Южного Ливана под командованием майора С.Хаддада (впоследствие — полковника А.Лахада). По этой причине экономика этой и прилегающей к ней с севера ливанской территории — а это в основном аграрное производство на искусственно орошаемых землях- пришла в полный упадок. Израиль это вполне устраивало, так как никто не «покушался» на воду Ваззани и Хасбани, которые весь свой сток отдавали в Иордан.
В мае 2000 г. Израиль ушел из зоны безопасности, вернувшись к границам до 1978 г. Естественно, что после этого события ливанское правительство начало разрабатывать планы экономического возрождения южных районов страны, их реинтеграции в единый национальный хозяйственный комплекс.
28 марта 2001 г. Ливан начал откачивать воду из Хасбани для нужд фермерских хозяйств близлежащей деревни Ваззани (35 домов), многие жители которой уехали из родных мест из-за невозможности нормально обрабатывать землю вследствие недостатка оросительной воды.[25] Для этого на реке установили насосное сооружение. В рамках проекта предполагалось дать воду полям еще трем селениям вблизи реки.
Уже на том этапе Израиль хотел оказать давление на Ливан с целью добиться отказа Бейрута от разработки водных ресурсов Хасбани. Примечателен один из аргументов: «за всем этим стоит Хизбалла, стремящаяся помимо вооруженных антиизраильских акций нанести экономический ущерб Израилю».
В августе 2001 г. ливанцы провели еще ряд схожих работ на Хасбани, а в июне 2002 г. продолжили реализацию проектов развития юга страны на базе воды Хасбани к северу от городка Хаджар (часть его находится под контролем Израиля, при в Ливане городок считают оккупированной сирийской землей). Суть проекта — обеспечить ежедневную доставку от 10 до 12 тысяч м3 воды в 15-20 близлежащих селений.[26] В сентябре, когда работы уже были в разгаре (их завершение намечено через 2 месяца), Израиль решил выразить несогласие с этими шагами в более жесткой форме. По его утверждениям, прокладываемая от реки ливанская труба будет иметь от 32,6 до 44 см в диаметре (премьер-министр А.Шарон использовал термин «16 дюймов»), что позволит забирать из реки весьма ощутимые количества воды.
Израильские эксперты предполагают, что возможные потери годового стока реки от оросительной выкачки составят до 50 млн.м3/год.[27] Для Израиля, впрочем как и для любой другой страны регионы, это значительный объем. Именно столько пресной воды израильтяне хотят ежегодно закупать в Турции, столько же будут давать опреснительные предприятия, строительство которые еще лишь предстоит завершить.
Формально проект реализуется от имени т.н. Южного совета — правительственной структуры, отвечающей за развитие инфраструктурных и иных объектов в Южном Ливане. Председатель совета – глава ливанского парламента Набих Берри, являющийся представителем ливанских шиитов и при этом одним из главных оппонентов «Хизболлы». Хотя, конечно, влияние этой радикальной группировки на юге страны столь велико, что отрицать ее связь с проектом, видимо, было бы ошибочным. Нельзя также игнорировать тот факт, что многие деревни Южного Ливана на самом деле находятся в ужасающем с точке зрения обеспеченности водой положения. Староста селения Кфар Кила в районе Марджаюна жалуется через прессу на то, что дома в нем не имеют воды по 12 дней подряд и каждые 2-3 дня приходится покупать у торговцев 10 бочек воды питьевого качества. В Маис аль-Джебель пересохшие колодцы и нечем орошать оливковые плантации.[28] Одним словом, вода очень нужна…