Ответ Moloh4321 в «О советской системе образования {длиннопост}»

Во-вторых: по вашему на школы в США тратят больше денег из бюджета, чем на военные расходы?

Это именно так, только речь не про федеральный бюджет. США это настоящая федерация (в отличие от некой другой страны). В США есть множество независимых бюджетов, которые наполняются от разных налогов. И траты каждого бюджета разные, у всех единиц государства свои сферы ответственности. Например бюджет государственных (public) школ наполняется из всех уровней - федерального, штата, графства и города. При этом большая часть бюджет локальная - штат, графство и город. Поэтому и зарплаты учителей от штата к штату (а иногда и от города к городу) разные и оснащение школ разное и даже пенсии у учителей в разных штатах формируются по разному. А общие расходы на школьное образование в США составляет 837 миллиардов долларов - https://educationdata.org/public-education-spending-statisti....

А вот расходы на армию формируются ТОЛЬКО из федерального бюджета (оговорочка, национальная гвардия, которая вовсе не национальная, а штата - финансируется в основном из бюджета штата), поэтому эта строка самая большая в бюджете. А вот расходы на полицию - только городские (бывают гранты от федералов) и формируются из городских налогов - мало налогов собрал - будет мало полиции.

Ответ Moloh4321 в «О советской системе образования {длиннопост}»

Так ученик может выбирать или не может? Вы уж определитесь, а то в одной строчке - одно, в следующей - противоположное. В советской школе ученик выбирать не мог.

Не может выбирать специализацию, может выбирать отдельные предметы. Есть несколько групп предметов: естественные науки, общественные науки, математика, английский язык/литература, ремесла, искусство, физкультура, иностранные языки. Из каждой группы надо пройти сколько-то предметов за четыре года старшей школы, причем каждый год должно быть минимум по одному предмету из четырех первых групп, выделенных курсивом.

Поэтому ученик хотя и выбирает предметы, но не только не может выбрать определенную специализацию в ущерб остальным, ему даже сложно набрать предметы из одной специализации. Это связано с тем, что у американцев одновременно мало предметов, 6-8. Трудно взять больше двух предметов одной группы, потому что из остальных групп надо взять минимум по одному.

То, что в некоторых городах США были бесплатные школы - не означает что бесплатное среднее образование было доступно всем жителям на всей территории США. Такие заявления неплохо бы подтверждать ссылками, или у вас по джентльменски - на слово надо верить?

Бесплатное среднее образование было не только доступно, но и обязательно (под уголовную ответственность роно, родителей и самого ученика) в большинстве штатов к 1917 году. По интернету гуляет таблица по штатам, где последний штат - Мисиссипи - якобы ввел обязательное обучение в 1918 году. Таблица неправильная, в нескольких штатах образование оставалось необязательным, например в Южной Каролине (в отдельных графствах) аж до 1960-х. Тем не менее, в большинстве более или менее населенных мест образование стало обязательным еще в 1910-х.

А просто доступным бесплатное школьное образование стало гораздо раньше. Нет, не всем жителям всей территории США (кстати, напомню, что к территории США относились и Филиппины и по сей день относится Пуэрто-Рико). Но большинство населения жило там, где были бесплатные школы еще с середины XIX века, а в некоторых штатах на сто лет раньше. Системными отклонениями были малонаселенные новые территории (хотя и там школы активно строили и в XIX веке), индейские резервации (школы строили и там, но индейцы не желали отправлять туда детей) и некоторые южные штаты, где неграм строили мало школ, а в школы для белых их не пускали.

Это верно, но вы заблуждаетесь, воображая, что американцы мало вкладываются в собственное образование. На государственные школы они тратят 800-900 миллиардов долларов в год.

Во-первых я писал про вложения в систему отбора ( частью которой является система школьного образования), причём несколько раз этот момент подчеркнул. Вы через строчку читаете что-ли?

Вот в систему школьного образования, которая является частью системы отбора по вашим собственным словам, США и вкладывает почти триллион ежегодно. Вы сами себя читаете?

Во-вторых: по вашему на школы в США тратят больше денег из бюджета, чем на военные расходы? Серьёзно? Ссылки от вас естественно нет, я сам приведу: (https://bankstoday.net/last-articles/byudzhet-ssha-2023).


Ссылка у меня естественно есть: https://nces.ed.gov/fastfacts/display.asp?id=66

Расходы на оборону указаны, а на школы почему-то нет...

Это потому что вы плохо понимаете прочитанное. Во-первых, расходы на школу по вашей ссылке есть. Они спрятаны в графе "Прочие дискреционные программы" или "Прочие обязательные расходы", точно не знаю. И выяснять не буду, потому что во-вторых: по вашей ссылке - федеральный бюджет. А в США большая часть финансирования школ идёт из бюджета штата и муниципального. Федеральные расходы на школы в большинстве случаев сводятся к субсидированным обедам для малоимущих учеников.

И термин "пипеточное" использовал не я, вы бы это заметили если бы внимательно читали.

Именно вы его передали нам, сославшись на вашего знакомого как на некий авторитет.

Показать полностью

Продолжение поста «О советской системе образования {длиннопост}»

Ответ @Coelurus на #comment_322275613

Из необъективной и редактируемой американцами в основном википедии сообщают (это не правилось, значит, лучше не стало за прошедшие годы):

Среднее образование имеет также ряд проблем. По словам министра образования США, школьная система находится в стагнации и проигрывает в конкуренции с другими странами. Страна оказалась на 18-м месте из 36 в рейтинге по версии Организации экономического сотрудничества и развития. Приблизительно 25 % учеников вовремя не могут окончить учёбу и не справляются с экзаменами.

В ваших словах сквозит обида.

Вы приплели якобы редактируемую американцами Википедию. На самом деле русская википедия редактируется преимущественно россиянами. И почти на 100% - русскими в широком смысле, включая разных украинцев и эмигрантов. Только не надо ссылаться на тот бред, где россияне вообще якобы не правят русскую википедию, типа такого: Кто правит русскую Википедию?

Американцев, кроме русских эмигрантов, кто правил бы русскую википедию, среди продуктивных редакторов нет ни одного. Вы всерьез считаете, что американец полезет в русскую википедию писать о том, какие проблемы в американском образовании, ссылаясь на статью в "Ленте-ру"?

Также вы вообразили, будто из того, что абзац не менялся 13 лет, следует, что лучше не стало. В действительности могло стать лучше, в абзаце процитирована статья 15-летней давности. Но тут вы случайно угадали, лучше реально не стало, США всё так же в середине рейтинга: на 20 месте из 41. Только вот Россия в том же рейтинге ещё ниже. США набрали 7,4 балла, а Россия - 6,8 (максимальный рейтинг у Финляндии - 9,2).

Знаете, почему Россия оказалась в рейтинге ниже среднего, США обогнали Россию, а Финляндия с ее убогим образованием на вершине? Дело в том, что рейтинг плохой. Могу расписать его особенности, и вы же первые закричите, что он плохой. Вот в общих чертах: Ответ на пост «Первый кусок ОГЭ по математике»

Вернёмся к обиде. Вы плохо умеете читать и поэтому решили, будто я расхваливаю американскую систему. Отнюдь. Американское школьное образование возмутительно слабое. Оно настолько слабое, что в некоторые европейские вузы иностранных абитуриентов сразу после школы берут, но не американцев. И обамовская программа Race to the Top, про которую писала "Лента-ру" 15 лет назад, действительно оказалась провальной: штаты, получившие бабло на улучшение показателей успешного окончания школы, в среднем не преуспели и в отдельных случаях даже сильно ухудшили показатель.

Я ответил человеку на пост, опирающийся на ошибочные стереотипы. Из моих слов вовсе не следует, что американское образование не имеет проблем. Напротив, уверен, что многие люди решат, что я его ругаю. Но я его не ругаю и не хвалю, а всего лишь уточняю по фактам: расходы такие-то, выбирать предметы можно так-то, при поступлении в вузы учитывается то-то, в таких-то вузах есть субсидии.

Показать полностью

Ответ Аноним в «О советской системе образования {длиннопост}»

В американской школе ученик не может выбирать специализацию. Он может выбрать, изучать ли физику или химию. Сильную математику вплоть до матанализа - или слабую. Географию или историю. Но он не может выбирать химию вместо географии.

Так ученик может выбирать или не может? Вы уж определитесь, а то в одной строчке - одно, в следующей - противоположное. В советской школе ученик выбирать не мог.

Кстати, бесплатное 8-летнее школьное образование в США распространилось на много десятилетий раньше, чем в России, еще в XIX веке.

То, что в некоторых городах США были бесплатные школы - не означает что бесплатное среднее образование было доступно всем жителям на всей территории США. Такие заявления неплохо бы подтверждать ссылками, или у вас по джентльменски - на слово надо верить?

Это верно, но вы заблуждаетесь, воображая, что американцы мало вкладываются в собственное образование. На государственные школы они тратят 800-900 миллиардов долларов в год.

Во-первых я писал про вложения в систему отбора ( частью которой является система школьного образования), причём несколько раз этот момент подчеркнул. Вы через строчку читаете что-ли?
Во-вторых: по вашему на школы в США тратят больше денег из бюджета, чем на военные расходы? Серьёзно? Ссылки от вас естественно нет, я сам приведу: (https://bankstoday.net/last-articles/byudzhet-ssha-2023). Расходы на оборону указаны, а на школы почему-то нет...
И термин "пипеточное" использовал не я, вы бы это заметили если бы внимательно читали.
Вот такой вот у вас "глубокий" анализ.

Показать полностью

Продолжение поста «О советской системе образования {длиннопост}»

@Klausenosce

Что именно [американские школы] покупают на 900 мрд./год? Например AR-15 дороже АК-47, но и тот и другой выполняет свою функцию. Какое конкретно качество услуги обучения в США?

большая часть идёт в ФОТ и на строительство школ. В государственных школах США 2 млн учителей, средняя зарплата учителя 69 тысяч в год, итого ~140 млрд $ идёт в зарплаты учителям - шестая часть общего бюджета. Еще прочие сотрудники. Еще соцпакеты. Пишут, что почти 80% расходов американских роно - ФОТ.

Прежде чем сравнивать качество, надо определиться с критериями. Например, в рейтинге TIMSS по естественным наукам за 8 класс США лучше среднего, сильно обгоняет некоторые страны бывшего СНГ (Грузию, Казахстан) и отстаёт от России на 21 балл, в то время как Россия отстает от Японии на 27 баллов.

Плохой критерий? Предложите хороший.

В целом американская система больше заточена на воспитание организованности и самостоятельности. А также с детства приучает работать в команде и презентовать свои результаты. Ученик, нацеленный на отл в полугодии, вынужден не только работать сам, но и как-то справляться с оболтусами, с которыми его поставили в группу. Как справляться? Либо организовать их, либо сделать за них, либо вовремя сделать так, чтобы учитель накостылял оболтусам и наградил карьериста. Как презентовать результаты? Быть выскочкой, но не портить отношения. Описывать посредственные результаты как превосходные, но так, чтобы это не выглядело пустым хвастовством. Похвалить команду, но так, чтобы у слушателей создалось впечатление, что все лавры заслужил ты. Подать провал под соусом успеха. В общем, всё то, что потом очень пригождается в реальной работе не только в США, но и в России и других странах.

Достижения (реальные и мнимые) должны быть не разовые, не сданный в последний момент экзамен. Для поступления в вуз важно, чтобы ученик получал хорошие отметки за все полугодия последних четырёх лет школы по всем предметам. Если какие-то отметки плохие, важно, чтобы они были в давние годы (абитуриент сперва немного ленился, но потом исправился) и ни в коем случае не в последние. Раньше важно было попадать в лучшие ученики школы, то есть лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Это демонстрирует, что ученик, может, получил и не лучшее образование, но лучшее из того, что было ему доступно.

Средняя оценка за четыре последних года школы считается лучшим предиктором успеха в вузе и дальнейшей карьере. Это звучит разумно и стабильно демонстрируется в статистических исследованиях, так что вузы опираются прежде всего именно на этот критерий, с поправкой на расовую дискриминацию.

В этом смысле американское школьное образование действительно хорошее. В отношении академических знаний оно не столь хорошо, особенно если сравнивать материал, который предлагают усвоить среднему американскому школьнику, с советским. Разница не столь велика, если смотреть на реальный уровень усвоения материала, особенно с учетом того, что для самых успевающих школьники в Америке предусмотрены неплохие программы. Например, американская геометрия в подметки не годится российской, но для желающих в США есть матан на гораздо более сложном уровне, чем в российских школах.

Ответ @ArazrieL на комментарий #comment_322261316

курс механики по физике школьной мне сейчас вот в принципе нигде, кроме помощи детям с уроками не нужен. И я хз, как вы учились и что делали в школе, что к 30 простые формулы у вас выветрились. Я бы понял если бы интегралы второго и третьего порядка выветрились, но формулы в 3 переменные и 1 константу.

В школьной физике помимо механики были и другие вещи. Например,

  • основное уравнение мол.-кин. теории

  • формула Жюрена для высоты поднятия жидкости в капилляре

  • формула Фарадея для электролиза

  • формула силы Лоренца, действующей на движущийся заряд

  • закон Фарадея для электромагнитной индукции

  • формула энергии магнитного поля тока

  • формула Томсона для колебательного контура

  • формула импеданса

  • формула мощности переменного тока

  • формулы максимумов дифракционной решетки и размера колец Ньютона

  • формула зависимости массы от скорости в СТО

  • формула для фотоэффекта с работой выхода

  • формула Ридберга для спектров излучения водородоподобных атомов

  • формула для дефекта масс

  • формула (не математическая) распада нейтрона

Вы всё это запомнили на годы, хотя больше не изучали?

А в некоторых классах проходят закон Бернулли с формулой Торричелли, формулу Пуазейля, уравнение адиабаты, уравнение адиабаты, формулу для энтропии, закон Лапласа для менисков, формулу для добротности, формулу Планка с законами Стефана-Больцмана и Вина.

Показать полностью

Ответ на пост «О советской системе образования {длиннопост}»

К примеру, в американской школе ученик уже в старших классах может выбрать себе специализацию, отбросив "ненужные" предметы. В советской же школе на протяжении всего периода обучения ученику даётся большой набор предметов, но каждого понемногу. Советский ученик не получал глубоких знаний в какой-то одной области, но получение обширного спектра предметов могло выявить области знания, в которых ученик был наиболее способен.

Домыслы. В американской школе ученик не может выбирать специализацию. Он может выбрать, изучать ли физику или химию. Сильную математику вплоть до матанализа - или слабую. Географию или историю. Но он не может выбирать химию вместо географии.

Знания, которые давали советскому ученику почти по любому предмету, были глубже, чем в США. Если советское образование было, в ваших терминах, "пипеточным", из пипетки размазывают знания тонким слоем, то американское - из той же пипетки знания разбрызгивают наугад, куда учителю приспичит. Что-то системное начинается чаще всего в 11-12 классах, если ученик выбрал сильный предмет и повезло с учителем.

Вот американская школа. Предположим, пришло 10 учеников. Из них - один очень толковый, он потом получит грант на обучение в колледже (в наших современных терминах - будет учиться "на бюджете"), ещё пара просто толковых- один потом возьмёт большой кредит на обучение(который будет отдавать 30 лет)), второму обучение в колледже оплатят родители, а остальные 7 - ни то ни сё. Таким образом из 10 - трое вероятно станут полезными членами общества, а остальные - пойдут стоять на кассе в фаст-фуде/фасовать овощи на линии/работать заправщиком на АЗС. Эффективность использования человеческого потенциала - 30%.

А вот советская школа. Пришло 10 учеников. Прошли кучу предметов, перепробовали разные занятия, определились с дальнейшим развитием. Из них - 7 пошли в ВУЗы, один стал таксистом)), одна - многодетной матерью, и ещё один - оболдуй который меняет места работы каждые пол-года. Эффективность использования человеческого потенциала - 80%.

В современных США в вузы идёт почти половина выпускников школ, а с учетом ПТУ (где можно учить весьма продвинутые предметы и откуда можно переводиться сразу на 3 курс вузов) - две трети.

Т.е. советская система повышения качества населения (которая включает систему образования) - очевидно была эффективней. Почему же Америка её не скопировала? Во-первых потому что капиталистическая система не предполагает доступность такой привилегии как высшее образование - для всех слоёв общества

Высшее образование во Франции почти бесплатное. Там сборы на библиотеку, практические работы, еще что-то, и суммарно выходит очень немного. Например, в 1969 году стоимость повысилась почти вдвое по сравнению с предыдущим годом и составила 95 франков (18 долларов) в год. Это был французский МРОТ за 30 рабочих часов. Сейчас сбор на бакалавриат во Франции - 175 евро в год при мимимальной зарплате 1760 в месяц.

Почти бесплатное образование было и остаётся и в Германии.

Кстати, бесплатное 8-летнее школьное образование в США распространилось на много десятилетий раньше, чем в России, еще в XIX веке. А еще в госвузах США (и некоторых других, например в Гарварде, Станфорде и МИТе) образование для малоимущих местных жителей субсидируется, иногда на 100%.

а главное - потому что США могли "пылесосить" таланты с 5/6 частей света, не вкладываясь в безумно дорогую систему отбора, просто скупая оптом нужных специалистов по всему миру. Выборка 30% из нескольких миллиардов больше чем 80% из 300 миллионов.

Это верно, но вы заблуждаетесь, воображая, что американцы мало вкладываются в собственное образование. На государственные школы они тратят 800-900 миллиардов долларов в год.

Показать полностью

О советской системе образования {длиннопост}

Как и в прошлый раз, поводом к написанию стало обсуждение этой темы в соцсетях. Споры о "превосходстве советского образования" не утихают, мне тоже есть что сказать по теме, вот и говорю).

Невозможно говорить о советской системе образования без описания советской системы вообще, ибо сложные системы это не набор отдельных кубиков существующих сами по себе, а сложный клубок где всё взаимосвязано и ниточки тянутся одна за другой. Поэтому, чтобы обосновать своё мнение, кратко придется пробежаться по истории Советского Союза.

С первых дней существования Советской России она подвергалась агрессии извне, ибо мировой империализм не мог допустить ситуации, при которой бы пролетариат владел средствами производства и управлял сам собой. Империализм поддерживал анти-большевистские силы в Гражданскую войну, поддерживал Польшу в советско-польской войне. Когда эти попытки "решить вопрос силой оружия" не удались - объявил экономическую блокаду, при которой от советской стороны в качестве оплаты принималось только зерно - что по сути было явной попыткой довести советское население до голода (об аспектах сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия упоминал в прошлой статье). Но и это не привело к падению советского строя, и тогда империалисты решили напасть всерьёз, ради чего подняли Германию из экономической жопы и натравили на СССР. Удар был мощный, но Советский Союз выстоял. Далее империализм сделал ставку на супер-оружие, но и тут СССР смог себя обезопасить. И тогда, видя невозможность уничтожить "Советы" военным путём, империализм избрал тактику, которую они сами назвали "холодной войной" (хотя боестолкновения в разных частях света от Кореи до Афганистана "холодными" никак не назовёшь) при которой в качестве воздействия были задействованы все сферы - экономическая/политическая/идеологическая и т.д., и которую (тактику т.е.) следует называть скорее тотальной войной.
А в тотальной войне приходится задействовать вообще ВСЕ ресурсы - не только промышленные/энергетические/природные, но и человеческие, причём в более широком смысле, а не только мобилизационном. И если в военном плане СССР был самой настоящей сверхдержавой, то в плане ресурсов объединенному Западу уступал (1/6 часть суши это конечно много, но ведь остальной мир в 5 раз больше, и хотя некоторые соседние страны являлись вроде как союзниками, но совсем ненадежными, а эпизоды экономической помощи т.н. развивающимся странам как раз были попытками вырвать их из сферы влияния Запада). А вот в человеческом ресурсе СССР уступал очень серьёзно (имеется ввиду количество). И очевидно руководство страны приняло единственное верное решение - усиленно развивать человеческий ресурс. Была принята программа повышения рождаемости, в числе которой: запрет на аборты, налог на бездетность, существенные льготы многодетным, детская молочная кухня, и т.д. Принятые меры давали результат (https://gufo.me/dict/bse/СССР_Население) но очевидно каким бы существенным ни был рост населения - для кратного увеличения численности требуются десятилетия. И были приняты меры по повышению качества населения, чтобы каждый гражданин был более полезной единицей общества (тем самым повышая мощь страны), для чего создавались "вечерние школы", курсы повышения квалификации, введено наказание за тунеядство и бродяжничество, тюрьмы в основном стали исправительно-трудовыми колониями (и там тоже была возможность учиться и получать профессию!), и т.д.
И в рамках повышения качества населения, была реформирована система образования. Как это выглядело? К примеру, в американской школе ученик уже в старших классах может выбрать себе специализацию, отбросив "ненужные" предметы. В советской же школе на протяжении всего периода обучения ученику даётся большой набор предметов, но каждого понемногу. Советский ученик не получал глубоких знаний в какой-то одной области, но получение обширного спектра предметов могло выявить области знания, в которых ученик был наиболее способен. И тогда уже мог продолжить обучение по этому направлению в ВУЗе. И причём бесплатно. Мало того, существовали бесплатные секции и кружки - спортивные/художественные/поварские/трудовые/рукоделия и проч. и проч. и проч. И учеников активно склоняли эти кружки посещать, т.е. если ученик вдруг не силён в учёбе - имел возможность стать спортсменом (или как минимум иметь хорошее здоровье благодаря тренировкам), творческим работником, да просто толковым работником на производстве (благодаря собственному интеллектуальному развитию путём тренировки хоть каких-то навыков). Кем угодно мог стать (как там у нас сейчас с социальными лифтами?) и плюс не болтался после уроков где попало. Повторяю, всё это БЕСПЛАТНО.
Какой в этом смысл? - советские руководители небезосновательно считали что у каждого человека есть к чему-то способности - надо только их выявить, и тогда гражданин будет полезен для общества по максимуму своих возможностей. Во-сколько это обходилось бюджету? Даже страшно представить. (немедленно вспоминаю как занимался в молодости велоспортом - просто приходишь в секцию со справкой от школьного врача, и тебе с порога дают велосипед - на, катайся. А ведь были секции и по мотоспорту, автоспорту, гонкам на воде (в нашем городе была такая) и даже по авиа. БЕСПЛАТНО МЛЯТЬ!) При попытке погуглить материалы и посчитать - я быстро запутался, потому что к расходам собственно на школу и ВУЗы нужно ведь ещё плюсовать расходы на все эти секции/кружки/курсы и т.д. Т.е. на ВСЮ систему отбора и подготовки. Предполагаю что цифры там были сопоставимы с оборонным бюджетом.
Что же в итоге такая система давала? Опять придется прибегнуть к сравнению.
Вот американская школа. Предположим, пришло 10 учеников. Из них - один очень толковый, он потом получит грант на обучение в колледже (в наших современных терминах - будет учиться "на бюджете"), ещё пара просто толковых- один потом возьмёт большой кредит на обучение(который будет отдавать 30 лет)), второму обучение в колледже оплатят родители, а остальные 7 - ни то ни сё. Таким образом из 10 - трое вероятно станут полезными членами общества, а остальные - пойдут стоять на кассе в фаст-фуде/фасовать овощи на линии/работать заправщиком на АЗС. Эффективность использования человеческого потенциала - 30%.

А вот советская школа. Пришло 10 учеников. Прошли кучу предметов, перепробовали разные занятия, определились с дальнейшим развитием. Из них - 7 пошли в ВУЗы, один стал таксистом)), одна - многодетной матерью, и ещё один - оболдуй который меняет места работы каждые пол-года. Эффективность использования человеческого потенциала - 80%.

Т.е. советская система повышения качества населения (которая включает систему образования) - очевидно была эффективней. Почему же Америка её не скопировала? Во-первых потому что капиталистическая система не предполагает доступность такой привилегии как высшее образование - для всех слоёв общества, а главное - потому что США могли "пылесосить" таланты с 5/6 частей света, не вкладываясь в безумно дорогую систему отбора, просто скупая оптом нужных специалистов по всему миру. Выборка 30% из нескольких миллиардов больше чем 80% из 300 миллионов.

И вот наконец главный вывод: сравнивать советскую и американскую системы образования по эффективности - абсолютно бессмысленно. Советское школьное образование было частью советской системы, имело свои задачи, применимые и эффективные в условиях существования Советского Союза. Ровно как и американская школьная система - в американских условиях. Это всё равно что сравнить: что лучше - колесо от Мерседеса или колесо от БелАЗа? Бессмыслица. И то и то - отличные автомобили, но в своих категориях. Попробуйте поменять их колеса местами - бесполезным окажется и Мерседес и БелАЗ.

Помню, в военном ВУЗе где я учился в 90-е, один из начальников кафедры, полковник, презрительно называл советскую систему школьного образования "пипеточной" - дескать ничему конкретному там не учили, так только, мазали. Т.е. даже на таком уровне советские работники сферы образования не понимали сути самой этой системы. Которую, если уж использовать аналогии, следовало бы называть "лакмусовой". Что уж говорить об остальных. Так что, я уверен, споры о том, чья система образования была лучше - не утихнут ещё долго.
Ну а я свой доклад закончил).

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!